Первый – значит лучший. Ну, или нет

выбор из двух жевательных резинокНаш выбор зависит от множества факторов, и один из них – первоочередность.
Когда необходимо выбрать быстро, люди предпочитают первый вариант из тех, что им представляют. В серии экспериментов ученые (Carney & Banaji, 2012) демонстрировали это снова и снова. Так, в одном они предлагали людям решить, к какой из двух спортивных команд они хотят присоединиться. В зависимости от того, какая команда была представлена первой, менялось решение людей.

Людям предлагалось выбрать себе продавца, который поможет купить машину, и опять выбор падал на первого представленного.

На железнодорожной станции в Бостоне экспериментаторы предлагали людям за секунду выбрать одну из двух предлагаемых поочередно разных жевательных резинок. В 60% случаях люди предпочитали первую, какой бы она не была.

В другом эксперименте людям последовательно показывали две фотографии преступников, и просили быстро решить, кого из них можно освободить досрочно. Опять же, вне зависимости от персонажа, тот, кого представляли первым, заслуживал большей снисходительности.

Во всех этих примерах, выбор первого варианта не имеет рационального логического объяснения, и процесс выбора происходит подсознательно. Это не значит, что это бездумный выбор, но какие именно операции происходят в голове, мы можем только догадываться. Есть предположение, что это проявление эволюционного иерархического поведения – что в биологии называют «порядком клевания» — первым клюет всегда самый главный, самый важный и самый лучший.

Это феномен работает не всегда и не везде: если у человека есть хорошие знания в предмете выбора, эффект исчезает. Если время выбора увеличивается, то можно наблюдать обратный эффект – предпочтения последнего варианта. В определенных других случаях, я об этом писал неоднократно, здесь в блоге (например тут), нашим выбором будет центральный объект.  То есть даже выбор из трех объектов — процесс, весьма сложный для понимания всех задействованных факторов. Учитывая то, что выбор уже практически всегда конструируется кем-то, понять, сколько именно у нас остается «свободы выбора» представляется нерешаемой задачей. Не спасет и спонтанность образования выбора — ведь она все равно создает предпочтения какому-то одному варианту. Решать такую задачу, уже, вероятно, не стоит, а нужно…

Внимание, вопрос: А что нужно? :)

Carney, D. R., & Banaji, M. R. (2012). First Is Best. PLoS ONE, 7(6), e35088.

Добавить комментарий