265 студентов Корнельского Университета приняли участие в простом эксперименте (Critcher & Gilovich, 2008). Сначала они прочитали пару параграфов о вымышленном игроке Стэне Фишере, линейном защитнике (linebacker) в команде колледжа по американскому футболу. В одной группе студенты видели его в майке с номером 54, в другой группе – с номером 94. Им нужно было ответить на вопрос (я немного его перефразировал, чтобы не вдаваться в специфику американского футбола, но смысл остался): Насколько вероятно, что Стэн Фишер забьет гол в плейоффе?
На графике показано, как решили студенты. Глубокие знания или незнание нюансов американского футбола на результат не повлияли.
Нет ни одной логической причины считать, что номер на майке игрока может иметь какое-то влияние на эффективность его игры. Никто из студентов не связывал свою оценку вероятности успеха Стэна с номером на его майке. Тем не менее, подсознательно номер оказал на них влияние. Это – пример работы феномена, известного как случайный якорь окружающей среды. Наше решение, особенно, когда его надо принять быстро, может оказаться под влиянием таких незначительных факторов. Я писал об этом ранее, в заметке Сколько вы потратите?, тех же авторов.
Critcher, C., & Gilovich, T. (2008). Incidental environmental anchors. Journal of Behavioral Decision Making, 21(3), 241-251.