Mindware.ru

Что чувствует Гюльчатай

гюльчатайВопросы о традиционных мусульманских одеяниях в общественных местах в европейских странах возникают сегодня практически каждый день. Вот опять – беспорядки в пригороде Парижа, связанные с запрещением ношения таких одеяний. Как бы мы к этому не относились, возможно, стоит понять, что это значит, с точки зрения психологии. Не ставя себе целью погружаться в этот мир и всесторонне его исследовать, предлагаю лишь парочку недавних исследований голландских психологов, результаты которых могут быть полезны в обыденной жизни.

В первом (Kret & De Gelder, 2012) изучался вопрос о том, как воспринимаются эмоции женщины, носящей хиджаб (накидка, скрывающая волосы женщины), никаб (накидка из тонкой ткани, закрывающая волосы, лицо, шею, но оставляющая открытыми глаза) или бурку/паранджу (густой чёрной сеткой, закрывающей лицо, ношение которой предписывается исламом).
В серии экспериментов участникам показывали женщин, выражающих разные эмоции: злость, страх, счастье и печаль, в различных вариантах одежды, и просили как можно быстрее идентифицировать эмоциональное состояние человека. Понятно, что распознать эмоции женщины в хиджабе не составляло труда – покрывались ведь только волосы, а вот с другими аксессуарами возникли очень интересные феномены.

Результаты одного эксперимента:

В целом, по итогам трёх экспериментов, выяснилось:

В другом эксперименте (Fischer et al., 2012) участникам показывали краткие видео. В каждом из них модели рассказывали эмоциональные истории, с переживаниями злости, счастья, и стыда. Были сняты и нейтральные истории, безо всяких эмоций. И каждая такая история была снята моделями в трёх обличиях – с открытым лицом, с рамкой, и в никабе, как показано ниже.58 студентов смотрели сначала нейтральное видео, а потом, в случайном порядке, – три видео, каждое со своей эмоцией. Звук у видео был отключён, и участники должны были решить, какую именно эмоцию выражает женщина.

И вот что получилось:

Нам важно понимать эмоции людей рядом с нами, чтобы мир был предсказуем, понятен, и, следовательно, безопаснее. Люди в никабах и паранджах вызывают у западного человека некое напряжение – нельзя моментально понять, что думает человек, скрывающий своё лицо и не представляет ли он опасность. Как результат, эмоции приобретают негативную окраску – вероятно, из-за очень древней и полезной эвристики, говорящей о том, что если человек настроен доброжелательно и позитивно, то ему нечего скрывать. Такая эвристика эффективна: согласитесь, закрывают лица бандиты, полицейские, агрессивно настроенные бунтовщики, средневековые палачи, и другие неприятные и опасные личности. Да и наше время уже неоднократно показало опасности, несущие женщинами-шахидками в паранджах и никабах.

Поэтому негативный стереотип женщины в традиционных головных уборах имеет вполне логическое и биологическое объяснение, и время от времени подпитывается фактами в свою защиту. Это наносит ущерб социальным отношениям в обществе, делает людей подозрительными и напряжёнными. Если носители таких традиций этого не понимают и не принимают этот феномен, то это плохо. Это они должны убеждать и доказывать каким-то образом то, что паранджа скрывает весёлые, улыбающиеся и счастливые лица женщин.

Fischer, A. H., Gillebaart, M., Rotteveel, M., Becker, D., & Vliek, M. (2012). Veiled Emotions: The Effect of Covered Faces on Emotion Perception and Attitudes. Social Psychological and Personality Science, 3(3), 266-273. doi: 10.1177/1948550611418534.

Kret, M., & De Gelder, B. (2012). Islamic context influences how emotion is recognized from the eyes. Frontiers in Psychology, 3:110. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00110.

Exit mobile version