Мы все совершаем ошибки, и учимся на них. Это бесценно. С другой стороны, когда мы видим свои неудачи в какой-то деятельности, или нам указывают на ошибки, мы стремимся защищаться. Так говорит нам психологическая теория самоутверждения (Steele, 1988): мы стремимся сохранить свою целостность и ценность себя. Проиграв бой на ринге, человек может сказать, что, зато он хорошо играет на скрипке. В общем, наше поведение в таких ситуациях идет по двум направлениям:
1) Отказ, отрицание и перенос внимания на других. Это может приводить к предрассудкам в отношении не только критикуемого, но и всей группы людей, к которой он принадлежит. Этот путь ведет к искажению реальности и неэффективности в будущем.
2) Обращению внимания на свою личность, независимо от текущей ситуации. Люди могут убедиться, что они, в целом хорошие, и нет нужды защищаться от угрозы, а есть необходимость смотреть на ситуацию конструктивно.
Даже маленькая ошибка потенциально ведет к угрозе самости. Когда мы совершаем ошибку, то наш мозг производит негативный импульс (error-related negativity, ERN) в течение первых 100 миллисекунд. Этот сигнал – свидетельство работы детектора ошибок, который, как предполагается, находится в аnterior cingulate cortex (ACC). Сигнал сообщает мозгу о разнице между ожидаемым и полученным результатом. Импульс увеличивается, если важность задания высока.
Экспериментаторы (Legault, Al-Khindi, & Inzlicht, 2012) разделили людей на две группы. Люди получали утверждения, по шкале ценностей (Kopelman, Rovenpor, & Guan, 2003), о которой я писал ранее, и указывали свое согласие/несогласие с ними. Затем одну группу просили в течение пяти минут написать эссе, почему те ценности, которые они выбрали, важны для них. Во второй группе им предлагали прямо противоположное действие: написать, о том, насколько это неважно, что они выбрали. Таким образом, экспериментаторы подрывали их самоутверждение.
Затем каждого усаживали выполнять простую задачу «go-no/go»: когда на экране возникает буква M – надо как можно быстрее нажать клавишу, а когда буква W – не нажимать. Буквы подавались на 100 миллисекунд, а ответить надо было в течение 500 миллисекунд. Интервал между задачами был всего 50 миллисекунд: довольно стрессовое задание, и, разумеется, люди ошибались, и часто видели на экране «Ошибка!». Все это время показания электрической активности мозга записывалось ЭЭГ.
Для тех, кто в теме: ERN определялся как минимальное негативное отклонение и записывалось в точке FCz по международной системе 10-20, в интервале от 50 миллисекунд до нажатия клавиши и 150 миллисекунд после нажатия. FFT фильтрация от 0.1 до 15 Hz.
Вот что выявилось:
- Группа самоутверждения производила более сильный ERN, то есть, мозг получал точный и уверенный сигнал об ошибке.
- Эффекта зависимости от условия (поддержанное самоутверждение или подорванное) на результаты и скорость реакции не обнаружено.
- Участники группы самоутверждения сделали значительно меньше ошибок совершения (вы нажимаете кнопку, когда не надо было).
- Ошибки генерировали статистически значимый сильный ERN (M = −7.13 µV), нежели правильные ответы (M = −3.74 µV).
Можно предположить, что самоутверждение увеличивает когнитивный контроль над происходящим, делает нас чуть более чувствительными к своим ошибкам, и, вероятно, к улучшению способностей эти ошибки поправить. Ведь если вы не знаете, что вы ошибаетесь, как вы что-то исправите?
Предыдущие работы показали, что самоутверждения улучшают показатели работы в критикуемых сферах, увиливают самоконтроль и противостоят истощению Эго. Было обнаружено, что истощение силы воли снижает ERN (Inzlicht & Gutsell, 2007): когда ваша сила воли снижена в течение дня, вы склонны замечать меньше своих ошибок.
Если вы вам нужны дополнительные мотивационные ресурсы, самоутверждения в этом помогут. Ответьте или напомните себе, что для вас ценно, это занимает всего несколько секунд. Вы защититесь от избегания и отрицания своих ошибок, и станете более эффективным.
Inzlicht, M., & Gutsell, J. N. (2007). Running on empty: Neural signals for self-control failure. Psychological Science, 18, 933–937.
Kopelman, R. E., Rovenpor, J. L., & Guan, M. (2003). The Study of Values: Construction of the fourth edition. Journal of Vocational Behavior, 62(2), 203-220. doi: 10.1016/S0001-8791(02)00047-7.
Legault, L., Al-Khindi, T., & Inzlicht, M. (2012). Preserving integrity in the face of performance threat: Self-affirmation enhances neurophysiological responsiveness to errors. Psychological Science, 2012; Doi: 10.1177/0956797612448483.
Steele, C. M. (1988). The psychology of self-affirmation: Sustaining the integrity of the self. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology (Vol. 21, pp. 261–302). New York, NY: Academic Press.