Перспективы на каждый день

прожектор

Есть такая эгоцентрическая иллюзия под названием эффект прожектора, в англ.: spotlight effect (Gilovich, Medvec, & Savitsky, 2000). Это когда ты надел рубашку совсем не под цвет носочков, и кажется, это видят все и осуждающе качают головой. Или ты вчера на вечеринке вел себя так и говорил такие вещи, что покрыл себя позором на всю жизнь. Или ты весь день ходишь с расстегнутой ширинкой и …о боже, да страшно подумать. В реальности же мы знаем, что окружающим это, мягко говоря, безразлично.

Эффект был показан в многочисленных экспериментах. Например, люди надевали майку с совершенно отстойным логотипом и присоединялись к группе участников эксперимента. Затем их просили назвать число людей, которые заметили эту их кошмарную майку, и это число оказалось гораздо выше того, сколько людей на самом деле обратили внимания.

Ну, есть такой вот эффект, ну и что, мало ли в Бразилии Педров в психологии такого? Но оказывается, некоторые люди, под воздействием этой иллюзии, постоянно ощущают себя в лучах прожектора, чаще всего в нелицеприятном свете, и это наносит какой-никакой, но урон их состоянию. И поэтому надо что-то с этим делать. Решение, собственно, известно давно: надо посмотреть на себя со стороны, с другой перспективы, от третьего лица, с различными вариациями приближения или удаления, так, словно ты — просто еще один из многих объектов в сцене.

Но нас интересует полезность с позиции восприятия и представления личного желаемого будущего. Когда вы думаете о своем будущем, то вы как представляете себя: от первого лица, словно видите все происходящее своими собственными глазами, или от третьего лица – глазами другого человека, или с так называемой перспективы бога – такая парящая в воздухе позиция, выхватывающая вас? Когда мы представляем близкое будущее, мы чаще автоматически принимаем перспективу от первого лица, а когда далекое будущее – от третьего лица.

В серии экспериментов (Macrae et al., 2016) студентов просили лишь вообразить, что они надевают майку с необычным рисунком, стоят у входа в аудиторию, и мимо них проходят другие студенты. И надо было представлять это происходящим или завтра или через 3 года, и либо от первого, либо от третьего лица. Одновременно с этим похожая ситуация происходила в реальности: три помощника стояли у зала (один из них – в той самой майке) и мимо них проходили студенты. Таким образом экспериментаторы получили два вида ответов. Как и ожидалось, люди в воображаемых майках переоценивали число других, заметивших их выдающуюся майку. В реальности из 40 человек только двое заметили, кстати. Ошибка была тем больше, тем ближе было будущее и применена перспектива от первого лица.

Что с этим делать?

  • Если вы беспокоитесь, как на вас смотрят другие, посмотрите на это сверху, и вспомните, что в реальности людям все равно, что вы облажались в прошлом, лажаете в данный момент или будете лажать в будущем.
  • Освойте этот подход как инструмент, переключая перспективы, когда думаете о своем будущем в различным аспектах. Например: когда вам больно, или вы ожидаете неминуемую боль в ближайшем будущем, перспектива от третьего лица снизит эти ощущения сильнее, в сравнении с перспективой первого лица (Christian et al., 2015). Желание купить и съесть соблазнительную, но неполезную еду, снижается, при перспективе от третьего лица, ведь она со стороны теряет свою привлекательность (Christian et al., 2016).
  • Применяя перспективу от третьего лица, вы сможете точнее делать аффективные прогнозы – это то, как вы себя будете чувствовать в различных ситуациях в будущем. Мы, чтоб вы знали, практически всегда существенно ошибаемся в этих вопросах.
  • Но, перспектива от третьего лица может быть нежелательна, потому что снижает схожесть себя сегодняшнего и себя будущего, так, что может привести к субоптимальным решениям. Так что будьте осторожны, и меняйте перспективы по мере необходимости :)

Эта статья – из теоретической части раздела Воображение курса Дизайн личного будущего.

Christian, B. M., Miles, L. K., Kenyeri, S., Mattschey, J., & Macrae, C. N. (2016). Taming temptation: Visual perspective impacts consumption and willingness to pay for unhealthy foods. Journal of Experimental Psychology: Applied, 22, 85-94.

Christian, B. M., Parkinson, C., Macrae, C. N., Miles, L. K., & Wheatley, T. P. (2015). When imagining yourself in pain, visual perspective matters: The neural and behavioral correlates of simulated sensory experiences. Journal of Cognitive Neuroscience, 27, 866-875.

Gilovich, T., Medvec, V. H., & Savitsky, K. (2000). The spotlight effect in social judgment: An egocentric bias in the estimates of one’s own actions and appearance. Journal of Personality and Social Psychology, 78, 211-222.

Macrae, C. N., Mitchell, J. P., McNamara, D. L., Golubickis, M., Andreou, K., Møller, S., . . . Christian, B. M. (2016). Noticing future me: Reducing egocentrism through mental imagery. Personality and Social Psychology Bulletin, 42(7), 855-863.

Добавить комментарий