All posts by Boris Zubkov

Маленькие истории. Сорняки

принцВы получаете письмо от нигерийского принца. Он — в беде. Его 320 миллионов долларов могут изъять, но вы можете ему помочь. Просто согласитесь, чтобы он перевел эти деньги на ваш счёт, и получите 30%.

Кто может поверить в эту шнягу? Этот развод известен десятки лет, уходя корнями в столетия. Неужели есть кто-то, кто покупается на это? Господи, и какие же они тупые эти мошенники – могли бы уже придумать что-то правдоподобнее, так?

Не могли бы. По мнению авторов «Фрикономики», именно весь этот антураж: Нигерия, принцы (или наследство), несоответствие емейла и имени, хромая грамматика и орфография, и проч. – это всё части принципа «самовыпалывания сорняков». Все, кто видят торчащие уши мошенников, не нужны, потому что они — бессмысленная трата времени. Посылая миллионы писем, они надеются найти именно того человека, который никогда про это не слышал. Того наивного и доверчивого простака, у кого захватит дыхание от подсчета комиссии и картинок новой счастливой жизни. Того, кто через несколько дней и недель переписки вышлет им несколько тысяч долларов на «последние пустяковые формальности».

Levitt, S. D., & Dubner, S. J. (2014). Think Like A Freak: HarperCollins Canada.


Мы – то, что мы делаем

незнакомцы

Известный психолог Тимоти Уилсон считает, что «мы – то, что мы делаем». Это перекликается с цитатой Курта Воннегута: «Мы – те, кем мы притворяемся, поэтому должны быть осторожны в том, кем мы притворяемся».

Курт Воннегут написал эту фразу в романе «Мать-тьма». Чтобы лучше понять ее: это история про то, как американец, живущий в Германии, завербован разведкой США. Он работает на радио, вещая на английском языке. В этих передачах он с помощью пауз, ударений и покашливаний передает секретную шпионскую информацию, которую сам, кстати, не знает. Но он настолько талантливо преуспевает в пропаганде идей фашизма, что скоро становится одним из главных нацистов. Он начинает понимать тот чудовищный вред от его пропаганды, перед которым меркнет эфемерная польза от передачи шпионской информации. Он так хорошо притворился нацистом, что не может избавиться от этого до конца жизни.

Мы плохо знаем себя, и один из способов узнавать себя – наблюдать за самим собой. Такое предположение выдвинул философ Гилберт Райл; затем оно было формально описано психологом Дэрилом Бемом.

Почему мы ведем себя так как ведем? Вы помогаете женщине поднять коляску по ступенькам – это потому что вы внимательный, воспитанный и добрый? Вы платите в два раза больше за чашку кофе в одном кафе, чем в другом кафе, потому что вам нравится дорогой и хороший кофе? Возможно, но Бем говорит, что и обратное также работает. Вы помогли женщине и вдруг подумали, что вы, в общем-то, внимательный воспитанный и добрый человек. Вы купили дорогой кофе и подумали, что вы, в общем-то, наверное, любите дорогой кофе, и что вы разбираетесь в кофе.

Сотни экспериментов показывают, что, скорее всего, так и происходит. Мы часто не знаем мотивы своих поступков, но узнаем о них, наблюдая за своим поведением.

Отсюда вытекают две важные идеи:

1) Мы – незнакомцы для самих себя. Мы знаем себя крайне плохо. Мы используем свое поведение, чтобы узнать свойства своей личности и характеристики.

2) Кроме того, что мы узнаем о своих свойствах, наблюдая за своим поведением, мы создаем свойства своей личности – свойства, которых, возможно, и не было ранее. Наши поступки большей частью инициируются и приобретают форму благодаря массе факторов среды, но мы считаем, что поведение происходит от внутренних мотивов.

Практический вывод: чтобы изменить себя, надо начинать с поведения. Хочешь стать добрым – начинай делать добрые поступки. Вскоре вы заметите, что вы ведете себя как-то по-доброму и у вас закрадется подозрение, что вы – добрый человек. Хотите стать кофейным гурманом – начинайте пить много кофе в разных местах. Хочешь стать веселым – начинай веселиться, вот прям сейчас.

А если вы хотите жить в прекрасном будущем — начинайте его создавать на курсе Дизайн личного будущего.


Маленькие истории. Чтение

игра престоловСв. Августин, в своей автобиографии «Исповедь», написанной в конце 4 века н.э., пишет, как он просто обалдел, когда увидел, как миланский епископ Амвросий Медиоланский читает книгу, но не вслух, и его губы даже не шевелятся! Это было похоже на чудо. В те времена чтец медленно водил пальцем по строчкам и проговаривал всё вслух как первоклассник. Потребовалось еще 500 лет, чтобы чтение про себя стало нормой.


Будущее для детей

приключения, мальчик

Короткий разговор с ребенком о прошлом или будущем помогает им принимать лучшие решения в жизни, даже спустя годы.

Дети только к 3 годам начинают понимать концепцию будущего. Под концепцией не имеется в виду что-то по-философски сложное. Например, вы знаете, что на улице прохладно и ветрено, и вы уверены, что надеть шапочку будет в самый раз. Вы предвидите, как вы будете ощущать себя через минуту, выйдя из дома. Такой ход мысли кажется естественным, но не для маленького ребенка – сейчас он разгорячен играми в теплом доме, и шапка на голове ему не нужна. Ему просто трудно или даже невозможно представить, как он будет чувствовать себя в ближайшем будущем.

Нам хотелось бы, чтобы наши дети умели смотреть в свое будущее, ведь чем лучше они могут это делать, тем лучше их шансы счастливой и успешной жизни. Если ребенок не может представить будущее, он может жить только сегодняшним днем. «Живи настоящим» может и звучит красиво, но в реальности это приводит к пренебрежению завтрашними планами, и к стремлению к удовольствиям и наслаждениям здесь и сейчас. Это неизбежно ведет к рискованному поведению, вроде наркомании, подростковой беременности.

Напротив, даже элементарное   представление о будущем определяет количество лет, сколько ребенок будет учиться, дает защиту от опасных подростковых соблазнов, раннего брака и криминального поведения. Это определит даже состояние здоровья и уровень дохода через 20 лет.

В недавнем исследовании психологов из Бостонского университета детей просили поразмышлять о прошлом и будущем. После этого они прошли несколько тестов, которые должны были показать, как работает представление о будущем.

Как можно поговорить с ребенком:

Положить на стол три листа, и написать на них — на центральном «сейчас», слева — «до сейчас», а справа — «после сейчас».

Разговор о близком будущем:

Ребенку говорят: а сейчас мы поговорим о «после сейчас». «После сейчас» – это то время, когда мы закончим с тобой говорить, и ты пойдешь в класс, а потом ты пойдешь домой, а еще потом, вечером, ты ляжешь в свою кровать спать.

Можешь ты нарисовать картинку как ты ложишься спать сегодня вечером?

Когда ребенок заканчивает картинку, экспериментатор кладет картинку на поле, обозначенное как «после сейчас». Психолог говорит ребенку: «Мы положим это туда, потому что это случится «после сейчас».

Затем просит ребенка придумать еще события в ближайшем будущем, задавая следующие вопросы:

1) Что ты будешь делать сразу же после этой игры, когда ты пойдешь назад в класс?

2) Что ты будешь делать, когда придешь из садика домой?

3) Что ты будешь делать, когда пойдешь спать?

Задав первый вопрос, экспериментатор либо получает 5 вариантов, либо ответ ребенка, что ничего не приходит в голову, и задает следующий вопрос. В следующий раз с ребенком можно поговорить о прошлом. Он строится точно также, только тема разговора – прошедшие 24 часа.

Любопытно, что размышлять о недавнем прошлом или близком будущем имеет одинаковый положительный эффект. Это происходит потому, что для такой работы мозг использует один и тот же регион мозга, и конструирует образы из одних и тех же «кирпичиков».

Тесты:

Тесты, которые давали детям – простые, и вы легко можете провести их сами. Вы можете провести тест до разговора о будущем, и/или после. Кратко можно сказать так: высокие баллы по этим тестам – хорошо, это показывает способность принимать качественные решения и планировать, основываясь на представлении о будущем.

Перспективный тест памяти:

Ребенку показывают деревянную коробочку и говорят, что там для него лежит подарочек, который он получит после всех заданий. Исследователь говорит ребенку, что тот должен напомнить открыть коробочку в конце.

Исследователь даже добавляет, что он часто забывает такие вещи, и что «когда я скажу «ну, вот мы и закончили», ты мне напомнишь открыть коробочку». В конце занятий экспериментатор многозначительно и сообщает «Ну вот, мы и закончили».

Если через 10 секунд после окончания ребенок не напоминает, экспериментатор говорит: «Ты ничего не должен мне напомнить?» и ждет еще 10 секунд. Если ребенок и после этого не вспоминает, то экспериментатор открывает коробку, достает подарок и отдает ребенку.

Ребенок получает 2 балла, если он сам напоминает о подарке после слов «мы закончили». 1 балл – после первого напоминания, и 0 баллов – если не вспоминает.

Мысленное путешествие во времени:

В это тесте детям показывают картинку, например, леса, и просят притвориться, что сейчас им надо будет пройти через этот лес. «Давай притворимся, что ты сейчас пойдешь по этой дорожке через лес. Давай приготовимся к походу!»

Затем ребенку показывают три предмета: бутылка с водой (правильный ответ), растение в горшочке (семантический близкий к лесу предмет) и подарок в коробке (отвлекающий внимание предмет). «Какой из этих предметов ты возьмешь с собой?» спрашивают ребенка, а после выбора: «И зачем тебе понадобится этот предмет?»

Делают такое упражнение два раза. Второй раз показывают другую картинку, например: прогулка по пустынной местности (правильный предмет – солнечные очки), по скалистой тропинке вдоль горного ручья (пластырь), через снежный лес (зимняя куртка), прогулка около водопада (плащ-дождевик).

Подсчет очков. За мысленное путешествие – 2 балла, если оба раза ребенок выбирал правильные ответы. 1 балл – если только один раз, и 0 баллов – если ни разу.

Объяснения ребенка тоже приносят баллы: 2 – если оба раза объяснения были правильные, 1 – за одно, и 0 – если были неправильные.

Если ребенок уже школьник, то тесты можно усложнить. Так, можно попросить напомнить о подарке на следующий день. А вместо похода в лес, как в о втором месте, предложить подумать, что стоило бы взять с собой в путешествие по Китаю, или что нужно знать и уметь, чтобы стать директором завода роботов.

Каждый раз делая что-то подобное, ребенку будет удаваться все легче и лучше представлять свое будущее, и это станет, пожалуй, одним из самых важных умений, которое становится все более востребованным с каждым днем.

Atance, C. M., & Meltzoff, A. N. (2005). My future self: Young children’s ability to anticipate and explain future states. Cognitive Development, 20, 341-361.

Chernyak, N., Leech, K. A., & Rowe, M. L. (2017). Training preschoolers’ prospective abilities through conversation about the extended self. Developmental Psychology, 53(4), 652-661.

Guajardo, N. R., & Best, D. L. (2000). Do preschoolers remember what to do? Incentive and external cues in prospective memory. Cognitive Development, 15, 75-97.


Маленькие истории. Кости драконов

В 1899 году ректор Императорской Академии в Пекине Ванг Юронг заболел. Доктор прописал ему лучшее лекарство – перемолотые кости дракона. Ванг поспешил в аптеку, спускалась ночь, продавца торопился, и совершил непростительную для аптекаря вещь – вместо того, чтобы перемолоть и выдать клиенту порошок, он отвесил кость дракона целиком.

У ректора гостил его друг Лю Е, и так получилось, что они оба увлекались древними китайскими иероглифами. Они и заметили, что кость дракона вся испещрена письменами. На следующий день они вернулись к аптекарю и попросили сказать, откуда у него кости. Но тот отказался: кости дракона были слишком дорогим и выгодным товаром. Он готов был продать кости целиком, из большого уважения и за такие же большие деньги, но не более того.

Друзья так никогда и не узнали секрета, хотя рассказали о свои находках многим людям, а Лю даже написал книгу о них. Лишь 9 лет спустя другой человек, филолог Лу Чженг обнаружил сотни таких костей в окрестностях древней столицы династии Шан, и вскоре ученые разобрались, что же это такое.

Это оказались кости-оракулы: лопаточная кость буйвола или нижний костяной щит черепахи, испещренные предсказаниями. 3000 (!) лет назад эти кости высушивали, писали на них вопросы, а затем втыкали раскаленную острую железку в центр. Кость трескалась и обученный оракул по трещинам делал предсказание. Тогда это была рутинная вещь: узнать, стоит ли продавать скотину на ближайшей ярмарке или какой будет урожай. У кого водились деньги, начинал свой день с такого предсказания. Гадание прекратилось, когда появился более дешевый и легкий способ – с помощью Книги перемен.

С тех пор ученые обнаружили десятки тысяч этих костей, что дало бесценные знания о древнем Китае. Сотни лет китайские аптекари продавали и продают до сих пор порошок из костей дракона и кто знает, узнали бы мы всё это, если бы аптекарь не поленился сделать свою работу, а его покупателями не оказались сведущие люди.


Маленькие истории. Красиво

СухартоВ Индонезии в 1967 году в результате переворота к власти пришел Сухарто – недооцененный в полной мере по чудовищности монстр, сдохший совсем недавно от старости в богатстве и почете. За короткое время после прихода к власти он убил, по разным подсчетам, от полумиллиона до двух миллионов людей. В некоторых странах, как мы знаем, миллион сюда, миллион туда – мелочи. Массовые расстрелы, пытки, сжигание заживо в запертых домах – Сухарто получил бы похвалу и от Гитлера и от Сталина.

Писатель Видиадхар Найпаул отмечал в своей книге, что ходили слухи, что опричники Сухарто, приезжая в деревню, с четким планом убить там всех жителей, включая женщин и детей, привозили с собой гамелан. Гамелан – это традиционный индонезийский оркестр: ксилофон, барабаны, флейты, гонги и прочее. Состав оркестра варьировался от 10 до 25 человек.

Позже ему довелось встретить непосредственного участника таких массовых убийств, ничуть не раскаивающегося заслуженного ветерана государственной службы, который слухи подтвердил.

«И зачем вы брали с собой оркестр»? Тот не понимал, зачем спрашивать очевидное: «Ну как зачем?! С музыкой это ведь всё очень красиво».

А вот и гамелан:

Naipaul, V. S. (2012). Among the Believers: An Islamic Journey. Pan Macmillan.


Какое будущее вы хотите для себя

дизайн личного будущегоЗнаете ли вы свое будущее? Стоит ли не расслабиться, сarpe diem*, и пусть будет как будет, потому что всё же будет непременно хорошо, так ведь? Или потратить немного времени и вообразить свое будущее, соблазнить свой мозг этим представлением, чтобы он начал искать все возможности и пути достижения, повышая шансы, что оно сбудется?
*живи настоящим

Захотите уверенности – курс Дизайн личного будущего стартует уже 1 октября. Курс обновился и стал гибким: вы можете двигаться со своей скоростью.

  • 20 часов практических занятий над своим желанным будущим. Можно уложиться и в две недели, четыре или десять – решать вам. Курс будет открыт для вас в течение года
  • Упражнения и тесты
  • Самые эффективные техники лучшего конструирования представления своего будущего.
  • Живая встреча онлайн раз в неделю – для вопросов и ответов.
  • Общение в закрытой группе по всем вопросам курса

С первого же дня вы начнёте делать дизайн своего будущего. Вы будете узнавать новое, и улучшать картину желанного будущего- шаг за шагом, день за днём, совершая ошибки и делая открытия.

К концу курса, кем бы вы ни были, у вас сложится ясное, полное и эффективное представление о своём будущем. И не только: вы активируете его так, что ваш мозг будет постоянно искать и находить способы претворения его в реальность.

Записаться