Ожирение и поведенческая экономика

Джордж Джоликер (George Jolicoeur)— Это кто? – спросил худой калифорниец из глубины комнаты.
— Это Джо, надежный чувак. Хочет в дело. Нам же нужен еще один чел, так ведь?
— Этот жиртреск?! Пока он доковыляет от банка до машины и будет в неё усаживаться, вся полиция будет на месте! Ты – идиот. Гони его в шею! А ты, толстяк, забудь, что даже был здесь.

Джо грустно опустил голову на пузо, и, медленно, с одышкой, побрел до ближайшего Макдональдса. Стало ясно, что его мечте о карьере профессионального грабителя банков сбыться не суждено.

Используя данные Национального долговременного опроса молодежи 1997 года, ученые обнаружили (Kalist & Siahaan, 2013), что молодой человек с ожирением имеет всего 2/3 шансов быть арестованным, в сравнении с человеком с нормальным весом. Ученые объясняют это тем, что излишний вес не способствует криминальной деятельности, в особенности, для преступлений, где необходимо быстро что-то спереть и убежать.

А я всегда думал, что дело обстоит как раз наоборот: толстяков арестовывают чаще, именно потому, что они не успевают скрыться с места преступления, или собака увереннее берет след по запаху гамбургера ;)

В конце каждого исследования полагается описать научную и/или социальную значимость полученных результатов, и авторы говорят следующее: социальные и экономические издержки ожирения населения могут быть преувеличены, ведь оно приводит и к позитивным результатам — снижению криминальной активности. Почему бы не пойти дальше и предложить ход в духе поведенческой экономики: сделать питание в тюрьмах по принципу «все включено» — не ограничивать еду ни по времени, ни по потреблению, и использовать типичный джанк-фуд. Таким образом, из тюрьмы выкатывались бы отсидевшие свой срок колобки и рецидивизм начал бы драматически снижаться. Кроме того, ожирение способствует сокращению срока пребывания на этой земле, что тоже как бы часть наказания за содеянное. Это может казаться не совсем политкорректным, но только на первый взгляд: ограничивать право американца на неограниченное питание в любом месте в любое время суток кажется мне просто кощунством, и тюрьма — не оправдание для такого безобразия.

Но в целом, с авторами, я, пожалуй, не соглашусь. Ведь криминальная активность, требующая интенсивной физической активности – это для низшей касты преступников. Толстяки, если у них есть тяга к криминальному обогащению, могли бы заниматься чем-то, что не требует физической нагрузки, например, финансовыми преступлениями. Такая деятельность наносит куда более существенный ущерб обществу, в чем мы убедились на примере т.н. финансовых кризисов.

На фото в начале заметки – Джордж Джоликер (George Jolicoeur). Он был известен тем, что приходил в рестораны, где заказывал огромное количество еды и потом отказывался за нее платить. Например, как-то раз он выпил 5 стаканов молочного коктейля, а затем заявил, что нашел волос в последнем стакане и отказался платить. Арестован он был за то, что отказался платить за съеденный кусок вяленой говядины ценой в 50 долларов, утверждая, что в конце ему попался кусочек с плесенью. Адвокат добился его помилования, убедив прокуроров в том, что обслуживание его клиента будет слишком дорого стоить государству. Информация отсюда.

Kalist, D. E., & Siahaan, F. (2013). The association of obesity with the likelihood of arrest for young adults. Economics & Human Biology, 11(1), 8-17.

Добавить комментарий