Tag Archives: романтика

Дарите девушкам цветы!

Ваза с цветамиПродолжение рассказа про цветы. Начало: Про цветы, Цветы: 100% способ вызвать улыбку.

Сегодня поговорим об еще одном эксперименте с цветами, который проделал известный уже нам Николя Геген (Nicolas Guéguen). Как вы помните, его эксперименты довольно прямолинейны. Так и здесь: 46 девушек приняли участие; они проходили и садились на в комнате перед компьютером. В половине случаев в комнате стояли 3 вазы с цветами. В половине случаев все было точно также, и те же вазы, но только без цветов. Во всех случаях девушкам показывали по монитору пятиминутное интервью с молодым человеком, который говорил о своих предпочтениях в еде. Девушек просили составить свое представление о парне, а затем оценить несколько его характеристик по 7-ми балльной шкале. Результаты – на графике. Оценка молодого человека в зависимости от наличия или отсутствия цветовРазумеется, ни одна из девушек не догадалась о истинной цели эксперимента, и весь этот эффект исключительно подсознательный.

Второй эксперимент начался с того, что группа женщин в ходе подготовки выбрала по фотографиям одного парня, как наиболее привлекательного. Он не был в курсе всего происходящего, разумеется. Эксперимент проходил так же, как и первый. После просмотра, девушку проводили в другую комнату, где наш подставной парень уже сидел. Психолог просил их составить мнение о парне, только что виденном по видео, и выходил из комнаты. По инструкции подсадной начинал дискуссию, которая длилась 5 минут. Затем в комнату возвращался психолог, прекращал дискуссию, сообщал о небольших проблемах. и просил еще подождать, и опять уходил. Фактически в разговоре парня с девушкой возникала пауза.

И тут парень улыбался, и произносил следующий текст: “Меня зовут Антуан. Вы мне нравитесь. Интересно, вы мне номер своего телефона дадите? Я бы позвонил вам позже, и мы могли бы сходить куда-нибудь, выпить кофе?”. После этого он замолкал, смотрел ей в глаза, и ждал 10 секунд. Если девушка согласилась, парень записывал ее номер. Если не соглашалась – он говорил: Согласие дать номер телефона молодому человеку в зависимости от наличия или отсутствия цветов“Ну что ж, без проблем”. Затем входил экспериментатор и действие заканчивалось.
Девушки, побывавшие в комнате с цветами, в более чем 80% случаях согласились на свидание с парнем. Только половина из тех, кто был в комнате без цветов, дали телефон парню. Смотрите на график слева.

Guéguen, N. (2011). “Say it with flowers”: The effect of flowers on mating attractiveness and behavior. [doi: 10.1080/15534510.2011.561556]. Social Influence, 6(2), 105-112.

 


Где знакомиться с девушками

Знакомство с девушкой в торговом центреВ Университете Южной Бретани (Université de Bretagne-Sud), во Франции, на факультете психологии работает такой Николя Геген (Nicolas Guéguen), который мало того, что делает простые, но эффектные и интересные исследования, но еще часто печатается в моих любимых журналах. И поэтому я на него неизбежно натыкаюсь и про него уже писал. Вот, например: Психология цен, Еще о музыке, вине, цветах и ресторанах, Чем это пахнет, что уходить не хочется?, Приятный аромат помощи, Amour, Красивое имя и работа.

В этот раз он со своими студентами решил проверить, как влияет запах на романтические отношения (Guéguen, 2012). Они взяли фотографии двух десятков молодых парней, попросили группу девушек оценить их физическую привлекательность, и по результатам отобрали пять мужчин с самыми высокими оценками. Всем парням было по 20 лет. В их задачу входило знакомиться с девушками в большом торгово-развлекательном центре. Парням придумали пару историй, не соответствующих действительности, зачем они должны знакомиться то в одном, то в другом месте. Это делалось с тем, чтобы они не знали об истинной цели эксперимента и не могли повлиять на результат.

На самом деле группа психологов выбрала несколько мест, отличающихся запахом. Так, местами с приятными запахами были пространства рядом с кондитерской, кофейней и булочной, а местами без запахов были пространства рядом с магазинами одежды, музыки и банком.

Задача каждого парня была строго обозначена: увидев девушку 18-25 лет, он должен был улыбнуться, подойти к ней и проговорить определенный текст, каждый раз один и тот же. Текст таков: “Привет. Меня зовут Антуан. Я просто хотел сказать, что вы прекрасно выглядите. Мне надо сейчас идти на работу, поэтому я хотел бы узнать, не дадите ли вы мне свой номер телефона. Я позвоню и мы можем посидеть где-нибудь, попить кофе”.

Видите ли, Геген уже выяснил ранее, что просьба дать номер телефона воспринимается женщинами как попытка познакомиться. Предложение посидеть и попить кофе где-нибудь – тоже воспринимается как попытка завязывания отношений. Это кажется очевидным, но здесь есть и частица откровения.

Сказав текст, молодой человек должен был замолчать на 10 секунд, просто улыбаясь и смотря на девушку. Если она давала номер телефон, надо было взять его, или записать, и сказать: “Увидимся”. Если девушка отказывалась, надо было сказать: “Ну что ж, сегодня не мой день. Хорошего дня!” В любом случае, после этого к девушке подходил один из экспериментаторов и объяснял, что она участвовала в эксперименте, пояснял его цель и прочее. Кроме того, он записывал возраст девушки.

Когда запахи приятные, девушки охотнее соглашаются на знакомствоТаким образом, парни подошли к 400 (по 200 в каждом условии) девушкам, среднего возраста в 22,4 года. И вот на графике слева видно, как согласие зависело от места с приятным запахом или без запаха. Разница – почти в два раза. Самое вероятное объяснение – приятный запах улучшает настроение, а оно делает возможное знакомство более привлекательным.

Guéguen, N. (2012). The sweet smell of… courtship: Effects of pleasant ambient fragrance on women’s receptivity to a man’s courtship request. [doi: 10.1016/j.jenvp.2012.01.004]. Journal of Environmental Psychology, 32(2), 123-125.


Романтика согревает

пара, смотрящая киноКиноиндустрия характеризуется сильной зависимостью просмотров (билетов в кинотеатр) от сезона. Типичный сбор за первые выходные – 40%, за первые четыре недели – 80%, и подать нужную картину к определенному моменту – задача чрезвычайно важная для любой студии. Один из факторов удачного сбора – подача картины к шести основным национальным праздникам, в США это: День Святого Валентина 14 февраля; День поминовения (Memorial Day), отмечаемый в большинстве штатов 30 мая; День независимости 4 июля; День труда в первый понедельник сентября; День благодарения в четвертый четверг ноября; и Рождество 25 декабря.

Другой фактор, который был исследован не так тщательно – зависимость сезона и погоды от количества проданных билетов, и, в частности, детализация этого фактора, например, зависимость жанра картины и погоды.

Ученые из Университета Науки и Технологии Гонконга и Университета Колорадо решили проверить гипотезу подобного рода (Hong & Sun, 2011). Они предположили, что физический холод подсознательно активирует необходимость в психологическом тепле, и стали анализировать, как собиралась касса на фильмы с 1995 года по 2010 год, используя данные с сайта the-numbers.com, данные с онлайнового сайта аренды фильмов, а также  проведя ряд лабораторных экспериментов.

И вот что удалось установить: физический холод увеличивает привлекательность и желание купить билет в кино или DVD и посмотреть романтическое кино, хотя и только у людей, которые считают, что романтическое кино согревает. Но таких людей много, и, в целом, мы все так думаем, потому что данные показали негативную корреляцию температуры воздуха с предпочтением романтическим фильмам, то есть чем жарче, тем менее мы хотим это смотреть, и наоборот.

Так что если в гадкий ноябрьский день вам или вашему близкому человеку захочется посмотреть что-то романтическое, значит просто хочется немного тепла.

Hong, J., & Sun, Y. (2011). Warm it up with love: the effect of physical coldness on liking of romance movies. Journal of Consumer Research. Doi.10.1086/662613.


Amour

Francis Cabrel

Francis Cabrel

Слова и музыка песен оказывает на нас влияние. Вот почему не надо слушать шансон! Как я уже писал, романтическая музыка помогает продаже и покупке цветов. Агрессивная музыка вызывает у нас аналогичные чувства.

Психологи из Парижского университета и университета Южной Бретани во Франции (Guéguen, Jacob, & Lamy, 2010) сначала выбрали путем нескольких опросов песню с романтической темой и одну нейтральную. Если хотите знать, то романтической песней была выбрана “Je l’aime à mourir” Фрэнсиса Кабреля (Francis Cabrel).  Вы, конечно, хотите сразу же узнать, как она звучит. Что ж, это легко. Вот смотрите. В youtube есть много и других версий, и песню скачать можно.

Затем отобрали студенток, у которых на время эксперимента не было романтического партнера. У лаборатории их встретила женщина-экспериментатор, которая рассказала, что цель исследования – обсудить органик-продукты с другим участником. Но пока тот участник не прибыл, ей можно подождать в этой комнате. Участница ждала на диване в этой комнате, где негромко играла какая-то песня. Случайным образом выбиралась либо романтическая песня, либо нейтральная. Ровно через три минуты входила экспериментатор, и говорила, что другой участник пришел, и провожала девушку в лабораторию. Там уже сидел 20-ти летний парень, помощник психологов. Парень был выбран из 12 других, путем опросов и рейтингов, сделанных ранее – у него были самые средние показатели физической привлекательности. Понятно, что это было сделано для того, чтобы минимизировать влияние привлекательности. Парень, кстати, был не в курсе цели и методов исследования.

Им была дана инструкция попробовать два вида печенья – одно “органик”, то есть содержащее какие-то органические ингредиенты, а другое – такое же, но уже без таких ингредиентов, и обсудить разницу между ними. Помощнику дали инструкцию говорить всегда то же самое, те же самые аргументы. Для нас, как вы уже понимаете, и для эксперимента – неважно какие.

После пяти минут обсуждения экспериментатор входила и объявляла об окончании дискуссии и, собственно, эксперимента. Она говорила, что ей нужно пару минут на завершение дел, и просила подождать тут, пока она вернется. Когда она выходила, помощник, следуя инструкциям, говорил девушке с улыбкой: “Меня зовут Антуан, как вы знаете, и я нахожу вас очень привлекательной. Я подумал, вы не дадите мне номер своего телефона? Я позвоню, и мы можем встретиться на следующей неделе?”. Сказав это, помощник должен был десять секунд смотреть в глаза девушке и улыбаться. Если девушка давала номер телефона, он его записывал и благодарил ее. Если нет, он говорил: “Печально, ну ладно, без проблем”. И тут входила экспериментатор. Позже девушку осторожно выспрашивали, догадались ли они о цели эксперимента. Ни одна не показала знания какой-то связи между песней и тем, что происходило.

Результаты вы можете видеть на таблице.

Влияние музыки на романтические отношения
Разница между двумя условиями была статистически значимая (p = .02). Как вы увидели, музыка – великая вещь, а романтическая музыка – страшная сила. Выводы делайте сами.

Guéguen, N., Jacob, C., & Lamy, L. (2010). ‘Love is in the air’: Effects of songs with romantic lyrics on compliance with a courtship request. Psychology of Music, 38(3), 303-307.


Боль уходит, когда близкий рядом.

Боль уходит, когда близкий рядом

Девушка, Вена, Австрия, июнь 2007. Фото ri.co

У нас есть мысленные представления о поддержке со стороны близких нам людей. И когда нам больно, и мы держим руку близкого нам человека (романтического партнера, например), боль снижается. Однако, серия экспериментов, проведенных недавно исследователями (Master еt al. 2009) из Университета Лос-Анджелеса, в Калифорнии, показала, что даже взгляд на фотографию близкого человека приводит в действие тот же самый механизм, и, вообще, может быть  сильнее физического присутствия партнера. Мы вкладываем в образ больше идеального, и он работает лучше, чем человек, который может волноваться или вести себя не так, как идеал.

Поэтому если вы идете на болезненные процедуры, возьмите с собой фотографию близкого вам человека.

Master, S., Eisenberger, N., Taylor, S., Naliboff, B., Shirinyan, D., & Lieberman, M. (2009). A Picture’s Worth: Partner Photographs Reduce Experimentally Induced Pain. Psychological Science, 20(11), 1316-1318.