Мы не можем учиться на своих ошибках, если мы их не знаем. Одна из задач школы – как раз таки и обеспечивать эту обратную связь. И, казалось бы, что уж проще – сообщить человеку о его ошибках? Однако и тут есть место для удивительных и причудливых поведений людей.
Очень примечательное исследование из Университета Британской Колумбии, что в Канаде показало, что учащиеся, принадлежащие к национальным меньшинствам, получают меньше критических замечаний по своим письменным работам от учителей, в сравнении с белыми студентами (Croft & Schmader, 2012). Участники эксперимента оценивали письменные работы, с указаниями от экспериментаторов, отмечать ошибки и давать как позитивные, так и негативные комментарии к работам. В случаях, когда участникам эксперимента давали знать, кем по национальности является студент, то объем негативных комментариев снижался, а оценки повышались – только для студентов, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Связано это с нежеланием учителей и людей, выступающих в роли оценщика, казаться в чужих глазах, даже отдаленно, предубежденными в национальном вопросе. Люди боятся быть обвиненными в расизме, это факт. А последствия этого, кроме всего прочего, заключаются и в том, что такие студенты получают меньше критических замечаний, и, соответственно, процесс обучения заметно страдает. Это приводит к ухудшению образования среди студентов этнических групп. И мы имеем еще один замкнутый круг. Теперь же, зная все это, учителя можно обвинить в расизме и за малое количество критических замечаний – ведь он же должен осознавать последствия своих действий.
Croft, A., & Schmader, T. (2012). The feedback withholding bias: Minority students do not receive critical feedback from evaluators concerned about appearing racist. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.04.010]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 23 April 2012.