Все слова, отражающими какое-то эмоциональное состояние, были поделены на две категории, позитивные и негативные. В каждой категории были две группы – активированные и не активированные.
Например, слова с активированным позитивными зарядом: бодрый, восторженный, счастливый, активный, энергичный, живой, и проч. Не активированные позитивные: умиротворённый, спокойный, расслабленный, довольный и т.п. Активные, с негативным зарядом: встревоженный, напуганный, обеспокоенный, огорчённый и т.д. Не активированные негативные: грустный, одинокий, безнадежный, печальный, и т.п.
После подсчёта слов авторы обращались к возрасту, до которого человек дожил. Люди, которые часто использовали слова из категории активированного позитива, прожили на пять лет дольше те, кто использовал такие слова редко. Не активированные позитивные и негативные слова не отражались на длительности жизни.
Интересно, среди слов группы активных позитивных слов больше всего (на шесть лет) добавляли слова, связанные с юмором: смеяться, хохотать, улыбаться и т.д.
Психологи объясняют это тем, что слова отражают эмоциональное состояние, а такое активное позитивное состояние улучшает работу мозга, иммунной системы и сердечнососудистой системы.
Ещё одна работа этих же психологов (Pressman & Cohen, 2007) изучала влияние «социальных слов». Если человека напрямую спросить, сколько у него друзей и знакомых, можно получить искажённый ответ: в конце концов, именно тот, у кого их мало, скорее всего, приукрасит действительность. Мы сознательно и подсознательно понимаем, что круг общения очень важен и когда он сужается – это служит свидетельством чего-то не очень позитивного в жизни. Изучив биографии сотни психологов и двух сотен писателей, учёные подсчитывали частоту появления «социальных слов»: друг, сестра, коллега, семья, они, мы, тётя и т.п.
Учёные убедительно показали, что высокая частота социальных слов ассоциируется с большей длительностью жизни.
Вопросов и направлений исследований тут множество. Очевидное практическое применение этого обнаруженного феномена – начать чаще использовать позитивно-заряженные активные слова в жизни и в ее описаниях. Но в свое время ряд исследований показал, что толку от этого искусственного внедрения нет, хотя надо внимательнее посмотреть на дизайн тех экспериментов, чтобы понять, почему так и можно ли это изменить. С другой стороны, мы знаем, что описание будущего себя в желаемом состоянии меняет и поведение, которое ведет к такому состоянию (хотя опять же, не все так просто). Также известно, что даже одного слова, показанного на несколько миллисекунд, и сознательно не воспринимаемого, достаточно, чтобы изменить отношение к какой-то ситуации, на какое-то время.
Невероятно интересная, захватывающая и смешная тема, особенно если ей заниматься в компании!
Pressman, S. D., & Cohen, S. (2007). Use of social words in autobiographies and longevity. Psychosomatic Medicine, 69(3), 262-269.
Pressman, S. D., & Cohen, S. (2012). Positive emotion word use and longevity in famous deceased psychologists. Health Psychology, 31(3), 297-305.