Голодание – процесс либо вынужденный (когда нечего есть) либо сознательный (по разным причинам). Но вне зависимости от причины, он может оказывать схожее воздействие на организм. Мы все знаем о пользе контролируемого лечебного голодания, но в недавнем исследование был обнаружен еще один любопытный эффект.
В исследовании у мышей формировали страх классическим подходом по Павлову: подавали определенный звук и били слабым электрическим током, так что впоследствии мыши начинали бояться звука. Ученые, между прочим, позже в эксперименте расформировывали этот страх. В одной группе были генетически модифицированные мыши: у них отсутствовали рецепторы нейропептида Y, что приводит к снижению аппетита. Другие мыши были нормальными, а экспериментаторы заставляли мышей голодать в различные периоды обучения их страху.
Оказалось, что если мыши голодали, перед тем как их учили бояться звука, то они обучались хуже. А вот голодание перед процессом разучивания, напротив, ускоряло процесс.
Что это значит для нас с вами, если мы предположим, что у человека такая же реакция на голод, как у мышей:
Если вы чего-то боитесь, и вам скоро предстоит встретиться с вашим страхом, то кратковременное голодание поможет его победить. Будь это экзамен, полет на самолете, визит к стоматологу, даже поход к психотерапевту по поводу своих страхов – вы перенесете это лучше, если пропустите пару приемов пищи.
Объясняется это тем, что голод заставляет мозг искать пищу, побуждая совершать более рискованные поступки для ее поиска. Иными словами, голод отчасти избавляет нас от страха и делает нас чуть смелее.
PS. Понятно, что надо достаточно поголодать, чтобы, изначально боясь пауков, начать видеть в них завтрак :)
Verma, D., Wood, J., Lach, G., Herzog, H., Sperk, G., & Tasan, R. (2015). Hunger Promotes fear extinction by activation of an amygdala microcircuit. Neuropsychopharmacology, 11(10), 163.
Не знаю, насколько «в тему», но случай почти в тему: голод-страх-пауки. Пауков боялась до темноты в глазах. Несколько лет назад у нас меняли балкон и, когда сняли старую обшивку и перекрытия пола, то обнаружили гнездо с двумя птенцами стрижей. Мы и не знали, что есть у нас такие квартиранты. Мама их, конечно, улетела. Пока искали куда пристроить бедолаг, кормили сами чем придется. Детки лучше всего ели насекомых. Поэтому я, махнув рукой на свой страх, руками ловила все, что «ловилось», в том числе и пауков. Страх после этого прошел, хотя любви к паукам, правда, не прибавилось. Двигал мной голод, но не мой — теплых живых существ, которые могли погибнуть.