Участникам экспериментов давалась следующая инструкция: «Мы собираем информацию о людях, которая будет предоставлена интернет-магазину. Пожалуйста, обратите внимание, что эта информация может быть предоставлена третьим лицам, которых вы не знаете. Пожалуйста, оцените ваше желание раскрыть нижеуказанную информацию о себе, по шкале от 1 (категорически не желаю) до 7 (абсолютно желаю)».
Информация, которая интересовала исследователей, была такая:
пол, рост, вес, объем талии, цвет кожи, имя, номер мобильного телефона, дата рождения, и емейл.
Участников разделили на две группы: одна заполняла анкеты на бланке абстрактной раскраской, как показано на верхней картинке, а вторая группа – на бланке с картинками индийских купюр (как на нижней). В первом эксперименте ученые лишь замерили желание поделиться такой информацией, тогда как во втором – уже факт её раскрытия.
В обоих экспериментах те, кто заполнял банк с изображением денег, были готовы и поделиться и делились данными о себе.
Изображения денег заставляют нас фокусировать внимание на краткосрочных перспективах, и делает нас менее осторожными. Впрочем, некоторую информацию изображения денег из нас не вытаскивают – так, люди неохотно давали номер мобильного телефона в любых условиях. Эксперименты проводились с молодыми людьми в Индии, и не факт, что трюк сработает с их сверстниками в более богатой стране. Порядок задавания вопросов также имеет значение – предыдущие исследования показали, что если начать издалека, то ответив на множество вопросов, человек скорее согласится ответить и на них, оценивая уже потраченное время.
Вот, гляньте на эти денюжки:
Mukherjee, S., Manjaly, J. A., & Nargundkar, M. (2013). Money makes you reveal more: Consequences of monetary cues on preferential disclosure of personal information. Frontiers in Psychology, 4. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00839.