— Вопросы есть?
— Никак нет.
— Все понятно?
— Так точно!
— Красота!
Одним из самых интересных феноменов красоты является красота средних значений. Я писал об этом ранее.
Используя онлайн-приложение Лаборатории Исследования Лиц, под руководством Лизы ДеБрюне и Бена Джонса, при Институте Нейронауки и Психологии Университета в Глазго, я сделал несколько иллюстраций.
В начале статьи – три лица, которые были взяты для усреднения. Ниже – лицо, которое получилось в результате слияния.
К ним я добавил ещё три лица:
Результат:
Ещё три лица:
Их среднее значение:
Как видите, с каждым разом «дитя» становится как красивее каждого из «родителей», так и привлекательнее вообще. Вот результат продолжения манипуляций — число на фото означает сколько лиц участвовало в усреднении.
После многокрастного усреднения привлекательность приближается к максимальным значениям и перестаёт расти, во всяком случае, так драматично, как в начале.
Но почему вообще возникает привлекательность в таких случаях и чем это можно объяснить? Одна из причин – лёгкость обработки информации. Это – скорость и лёгкость операций мозга, связанных с категоризацией и восприятием стимула (Winkielman, Schwarz, Fazendeiro, & Reber, 2003). Лёгкость обработки очень часто ассоциируется с положительными эмоциями – либо от того, что если сам процесс идёт быстро и без трудностей, и это доставляет наслаждение мозгу; либо лёгкость ассоциируется в мозге с уже знакомым и безопасным. Это было отчасти подтверждено – когда людям показывают лёгкие для обработки стимулы, активность в мускулах (замеряемая электромиографией), связанных с улыбкой возрастает (Winkielman & Caccioppo, 2001).
В недавней работе, которая еще не опубликована, группа ученых (Halberstadt, Pecher, Zeelenberg, Wai, and Winkielman) обнаружила, что морфинг (слияние) лиц двух известных привлекательных людей создаёт еще более привлекательное лицо, но только если эти люди не известны в стране, в которой происходят измерения. Например, если мы «сольём» лица двух греческих телеведущих и получим на выходе среднее лицо, оно покажется нам красивее его «родителей», только потому что мы их не знаем. Но когда мы проделаем тоже самое с хорошо известными нам лицами, то результат их слияния покажется нам менее привлекательным. Это подтверждает гипотезу лёгкости обработки – хорошо знакомые нам лица обрабатываются быстрее, чем новое лицо.
В серии экспериментов, опубликованных на днях в журнале Journal of Experimental Social Psychology, учёные давали различные задания, в том числе по «родителям» классифицировать образовавшиеся средние лица.
Выяснилось, что чем более усреднёнными лица становились, тем труднее становилась такая задача. И чем труднее становилось, тем менее привлекательными становились усреднённые лица, тогда как в контрольной группе их привлекательность росла.
Другой эксперимент, когда участникам показывались усреднённые лица от межрасовых «родителей», показал, что лицо становится красивым, но только в общей категории красивых лиц, но не особенно красивым в категориях красивых лиц той или иной расы. То есть, лица детей китайца и русского могут быть красивыми вообще, но не очень красивыми с точки зрения и китайца и русского.
Получается, что внесение какой-либо дополнительной информации или когнитивной нагрузки в мгновенную операцию по оценке привлекательности лица, уменьшает её скорость и лёгкость исполнения, и приводит к уменьшению привлекательности. Многие вопросы еще остаются, разумеется, но на сегодняшний день можно довольно уверенно сказать, что красота — это легкость понимания, без лишних вопросов.
Halberstadt, J., & Winkielman, P. (2013). Easy on the eyes, or hard to categorize: Classification decreases the appeal of facial blends. Journal of Experimental Social Psychology. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.08.004.
Winkielman, P., Schwarz, N., Fazendeiro, T., & Reber, R. (2003). The hedonic marking of processing fluency: Implications for evaluative judgment. In J. Musch & K. C. Klauer (Eds.), The Psychology of Evaluation: Affective Processes in Cognition and Emotion. (pp. 189-217). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.
Winkielman, P., & Cacioppo, J. T. (2001). Mind at ease puts a smile on the face: Psychophysiological evidence that processing facilitation increases positive affect. Journal of Personality and Social Psychology, 81, 989-1000.
Заглянуть бы в кишки этой программе. Какой алгоритм усреднения? С каждым последующим лицом усредненное становится глаже, чище, моложе! Как после косметолога. Оригиналы же, напротив, морщинистые, прыщавые, в пятнах…