Category Archives: Принятие решений

В будущем я буду хорошим, ну а сейчас …

Teenage Bad Girl - Cocotte (2007)Люди – моральные существа. Мораль – это механизм, который оценивает наши поступки с точки зрения соответствия правил проживания в обществе других. С одной стороны, кажется, что мы все знаем про эту самую мораль, но с другой – мы только сейчас узнаем, как именно она работает.

Так, например, было выяснено, что иметь мораль важно для самоидентификации: люди склонны постоянно оценивать уровень своей моральности, наблюдая за своим собственным поведением. Так, совокупность поступков в прошлом дает нам уровень нашей моральности сегодня. Было обнаружено, что мы хотим этот уровень поддерживать – то есть, совершив несколько не очень моральных поступков подряд, мы чувствуем необходимость сделать что-то хорошее, чтобы восстановить баланс. И наоборот, сделав ряд добрых дел, мы чувствуем себя вправе сделать что-то не очень хорошее – это даже получило название в социальной психологии «лицензия на гадкие дела». Так, лабораторные эксперименты показали, что когда люди выбирают «зеленые» продукты, то это позволяет им чаще жульничать на экзаменах. Убрали мусор за собой после пикника и можно проехаться зайцем на электричке домой. Помогли старушке перейти дорогу и можно бросить мусор мимо урны. Это кажется смешным и надуманным, но есть и серьезные находки: так, в Америке, в одном эксперименте американских психологов, этнические белые избиратели, проголосовав за черного кандидата, позже, с большей вероятностью, отказывали черному в приеме на работу.

В серии недавних экспериментов психологи из Флоридского государственного университета (Cascio & Plant, 2015) решили выяснить, как это эффект работает при планировании будущего, и определяет характер поступков в настоящем.

Все участники экспериментов были белые студенты. Половине из них предлагалось представить, что они будут участвовать в конце семестра в благотворительной акции для Красного креста. После этого уже всем студентам предлагалась задачка представить себя в роли шерифа небольшого городка, в котором еще сильны расовые предрассудки и отношение к черным даже в полицейском департаменте – не самые радужные. Шерифу предстояло решить, кого взять на вакантное место полицейского – черного или белого кандидата.
В другом эксперименте предлагалась идея стать донором в ближайшем будущем. После этого расовые предрассудки открыто тестировались с помощью анкеты.

Выяснилось, что планирование морального поведения в будущем (участие в благотворительности) делает людей чуть большими расистами в настоящем: шериф предпочитал взять на работу белого, а другом случае человек с меньшим желанием хотел жить рядом с черными, и находил расистские шуточки смешными и уместными.

Обратите внимание, что люди обещали и сообщали, что будут делать что-то хорошее – и неизвестно еще, будут ли делать они это, когда время действовать придет. А вот вести себя слегка аморально они начинают уже немедленно! Остается вопрос – дает «лицензию на гадкие дела» именно объявление другим своих планов на добрые дела, или достаточно даже просто подумать о них? И еще – если кто-то серьезно намеревается пуститься во все тяжкие в январе, делает ли это его милым и пушистым в декабре?

Cascio, J., & Plant, E. A. (2015). Prospective moral licensing: Does anticipating doing good later allow you to be bad now? Journal of Experimental Social Psychology, 56(0), 110-116.

Картинка в начале – с обложки Teenage Bad Girl – Cocotte (2007).


Стратегии обучения и организации

Как мы учимсяНедавно вышли пара книжек – одна про эффективные стратегии обучения, а другая – про организацию своей работы или учебы. Первая написана научным журналистом, вторая – ученым, автором бестселлера This is Your Brain on Music. Я решил объединить некоторые из рекомендаций и те, о которых я ранее писал, в один список. Разумеется, он не исчерпывающий, и никогда таковым не будет.

Многие наши представления о методах обучения – неправильные, неэффективные и основаны на старинных или странных гипотезах. Средневековое представление о правильной учебе представляет образ монаха, сидящего над толстыми фолиантами в своей келье, трудами которые надо штудировать, заучивать и читать очень внимательно. Поэтому если вы учитесь иначе, и этот образ есть в голове, вам кажется, что вы учитесь неправильно, это вызывает напряженность, и убивает всякое желание учиться.

Мозг учится постоянно. Добывание информации из окружающего мира – постоянное занятие, которое нужно мозгу для понимания происходящего вокруг и выстраивания прогнозов о будущем. Если все понятно и предсказуемо, то мозг доволен. Если вы заняты какой-то важной темой, он может работать точно также и на нее: есть смысл отвлекаться от нее, и переключать внимание на другие занятия. Мозг все равно будет над ней работать и находить соответствующую и оригинальную информацию по этой теме в самых неожиданных местах.
Про отвлечения я ранее писал: Отвлечение от задачи улучшает качество решения.

Отвлекаться с умом. Стоит попробовать и контролировать себя в интернете, и не проверять почту каждые 10 минут, а выделить для этого, допустим, три периода в день: утром, в обед и вечером. Те, кто пробовал отключать интернет или хотя бы ФБ, знают, как много можно сделать, если не отвлекаться слишком часто.

Эффект Зейгарник. Его знают все, он многократно подтвержден экспериментально, и им надо активно пользоваться – незавершенное дело запоминается нам лучше, чем завершенное. Когда процесс или дело не окончено, мозг держит его в фокусе и ищет соответствующую информацию, чтобы закрыть процесс.

Интервалы. Интервальное повторяемое обучение лучше одноразового, когда человек пытается за один присест освоить новую информацию.

Смена места обучения – прекрасная возможность дать мозгу побольше ассоциативных связей. Тот же предмет в новой обстановке дает возможность взглянуть на него по-новому.
Гиппокамп, регион мозга, ответственный за работу памяти, оперирует многими ее видами. Поэтому наш мозг знает не только то, что мы учили, но и где и когда это происходило. Если чередовать условия учебы или работы, то в нужный момент достаточно зайти в комнату, или даже просто вспомнить место и время, когда вы учили что-то, как и другие виды памяти будет активироваться. Есть интересный феномен с глаголами по этому поводу – Несовершенные глаголы счастья.

Забывание – нормальный процесс. Концепция желаемых трудностей говорит о том, что когда мы забываем что-то, это происходит для определения важности какого-то знания. Забывание, по сути, говорит нам: так ли необходимо это вспоминать? Если это не важно, мозг бросает задачу, но если вы настаиваете, то мозг начинает воспринимать ту информацию как важную, и укрепляет нейронные связи, обслуживающие ее. Поэтому эта трудность желанна – повторяя, то, что мы забываем, мы укрепляем память о них.

Кроме того, забывание – своего рода фильтр для спама, помогающий блокировать ненужную или конкурирующую информацию. В противном случае у нас был бы хлам в голове. Если вы засели за трудный материал, и на следующий день можете вспомнить лишь какие-то фрагменты – это нормально. Если вы возьметесь за него снова, ваш мозг будет понимать, что это важно и будет воспринимать информацию уже несколько иначе, и строить понимание материала.
Кстати, иногда помогает закрывать глаза, чтобы вспомнить, я про это писал.

Проверяйте свои знания. Устраивать тесты по полученным знаниям сразу или днем позже – прекрасный метод для запоминания и лучшего понимания. Вопросы, на которые ответы не получены, заставляют мозг обратить на них больше внимания в следующий раз, когда будет повторяться текст.

Перцептуальное знание – это метод, когда вы просматриваете большой объем информации очень быстро, давая ответы, которые вы, по сути, не знаете, и тут же получаете обратную связь.
Это позволяет выстраивать интуицию с самого раннего этапа обучения. Например, вам показывают доску с шахматной задачей и вы должны быстро дать ответ из трех вариантов. Если вы угадали, то вы получите положительную обратную связь. Если нет – правильный ответ. Кажется бессмысленным, но мозг в это время учится, подсознательно и автоматически; процесс называется имплицитное обучение. Вы еще не знаете сознательно, что вы делаете, но мозг начинает распознавать паттерны. Пройдет еще много времени, пока вы начнете понимать уже и сознательно, что вы делаете. Если вы можете выстроить свое обучение таким образом, вы получите мощнейший метод.

Другие примеры, для понимания: например, вы смотрите на множество картин десятка художников, и вам предлагается три варианта ответа. Через сотни повторений таких действий вы сможете уверенно и мгновенно отличить Моне от Мане (даже те картины, которые вам не показывали в процессе учебы), не понимая еще, как вы это делаете. Именно это показало одно исследование – такой метод обучения оказался лучше и быстрее детального ознакомления с каждой работой одного художника, а затем перехода к другому.

Эту идею можно воплотить во флеш-картах и по собственному опыту могу сказать, что она работает – повторение, повторение и повторение неизбежно ведут к пониманию. Такая же картина происходила, когда я учил запахи. Вообще ошибаться – прекрасно и если вы поймете это, то сами будете искать возможностей ошибаться, потому что без него не происходит никакого обучения.

Делайте перерывы – каждый час прерывайтесь на 5 минут. Техники типа помодоро тоже неплохи. Перерывы, как бы они не казались со стороны, помогают эффективнее использовать время. Дополнительные часы переработки часто приносят лишь плоды, которые можно получить и за 20 минут нормальной работы.

Организуйте дела. Создавать список дел в виде флеш-карточек – и сортировать их по важности – это может быть гораздо эффективнее листа, где все дела расположены в одном пространстве. У вас есть легкость перетасовки и раскладывания дел по новым критериям в любое время.

Определяйте заранее, сколько на какую задачу потратить времени. Так вы будете понимать, сколько реально времени уходит на какие-то задачи. Это открывающее глаза упражнение.

Запишите логику. Когда мы принимаем решения, то за ними, как правило, стоит четко выраженная логика, но она имеет тенденцию забываться со временем, и это нормально. Но однажды вы сидите с партнером и думаете: а почему мы решили тогда делать так, а не эдак? И вы мучительно пытаетесь вспомнить те причины. Прекраснее всего записать причины важных решений. Я обратил на это внимание несколько лет назад, и с тех пор стараюсь так и поступать. Это прекрасно, позволяет сэкономить время на обдумывание одного и того же несколько раз. Кроме того, это воспитывает мышление.

Zurich_swingsСон – самое лучшее, бесплатное и без побочных эффектов средство для улучшения когнитивных способностей. Если у вас есть нужда и возможность поспать днем хотя бы полчаса, то вы сразу после него улучшите работу своего мозга. Не случайно в Google и других продвинутых компаниях есть комнаты для сна в рабочее время.
Отдыхайте, когда есть возможность. Не надо путать время работы с развлечениями – это глупо, выбравшись на природу, и, вместо того, чтобы пинать мяч и свершать разные глупости, люди начинают говорить о работе.

В общем – учитесь так, как вам удобно, подвергайте сомнению стереотипы о том, как надо учиться, узнавайте и пробуйте новые методы.

Levitin, D. J. (2014). The organized mind: thinking straight in the age of information overload. New York: Dutton/Penguin Random House.

Carey, B. (2014). How we learn: the surprising truth about when, where, and why it happens. New York: Random House.


Кто знает, что вы купите?

вино глазами покупателейНа недавней выставке технологических новинок Азии CEATEC 2014 японская компания Fujitsu представила ай-трекер для ритейлеров.

Ай-трекер весьма простой и недорогой – с частотой 10-15 Гц (для сравнения обычная модель работает в 50-60 Гц, а для научных исследований есть трекеры и с частотой в 2500 Гц).
eye-tracker FujitsuНо функции этого устройства не только в собирании информации о том, куда смотрят клиенты, но и в возможности управлении с помощью взглядов клиентов. Так, рассматривание какого-то элемента может навести фокус на этот элемент и приблизить его для рассматривания на мониторе. Взгляд на определенное место на экране может вывести на монитор подробное меню напитков. Впрочем, способы применения могут ограничиться только фантазией, на мой взгляд.

Fujitsu надеется на начало продаж этой системы уже в марте 2015 года.

Кстати, на видео прекрасно показано хотя бы то, что быть ближе к центру – всегда хорошо. Но это ладно – ай-трекинг может показать еще много чего интересного про самого покупателя, например: как сильно он любит пить алкоголь, какую марку, его бюджет, и вероятность покупки.

Приобретение товаров в магазине все больше начинает становиться борьбой за процессы восприятия мозга.

Больше о технологии на сайте Fujitsu.

Nagata, K. (2014). Looking for something special? Gaze-tracking tech knows the answer. The Japan Times, Oct. 8, 2014. Link.


Статус не кво

ScarfaceМаксим и Андрей учатся в одной группе в университете. Максим пользуется авторитетом, и с его мнением считаются другие. Так, если Максим предложит прогулять лекцию или собрать средства для детского дома, то, с большой вероятностью, его поддержат другие. Мнение Андрея, кажется, не интересует вообще никого: если он выскажет какую-то идею, его могут просто не услышать. Эти два молодых человека живут кардинально отличающейся социальной жизнью. Даже если мы видим их в первый раз, нам потребуется всего пару минут наблюдений, чтобы безошибочно понять, что у Максима – высокий социальный статус, а у Андрея – низкий.
Но что определяет статус, и что он делает с людьми? Можно ли его изменять и как это делать?

Люди – социальные существа, и предпочитают жить группами. В каждой группе создается иерархия – система распределения прав и обязанностей, система статусов, важности каждого члена группы. Стремление к высокому статусу является одной из первоочередных и важнейших мотиваций поведения человека. Чем выше статус, тем лучше шансы на выживание и продление рода. Власть – способность реально и эффективно влиять на других, часто идет вместе со статусом. Статус и соответствующая ему власть – способность дать или отнять ценные ресурсы и наказать или вознаградить кого-то.

Мы лучше распознаем лица людей, обладающих высоким статусом, по сравнению с людьми с низким статусом. Это – следствие феномена предпочтения внимания по отношению к лицам людей с высоким статусом. Чтение эмоций на лице высокостатусного человека весьма полезно для выживания, в условиях жизни небольшими группами. При выполнении таких задач наша память работает лучше, потому что наш мозг выделяет на это больше ресурсов. Знание, что мозг никогда не тратит энергию впустую, говорит нам о том, что статус – чрезвычайно важная вещь.

Подтверждением этому может служить тот факт, что мы очень быстро реагируем на слова, определяющие социальный статус, и уже через минуту можно понять, кто из собеседников занимает лидирующее место, а кто – подчиненное.

Как складывается статус?

Всё, буквально все, и наши гены, и воспитание, и среда, участвуют в формировании статуса – и то, что от нас не зависит, и то, что мы в силах изменить.

Физические данные: сила, рост, привлекательность – чем выше, сильнее и красивее человек, тем потенциально выше его положение в обществе. Отношение ширины лица к длине: чем выше этот показатель, тем шире лицо, и мужчины с такими данными имеют высокий уровень тестостерона, агрессивнее, сильнее и финансово удачливее длиннолицых. Женщины с большей вероятностью согласятся на второе свидание с таким человеком, но для краткосрочных отношений, однако.

Некоторые социальные теории говорят, что люди достигают статуса в группе путем производства важных выгод для всех, нежели путем агрессии. Тем не менее, люди придают высокий статус людям с угрожающей внешностью, несмотря на то, что это не имеет связи с общественным благом.

Экстраверты имеют лучшие шансы иметь высокий статус, в сравнении с интровертами. Невротизм негативно коррелирует со статусом у мужчин: они «не должны» чувствовать страх, сомнение и печаль.

Даже красиво звучащее имя играет роль в повышении статуса: шансы получить работу у человека с хорошо звучащими именем и фамилией – многократно больше, чем у человека с плохими.

Образование родителей и их отношение к образованию детей и их будущему влияет: например, наличие книг в доме подростка в 14 лет могут предсказать его статус в жизни, учёбу в университете и количество лет обучения.
Везение: мы все знаем некоторых действительно влиятельных людей, способных, если им будет угодно, по мановению мизинца, превратить нас в пыль, и мы видим, что они малы ростом, тщедушны, и не отличаются сообразительностью. Им просто повезло, ибо ничего в их жизни не могло предсказать такой стремительный взлет статуса.

Статус существует в глазах других членов группы, и он стоит чего-то, пока власть, идущая со статусом, реальна. Иными словами, насколько реально и легко обладатели статуса власти могут вас физически уничтожить или сгноить в изолированном месте. Будем ли мы бояться и уважать статус Ким Чен Ына, если он окажется в супермаркете рядом с нашим домом, и станет лезть без очереди и хамить? Однако, окажись мы в Северной Корее, нам придется считаться с его статусом или расстаться с жизнью.

Статус меняет человека

Вот некоторые факты, добытые в экспериментальных исследованиях:

  • Люди с высоким статусом меньше отражают мимику и жесты других людей.
  • Начальники лучше определяют эмоции других людей, чем подчиненные.
  • Те, у кого есть контроль над ресурсами, чаще выражают свои истинные чувства, больше позитивных эмоций и меньше негативных, лучше видят и принимают вознаграждение, и хуже различают угрозы.
  • Высокий социальный статус снимает необходимость доказывания своей мужественности. В экспериментах ученые показали, что люди с низким статусом больше озабочены угрозам своей мужественности, и даже стараются чаще ходить в спортзал.
  • Доминирование в группе создает у других впечатление о компетентности обладателя высокого статуса, однако никакой связи между этими двумя параметрами нет. Нет и обратного эффекта: компетентность не обязательно приносит с собой статус (спросите об этом любого «ботаника»).
  • Чем ниже у мужчины статус, тем сильнее ему нравятся большой бюст у женщин. Интересно, что если статус изменится в сторону повышения, то и предпочтение смещаются к среднему размеру грудей.
  • Чувство власти повышает оптимизм в восприятии риска и ведет к более рискованному поведению, например, к незащищенному сексу с незнакомцами или развязыванию войны с соседом.
  • Когда исследователи вменяли высокий или низкий статус, люди начинали иначе относиться к другим. Например, когда их просили написать букву «Е» у себя на лбу, то люди с высоким статусом писали так, чтобы было удобно читать самим, а люди с низким – чтобы было понятно другим.
  • Люди с высоким статусом были готовы гораздо со всей суровостью наказать тех, кто посмел смошенничать в игре, но когда им самим предоставлялась такая возможность, они значительно опережали в этом людей с низким статусом.

чувак в креслеНа протяжении всей истории человечества, за исключением разве что последних десятилетий, и то лишь в развитых странах, размер порции еды свидетельствовал о статусе. Эволюционные «привычки» никуда не делись, и мы по-прежнему пытаемся неосознанно сигнализировать другим, что мы в порядке. В экспериментах психологи искусственно понижали статус человека, и тот начинал выбирать большие по размеру порции еды, чем люди с удовлетворяющим их статусом. Люди с высоким статусом, напротив, предпочитали меньшие размеры порции. Это особенно проявлялось в публичном пространстве.

Если вы думаете, что это отражается во внешнем виде, то вы правы – известное британское исследование тысяч государственных служащих показало, что даже ожирение у людей с разным статусом идет по-разному, и у людей с низким статусом ожирение – самого опасного для здоровья типа. Это проявление стресса, тоже весьма разного по характеру, в зависимости от статуса.

Гигантский дом, большой телевизор, огромная машина, даже холодильник, способный вместить неразделанного бегемота – это все проявления бесконечной борьбы за статус.

Исследования власти и агрессии показали, что у хронически низкостатусных людей, случайное обретение статуса ведет к некрасивому поведению – они более мстительны, и коварны. После второй мировой войны в Европе возник термин: «маленький Гитлер». Им называют людей с низким социальным статусом, но относительно большой властью. Это может быть чиновник, преподаватель в вузе, или патрульный полицейский. Эксперименты, в ходе которых людям предлагалось давать другим весьма унизительные испытания, показали, что из всех возможных комбинаций статуса и власти, эта – самая отвратительная. Роль личности всё же играет роль, но многие люди, добрые и милые, оказываясь в такой ситуации, быстро превращаются в маленьких фюреров, и каждый из нас знает как минимум одного такого.

Практически во всех беседах её тон задает человек с более высоким статусом – это его прерогатива, будет ли разговор доверительным и позитивным, или подозрительным и негативным.

«Мы» – это слово силы, а «я» – подчинения. Если вы послушаете разговор начальника с подчиненным, вы почти никогда не услышите «я» от человека с высоким статусом, но почти в каждом предложении – от человека с низким. Происходит это от того, что «я» – обращение к себе, к своему внутреннему миру, постоянная проверка своего места в иерархии, проявление, если хотите, неуверенности. Это неуверенность может быть вполне разумной, но она не сочетается с высоким статусом. При высоком положении человек не должен и, вероятно, даже не может сомневаться в себе: он забывает про себя и говорит лишь о «нас», о «вас» и о «тебе».

чмоВысокий статус не только превращает мир вокруг в чашу изобилия, но и меняет восприятие этого мира. Например, человек может воспринимать себя физически выше ростом, чем в действительности. Так что человек небольшого роста, облеченный властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем есть на самом деле, и, вероятнее всего, вместе с этим, преувеличивает и свое могущество. Когда людям в экспериментах вменялся высокий статус, они начинали воспринимать аплодисменты в свою честь как более громкие, чем на самом деле. Люди вокруг начинали становиться благожелательнее и смотрели с одобрением. Так что когда дороги перекрывают для проезда какого-то сановника, и люди в пробке в негодовании сигналят, он действительно может думать, что это знаки приветствия и восхищения! Такой человек ожидает поддержки и согласия с решениями и поступками, которые он совершает. Чем выше статус – тем меньше сомнений. Не случайно, некоторые диктаторы начинают верить в свою безграничную мудрость, всеобщее обожание и иногда даже, бессмертие. А может быть, такая неадекватность восприятия – необходимое условие нахождения у власти?

Можно ли изменить статус?

Прежде всего, у каждого из нас различный статус в различных группах – один на работе, другой – в семье, третий с друзьями, четвертый – в компании незнакомых людей. Впрочем, мы склонны придерживаться самого высокого статуса, которым обладаем, во всех ситуациях, с тем или иным успехом.

Итак, что мы знаем:

  • Быть милым, чистосердечным и добрым человеком не дает ничего в плане статуса. Увы, это так, несмотря на попытки социальных наук выйти на концепции, которые бы объясняли и пытались построить мир с точки зрения разумного общественного блага, когда доброта и помощь ближним ценились бы выше физической привлекательности или агрессивности.
  • Уважение, влияние и известность – их тем больше, чем выше статус человека, и наоборот. Можно попробовать завоевать уважение и стать известным.
  • Люди очень аккуратны и точны в оценке статуса и власти. Это навык, вероятно, складывался тысячелетиями – недооценка власти какого-то опасного индивидуума могла и до сих пор может стоить жизни. Переоценка тоже плоха, потому что ведет к незаслуженному принижению своего статуса и уменьшению благ. Мы всегда в курсе своего статуса в группе, и он, как правило, совпадает с мнением других. Преувеличение своего статуса – опасное занятие, ведущее потенциально к серьезным проблемам. Как минимум, можно заработать остракизм группы. Люди предпочитают не рисковать и скорее преуменьшают статус, нежели рискнут его преувеличить. Маленькие дети иногда делают такие ошибки, но социальная жизнь быстро их учит.
  • Образование дает надежду на улучшение статуса, как для самого человека, так и для его детей. Чтобы было понятно, насколько глубока эта связь, пример: у родителей, чей социальный статус невысок, дети имеют длину теломеров* короче, чем у сверстников из благополучных семей. Ученые, сравнивая нормальную скорость укорачивания теломеров, вычислили, что дети, чьи родители имеют низкое образование, биологически “старше” своих сверстников на 6 лет (судя по длине теломеров)!
  • Человек с высоким статусом произносит и пишет в общении с другими меньше местоимений первого лица единственного числа. Но если вы станете прямолинейно форсировать такое поведение, вы покажетесь высокомерным. Если вы хотите поэкспериментировать, попробуйте незаметно вынуждать своего собеседника говорить «я», сами, в то же время, избегайте этого местоимения и его производных, но активно пользуйтесь словами «мы» и «вы».

Заключение

Власть очаровывает: мы, люди, думаем о власти и статусе, пожалуй, больше, чем о чем-либо другом. Так и есть, если включить сюда огромное количество времени, которое мы тратим, отслеживая политическую жизнь общества или личную жизнь сильных мира сего – будь то поп-звезды или политики. Возможно решения, которые принимают эти люди публично каждый день, служат для нас примером и откровениями о природе человеческой натуры. Делаем мы это только потому, что это действительно очень важно для нашего благополучия.

Теории говорят нам, что иерархии должны побуждать своих членов давать группе что-то ценное, вознаграждая их за это улучшением статуса. Но автоматически и безусловно такое не происходит, или не происходит вообще.

Успех и счастье зависит от наших способностей быстро и верно разбираться в социальных иерархиях и уметь находить в них свое место. Мы можем делать это за считанные секунды, измеряя человека по его внешности, осанке, одежде, голосу, акценту, росту, и речи. Исследования показали, что наш статус может меняться мгновенно, в зависимости от ситуации. Это очень важное открытие психологии, которое говорит нам о том, что у нас всех есть способности и задатки быть лидерами, а те, кого мы видим порой на месте лидеров – часто ничуть не лучше и не способнее нас, и иногда просто баловни судьбы. Поэтому ищите свое достойное место, никогда не сдавайтесь, и не позволяйте никому определять за вас вашу судьбу, и пусть улыбнется вам удача!

*Теломеры – концевые участки хромосом. Теломерные участки выполняют защитную функцию, и определяют, как долго клетка может синтезировать новую копию ДНК. По сути, уменьшение длины теломеров свидетельствует о старении.

Anderson, C., & Jennifer, B. L. (2002). The experience of power: examining the effects of power on approach and inhibition tendencies. Journal of Personality and Social Psychology, 83(6), 1362-1377.

Anderson, C., & Thompson, L. L. (2004). Affect from the top down: How powerful individuals’ positive affect shapes negotiations. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 95(2), 125-139.

Anderson, C., John, O. P., Keltner, D., & Kring, A. M. (2001). Who attains social status? Effects of personality and physical attractiveness in social groups. Journal of Personality and Social Psychology, 81(1), 116-132.

Carrier, A., Louvet, E., Chauvin, B., & Rohmer, O. The Primacy of Agency Over Competence in Status Perception. Social Psychology.

Duguid, M. M., & Goncalo, J. A. (2012). Living large: The powerful overestimate their own height. Psychological Science, 23(1), 36-40.

Judge, T. A. & Cable, D. M. (2004). The effect of physical height on workplace success and income: Preliminary test of a theoretical model. Basic and Applied Social Psychology, 89, 428–441.

Dubois, D., Rucker, D. D., & Galinsky, A. D. (2011). Super size me: Product size as a signal of status. Journal of Consumer Research. Doi: 10.1086/661890.

Hogeveen, J., Inzlicht, M., & Obhi, SS. (2014). Power changes how the brain responds to others. Journal of Experimental Psychology: General, Vol 143(2), 755-762.

Pennebaker, J. W. (2011). The secret life of pronouns : what our words say about us (1st U.S. ed.). New York: Bloomsbury Press.

Schmid Mast, M., & Darioly, A. (2014). Emotion Recognition Accuracy in Hierarchical Relationships. Swiss Journal of Psychology, 73(2), 69-75.

Strelan, P., Weick, M., & Vasiljevic, M. (2013). Power and revenge. British Journal of Social Psychology, doi: 10.1111/bjso.12044

Valentine, K. A., Li, N. P., Penke, L., & Perrett, D. I. (2014). Judging a Man by the Width of His Face: The Role of Facial Ratios and Dominance in Mate Choice at Speed-Dating Events. Psychological Science. doi: 10.1177/0956797613511823.


Звуки клубники

клубникаКак звучит клубника? Очевидно никак, только если у вас нет уникального и шумного опыта взаимодействия с ней.
Когда мы смотрим на объект и распознаем его, участвует ли в этом процессе слуховая система? Должна, что же ей «отсиживаться» в сторонке, и об этом никто не спорт. В экспериментах было показано, что когда человеку показываются картинки с объектами, сопровождающимися конгруэнтными звуками (например, изображение мотоцикла вместе со звуком мотора), то скорость распознавания растет, в сравнении с сопровождением инконгруэнтными звуками (мотоцикл со звуком дверного звонка). Спорят ученые о том, когда именно слуховая система вступает в процесс, и одни считают, что на ранней стадии, а другие – на поздней. Спор может показаться несущественным, но речь идет о понимании как работает наш мозг.

В недавнем эксперименте итальянские ученые (Mulatti, Treccani, & Job, 2014) пытались ответить на этот вопрос. Людям показывались объекты двух типов: издающие звуки (самолет, петух, гармошка, и проч.) и «тихие объекты (клубника, носок, свитер, пуговица и проч.) и участники должны были как можно быстрее распознать и назвать объект. В случайном порядке показ объектов сопровождался или не сопровождался белым шумом длительностью в 400 мс.

разница в скорости распознавания объектовКак видно из таблицы результатов, слуховая система действительно играла роль на ранних стадиях – объекты, издающие характерные звуки, распознавались позже, когда подавался белый шум. Такой шум вмешивался процесс активации, вероятно, потому что область обработки звуков и область хранения звуков пересекаются.

Если вы ищите, куда в доме запропастилась любимая кружка, то неважно, звучат ли при этом какие-то звуки, но если вы на улице – то музыка в ваших наушниках на доли секунды замедлит распознавание машины.

Mulatti, C., Treccani, B., & Job, R. (2014). The role of the sound of objects in object identification: evidence from picture naming. Frontiers in Psychology, 5. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01139


Игры, которые нас меняют

приложение по изменению предпочтенийОжирение – большая проблема  современного мира. Если представить себе, что человечество живет на земле 1 час, то современная жизнь длится пока всего мгновения. Никогда раньше мы не имели такого изобилия еды, и продуктов, которых не существовало еще 100 лет назад, блюд, обладающих невероятной плотностью калорий. Между тем эволюция научила человека ценить и не пропускать калорийную и вкусную еду, потому что это всегда была редкость.

Избыточный вес – это приз за результат борьбы человека за сытую жизнь, безрассудной жадности бизнеса и особенностей нашего тела, не самый лучший приз. Но чем обвинять человека в слабости, лучше ему помочь.

Мы умеем мгновенно понимать характеристики еды по внешнему виду, по цвету, запах, текстуре и вкусу. Мы умеем предсказывать ее жирность, сладость и калорийность. Некоторые продукты питания сотворены настолько мастерски, что им удается стать нашими любимцами, невзирая на то, что мы знаем, что они, как минимум, не полезны, а как максимум – вредны. Эти продукты как хакеры взламывают наши эволюционные предпочтения.

А коли так, то мы можем противопоставить им достойную защиту: онлайн-приложение по изменению предпочтений в еде. Приложение мягко, но настойчиво заставляет реагировать на определенные события, уменьшая наш интерес к нежелательным продуктам, и усиливая предпочтения к здоровой и полезной пище. Приложение простое и не требует затрат силы воли, потому что оно как раз создает автоматические реакции на ту или иную еду. При этом оно не делает какие-то продукты табу, но мы, незаметно для себя, за месяц пару раз спокойно откажемся от обожаемого десерта, дюжину раз съедим чуть меньше обычной порции, и положим в тарелку побольше овощей или фруктов, потеряв 1-2 килограмма. При этом мы можем поклясться, что ничего не меняли в своем питании!

Сбросить лишний вес – хорошая задача, но это не все изменения, которые с нами будут происходить. Мы почувствуем свою импульсивность, так словно она живет у нас на кончиках пальцев – так, словно это физическая сущность, и научимся ею управлять. Это в свою очередь, на порядок улучшит качество решений, которые мы принимаем в своей жизни.

Посмотрите отрывок из фантастического сериала “Черное зеркало” (Black Mirror) – это всего несколько секунд:

Зачем ждать будущего, если это можно делать уже сегодня (и не во сне, а наяву)?

//на этом месте был опрос и приглашение к участию в исследовании//


Анатомия страсти в картинках

картина Виноградова и Дубосарского Art Love, 2007Перед вами картина Виноградова и Дубосарского Art Love, 2007 (холст, масло, 195 х 295 см, Частная коллекция) взята с официального сайта. Она использовалась среди других в качестве вспомогательных слайдов при проведении ай-трекинговых исследований, и ее выбор ничем особенным не был обусловлен. Но коль скоро она оказалась в жерновах науки, почему бы не узнать что-то новое.

Эта картина – из тех, что рассказывают историю, какую-никакую, но историю: что-то осмысленное происходит, и мы должны определенным образом это воспринимать и понимать. Первый же вопрос – что происходит? И конкретнее – кто, как вам кажется, инициировал этот акт на полу, вероятно, художественной мастерской?

Я получил ответы от 25 человек, мужчин и женщин, и они ответили определенно, и, по их мнению, с огромным перевесом, это всё случилось по инициативе … Впрочем, вы об этом узнаете чуть позже, а пока – что приходит в голову вам? Что говорит вам ваша интуиция? При этом можно не объяснять логически свое суждение.

Это стоит сделать, хотя бы ради для любопытства, потому что картина была проанализирована с помощью ай-трекера несколькими десятками людей как в оригинальном виде, так и в перевернутом по горизонтали. Сам я еще не анализировал данные, а данные опроса я сознательно игнорирую, а мнение придерживаю. Можем ли мы узнать, по тому, как мы смотрим на картину, что на ней происходит и каким образом ее различные элементы и их расположение создают у нас определеннее суждения.

Конечно же, это исследование имеет практическую пользу и народнохозяйственное значение. Поняв происходящее, вы сможете так же легко предаваться порывам страсти с кем хотите, влюбляться и влюблять в себя других людей, станете счастливыми, богатыми и здоровыми, и все у вас будет хорошо ;)