Так, было неоднократно подтверждено, что чем длиннее путешествие, тем выше стресс. Его еще больше увеличивает наполненность вагона, и переход с одной ветки на другую. Поэтому если есть возможность избежать пересадки, следует этим воспользоваться, для своего же здоровья.
Ученые изучали, как мы манипулируем своим пространством, весьма ограниченном в таких условиях: оказалось, что когда мы случайно касаемся других людей, чаще всего (и более приемлемо) это происходит между людьми одного пола, и одной расы.
Недавнее исследование в парижском метро обнаружило, что это весьма романтическое место: сиденья ближе к двери предлагают высокую вероятность нового романтического знакомства! Стоит заметить все же, что исследование провел департамент метро, заинтересованный в увеличении пассажиров.
Многие слышали про эксперимент, проведенный в 2007 году: всемирно известный скрипач Джош Белл встал в переходе метро Вашингтона. Экспериментаторы хотели понять, как мы ценим красоту вокруг нас, и отмечали, кто из пассажиров остановится и станет слушать. Джош играл на скрипке ценой в 3,5 миллиона долларов, а на его концерт в Бостоне только что были проданы все билеты по 100 долларов. В метро в тот день он заработал почти 32 доллара! Ну, а что они хотели – мы пользуемся метро, чтобы пересекать пространства, а не слушать музыку.
Ученые из Университета в Карлстаде в Швеции попросили 106 добровольцев, обычно пользующихся автомобилем, попробовать поездить на общественном транспорте в течение месяца. Их соблазнили бесплатным проездным. Перед испытанием их спросили, насколько они будут удовлетворены таким опытом. Люди ошиблись – через месяц их оценка безопасности, времени в пути, чистоты, удобства и ощущений в целом было выше, чем они предсказывали. Любопытно, что оценка росла со временем – чем больше они пользовались общественным транспортом, тем больше им это нравилось.
Мильграм, которому в то время было 39 лет, убедил их своим примером, что ничего страшного в этом нет. Он выбрал себе цель, подошел и обнаружил, что тело его не слушается – он просто не мог произвести ни слова. Спрашивать такое означало нарушить неписанные, но жесткие правила поведения незнакомых людей в местах большого скопления – не просить их о чем-либо. Он смог справиться с собой, и, к своему удивлению, без возражений, получил место. Он сел, и ему хотелось провалиться под землю. Было чувство, что он совершил что-то недостойное. Эксперимент стал проводиться, и результаты не заставили себя ждать: 68% людей уступали место или подвигались! Молодые и пожилые, мужчины и женщины уступали свои места в полном вагоне молодому студенту или студентке!
Студенты чувствовали себя также, как Мильграм – их охватывало оцепенение, тошнота и ломался голос. Фактически, они все перенесли настоящую психологическую травму, и, в подтверждении этого говорит факт, что когда их, уже профессоров и заслуженных ученых спрашивали об этом, воспоминания были так живы, а ощущение так явственно, как будто это было вчера. Один студент высказал предположение, что возможно, когда он с трудом произносил эти слова, он выглядел настолько неважно, что люди уступали ему место. Однако, причина все же не в этом. В другом условии студент протягивал записку с такими же словами, и результат – 50% уступали место или подвигались. В еще одном из условий студенты говорили несколько другую фразу, держа в руках книжку: «Извините, могли бы вы уступить мне место? Я не могу читать книжку стоя». В ответ на это только 38% уступили место. Луше всего работала просьба без объяснения причин.
В 2004 году этот же эксперимент повторили два репортера газеты Нью-Йорк Таймс. Он, конечно, не был строго научным, но результаты оказались такими же интересными – 13 из 15 человек уступили место. Как заметил один из журналистов, «кажется, Нью-Йорк стал еще более дружелюбным местом». Так, один парень сидел со своей девушкой, но в ответ на просьбу встал, ошарашенный, и сказал, что такого ему еще в жизни не приходилось слышать!
Если вы думаете, что Нью-Йорк нам не указ, то вам тем более будет интересно узнать, что российские психологи из Государственного академический университет гуманитарных наук в Москве Александр Воронов, и Татьяна Аль-Батал повторили эксперимент в мае 2010 года. Студенты (средний возраст 20 лет) на всех ветках метро, в вагонах подходили к сидящему человеку и говорили: «Извините, пожалуйста, вы не уступите мне место»? Результат – 72%.
До начала эксперимента ученые опросили группу людей оценить, сколько людей уступит место. Если просит молодая девушка – думали, что будет 50%, а оказалось 81%. Если просит места молодой человек, думали, что 10%, в реальности же – 58%.
В Москве джентльменов ничуть не меньше чем в Нью-Йорке – места женщинам любого возраста уступают охотнее, чем мужчинам. Люди, уступающие места были разные и никаких отличий – ни в возрасте, ни в половой принадлежности, не было выявлено в обоих городах.
Пара интересных фактов: к вечеру процент уступающих место падает, а чем дольше человек живет в Москве, тем менее охотно он уступает место.
Ссылки:
Статья про эксперимент в Московском метро.
Статья в Русском Репортере об этом эксперименте.
Статья в New York Times про Нью-Йоркское метро.
Статья про психологию в метро в Slate.
Evans, Gary W.; Wener, Richard E. (2006). Rail commuting duration and passenger stress. Health Psychology, Vol 25(3), 408-412.
Maines, D. (1977). Tactile relationships in the subway as affected by racial, sexual, and crowded seating situations. Environmental psychology and nonverbal behavior, 2(2), 100-108. doi: 10.1007/bf01145826.
Pedersen, T., Friman, M., & Kristensson, P. E. R. (2011). Affective Forecasting: Predicting and Experiencing Satisfaction With Public Transportation1. Journal of Applied Social Psychology, 41(8), 1926-1946.