Мы стоим в магазине и пытаемся выбрать между двумя серыми майками – одна чуть-чуть светлее другой (как на фото). Мы берем одну из них и говорим себе, что она чем-то получше. Когда мы стоим перед выбором из двух вариантов, которые для нас практически одинаковы, мы чувствуем нечто похожее на когнитивный диссонанс. Нам не нравится это чувство, и мы применяем тактику оправдания своего выбора – мы говорим и объясняем и себе и другим, что по тем или иным причинам нам нравится один вариант в сравнении с другим. Это хорошо исследованный феномен, который был многократно продемонстрирован. Недавнее исследование занялось тем, что было ранее неизвестно: как долго наше объяснение выбора живет и определяет наши дальнейшие решения?
Исследователи предложили оценить студентам 80 разных туристических направлений, спрашивая, насколько бы они были счастливы, случись им там отдыхать. Затем ученые подобрали пары курортов с одинаковыми оценками и предлагали выбрать один из них. Одним предлагалось это делать самим, а другим помогал решать компьютер. После этого участников отпускали, но через три года их снова собрали и предложили сделать тот же самый выбор.
Выяснилось, что студенты, теперь уже старших курсов, чаще выбирали из пары то же самый курорт, что и три года назад, но только тогда, когда они выбирали сами. Те, за кого решил компьютер, не показали устойчивых предпочтений.
Заметьте, что людям предлагались, в общем-то, одинаковые варианты, и им пришлось выбрать один, а затем этот выбор определил судьбу новых решений годы спустя! Этот феномен имеет свои проявления в экономике, политике, маркетинге, в межличностных отношениях. Так, один раз, начав голосовать за одну партию из списка, человек повторяет свой выбор снова и снова. Вероятно, это происходит просто потому, что ему не хочется вновь вставать перед сложным выбором и чувством, которое это выбор создает.
А мне показался любопытным как-раз таки последствия выбора компьютером: о некоторых вещах, право, не стоит долго думать и нужно довериться случаю, подкинув монетку. И даже хорошо, что не останется предпочтений к такому выбору.
Sharot, T., Fleming, S. M., Yu, X., Koster, R., & Dolan, R. J. (2012). Is choice-induced preference change long lasting? Psychological Science, ; Doi: 10.1177/0956797612438733.
А я уверена, что это потому, что там действительно что-то для них важное. Те же картинки: мне нравится 1 пляж определённо больше, поскольку там нет толпы (ненавижу толпы, люблю уединение) и выглядит более просторно — до горизонта нет ничего лишнего, а во втором случае чуть моря и дурацкие холмы.
Дурацкие холмы :)
Да, каждый находит что-то важное для него, как ему кажется, несмотря на то, что, вероятно, это фотографии одного и того же курорта, снятые с разных мест и в разное время суток.