
Пример обработки фотографии человека. Этот человек эмоционально вовлечен и безусловно счастлив в момент съемки, и то, что происходит вокруг него, ему очень нравится.
16 января 2013 года компания Millward Brown анонсировала расширение использования технологии Link and Facial Coding кодирования эмоций, отражающихся на лице, и заявила, что ее крупнейшие клиенты, Unilever и The Coca-Cola Company будут использовать это метод для тестирования в 2013 году. Unilever, владелец таких известных брендов как Axe, Lipton, Domestos, будет применять кодирование эмоций для всех количественных и пилотных проектов по всему миру, а Кока-Кола – для анимационной рекламы. Другие клиенты также будут пользоваться технологией, и исследователи надеются провести тысячи исследований только в этом году.
Технология кодирования эмоций Affdex Facial Coding разработана компанией Affectiva, отпочковавшейся от MIT Media Lab. Этот метод был уже использован в более 40 странах и в 400 рекламных проектах, и ее по праву можно назвать самой используемой системой исследования, не основанной на вербальном отчете респондентов. Еще полгода назад цифры были в несколько раз меньше.
Кодирование эмоций Affdex Facial Coding.
Исследование выглядит довольно просто: эмоции респондента, во время просмотра видеоролика тестируемой рекламы или статичных изображений, обрабатываются программным обеспечением, выдающим данные о вовлеченности в каждый момент просмотра. Плюсом можно назвать снижение стоимости: для такого анализа достаточно самой обычной веб-камеры и хорошего освещения, что позволяет тестировать рекламные продукты онлайн.
В 2012 году эта технология начала применяться в Азии, где культурные нормы порой не позволяют выражать словами те чувства, которые возникают от истории, рассказываемой рекламным роликом. Так, например, при тестировании ролика в Индии, эпизод, в котором рука мужа касается талии жены, большинство респондентов-женщин давали нейтральную, безэмоциональную оценку такого взаимодействия. Однако результаты кодирования показали, что именно это момент вызывал у них эмоциональное вовлечение, и при редактировании этот эпизод вошел в окончательную версию ролика.
Технологии кодирования эмоций сейчас совсем не редкость, и благодаря бурному развитию, цены на них падают, а спрос растет. Я писал ранее о своем опыте работы с аналогичной программой FаceReader от компании Noldus, и участии в онлайн исследовании-предсказании президентских выборов в США. Такое кодирование выдает хорошие результаты при большом количестве респондентов, потому что индивидуальные характеристики иногда могут быть весьма своеобразны: часто встречается, что программа понимает нейтральное выражение человека как сердитое ил печальное. С другой стороны, если «скормить» программе сотню фотографий человека и откалибровать ее именно на его лицо, то она будет изумительно точна. Кроме этого, они способны оценивать эмоции сразу нескольких людей в обзоре камеры и выдавать результаты в реальном времени.
Широкое применение программного обеспечения, сопряженного с камерами наблюдения и автоматическими триггерами на какие-то особые эмоции возможно уже сегодня. Камера автоматически подаст сигнал тревоги оператору, если эмоции злости или обеспокоенности у проходящего народа в каком-то месте превысит определенный порог. Аналогично, можно оценивать какое-то событие, автоматически кодируя эмоции зрителей кинотеатра, посетителей магазина или делегатов съезда партии.

Огромный массив исследований по психологии вкусовых предпочтений показывает, что мы больше полагаемся на внешние характеристики продукта, нежели его физические качества.
The Economist опубликовал
Benetton Group SpA начала использовать в своих магазинах манекены, следящие за посетителями. Представитель компании уклонился от уточнения, сколько манекенов используется и в каких магазинах они установлены. Модель манекена называется EyeSee, производится итальянской компанией Almax SpA, и продается по цене 4,000 Евро (Robets, 2012).
В недавнем эксперименте ученых из Калифорнии тестировались диаграммы и выяснялся вопрос: какой дизайн лучше для понимания? 19 студентов и 2 профессора биологии приняли участие в исследовании с использованием ай-трекера (eye-tracker). Им показывали различные виды диаграмм, а затем проверяли их понимание.
Неплохая статья о нейроэкономике (Fischman, 2012). Мне понравились и данные о работах – я, например, не знал, что японцы так активно этим занимаются, а французы – отстают.
Fischman, J. (2012). The Marketplace in your brain.