Когда мы вспоминаем какие-то события, закрывание глаз помогает сделать это лучше. Проведено множество исследований на эту тему, и вот еще одно (Natali, Marucci, & Mastroberardino, 2012) подтвердило.
Группе детей показывали 11-ти минутный видеофрагмент из старого фильма, который они наверняка никогда не видели. Фрагмент показывает, как три человека, Сонни, Стиви и Сол предпринимают попытку ограбить банк. Стиви нервничает, паникует и убегает. Двое других захватывают служащего банка в заложники. Сонни обнаруживает, что в сейфе почти ничего нет; он хватает дорожные чеки и сжигает регистрационные книги, чтобы не было возможности эти чеки отследить. Дым привлекает внимание прохожего, который заходит в банк узнать, все ли в порядке. Клип заканчивается тем, что Сонни находит спрятавшуюся в туалете девушку по имени Мария.
Сразу после просмотра половине детей дали задание вспомнить и рассказать, что они запомнили. После этого их попросили ответить на 20 вопросов, половина из которых касалась визуальных деталей, а другая – аудиальных. Вопросы такие: В какую одежду был одет кудрявый парень? Что сказал Сонни, бросая пачку денег? Кто открыл дверь женщине с коляской?
Другую половину детей попросили сделать то же самое, но с закрытыми глазами.
Через неделю всех детей собрали вместе и попросили сделать то же самое, снова распределив их на две группы – с открытыми и закрытыми глазами. Распределение было случайным, и не зависело от предыдущего распределения. Таким образом, образовалось четыре группы детей.
Все, что происходило в видеофрагменте и записи детей, было оценено независимыми оценщиками, не связанными с экспериментом. Так делается для точности измерения информации и ухода от влияния участвующих в исследовании.
Вот что выяснилось:
• Дети с закрытыми глазами давали больше правильных ответов и меньше неправильных ответов.
• Дети с открытыми глазами в начале и через неделю показали самые худшие результаты. Даже дети, которые сначала были с открытыми глазами, а через неделю с закрытыми давали больше правильных ответов, хотя и не уменьшили количество неправильных.
• Это важно знать и понимать для судебной практики: показания детей часто являются очень важными доказательствами, которые сложно добывать.
С взрослыми проводились такие же эксперименты, с аналогичными результатами. Так что если вы оказываетесь в ситуации, когда вам надо запомнить информацию, например, при подготовке к экзаменам, или перед важной презентацией: закройте глаза и начинайте вспоминать все, что запомнили.
Natali, V., Marucci, F. S., & Mastroberardino, S. (2012). Long-term memory effects of eye closure on children eyewitness testimonies. Applied Cognitive Psychology, Article first published online: 3 July 2012. Doi: 10.1002/acp.2853.