Используя сайт HotOrNot.com, где люди оценивают привлекательность других и сами получают оценки, Эми Перфорз из МИТ разместила 24 фотографии мужчин и женщин, причем повторно, но под разными именами. Сайт хорош тем, что позволяет за счет массовых оценок получать вполне устойчивые результаты, и поэтому часто используется в экспериментальной психологии. Логично же подумать, что одна и та же фотография девушки, но под разными именами должна получить одинаковые оценки, так?
Но одни имена делали мужчин и женщин привлекательнее, а другие – ухудшали. Так, у мужчин имена типа Джейк, Бен, Мэтт или Рич делали обладателя красивее, чем Пол, Джорж, Том или Лу. У женщин Лора, Джули, Сюзан и Холли превращали в красавицу, а Лиз, Энни или Джейми – нет. Разница – в произношении имен, и в том, где именно во рту производятся слоги. Неизвестно, происходит ли то же самое с русскими именами, но другая аналогичная находка вполне может быть применима:
Оказалось, что типично мужские или типично женские имена делали обладателей привлекательнее, а андрогинные имена (те, которые могут носить оба пола) – менее привлекательные. Эффект не очень большой, но он есть.
Если в русском языке это работает схожим образом, то это касается, например, имен Саша или Валя. Неизвестно, работает ли это с именами Валерий и Валерия, Евгений и Евгения, Владислав и Владислава, так как все же есть разница в окончаниях. Другое исследование нашло, что известные имена – те, которые носят популярные персоны, дают обладателю фору, если позитивно заряжены. Понятно, что Адольф ничего хорошего не добавит в привлекательность.
Красивое имя во время учебы увеличивает оценки и шансы быть принятым на работу. Так, в одном исследовании вероятность получить работу у человека с красивыми именем и фамилией оказалась в 20 раз больше чем у человека с некрасивыми.
Erwin, P. G. (1993). First names and perceptions of physical attractiveness. Journal of Psychology, 127(6), 625–31.
Erwin, P., & Calev, A. (1984). The influence of Christian name stereotypes on the marking of children’s essays. British Journal of Educational Psychology, 54, 223-227.
Guéguen, N., & Pascual, A. (2011). Are people with high attractive patronymics more employable? An Evaluation in a Field Setting. European Journal of Economics, Finance and Administrative Sciences, 38, 164-166.
Harari, H., & McDavid, J.(1973). Name stereotypes and teachers’ expectations. Journal of Educational Psychology, 65, 222-225.
Hopkin, M. (2004). Name game increases sex appeal. News@Nature Aug 10. http://www.npg.nature.com.
Perfors, A. (2004). What’s in a name? The effect of sounds symbolism on perception of facial attractiveness. Paper presented at CogSci 2004, Aug 5–7; Chicago, USA.
– Шахерезада Степанна?
– Я готова!
А была бы Наталья Петровна, никто бы и не вспомнил ))))