Красивее – значит лучше

Голосование по критерию привлекательностиКогда мы оцениваем людей при приеме на работу, или сами участвуем в роли кандидата, нам может быть интересно, какие процессы принятия решения работают в этой ситуации. Вообще, человек старается использовать наиболее простые эвристики (правила) принятия решений. Одна из таких эвристик звучит так: “Красивее – значит лучше”. Она предписывает нам оценивать только физическую привлекательность и, на основе этого, выносить суждения и решения. Мы делаем это, в основном, неосознанно, и очень быстро. Затем, уже сознательно мы можем обосновать свое решение, и вовсе не обязательно, что мы скажем себе, или другим, что мы основывали свой выбор на факторе привлекательности. Разумеется, такая эвристика несовершенна, зато она не требует от нас большой когнитивной нагрузки, что мозг вполне устраивает, и, в реальности, мы пользуемся чаще ей, нежели тщательным логическим размышлениям о всех сторонах человека.

Так, например, в одном эксперименте (Chiao, Bowman, & Gill, 2008) участникам предлагалось смотреть и оценивать лица политических кандидатов на выборах, в США. Никакой информации, кроме фото им не предоставлялось. Физическая привлекательность играла одну из главных ролей. Самое интересное, что привлекательность кандидатов, оцененная в этом эксперименте, хорошо коррелировала с последующими реальными результатами выборов этих кандидатов.

Другое исследование, проведенное психологами университета Флориды и университета Мюнхена (Agthe, Spörrle, & Maner, 2010), показало, что при приеме на работу мы отдаем предпочтение красивым людям – и чем они красивее, тем больше у них шансов. Однако, только тогда, когда они противоположного пола. Вероятнее всего, мы рассматриваем однополого красавца/красавицу как угрозу своей ситуации. И это находит подтверждение. Так, эксперимент (Hazlett, & Hoehn-Saric, 2000) использовал электромиографию, технику для оценки и записи электрической активности в клетках скелетных мускулов. Женщинам-участницам эксперимента, показывали лица людей различной степени привлекательности. Когда они видели привлекательные лица женщин, то регистрировалась активность в мышце, хмурящей брови и определенное возбуждение. В сравнении с реакциями на другие лица (мужчин и менее привлекательных женщин), привлекательная соперница действительно воспринимается как конкурент.

Картинка адаптирована из Chiao, Bowman, & Gill, 2008.

Agthe, M., Spörrle, M., & Maner, J. K. (2010). Don’t hate me because I’m beautiful: Anti-attractiveness bias in organizational evaluation and decision making. Journal of Experimental Social Psychology, 46(6), 1151-1154.

Chiao, J., Bowman, N., & Gill, H. (2008). The political gender gap: gender bias in facial inferences that predict voting behavior. PLoS ONE, 3 (10).

Hazlett, R. L., & Hoehn-Saric, R. (2000). Effects of perceived physical attractiveness on females’ facial displays and affect. Evolution and Human Behavior, 21(1), 49-57.

Добавить комментарий