Горечь мотивации

Вкус горечи и мотивация к выживаниюМы различаем много вкусов: сладкий, горький, соленый, кислый, и умами. Но наиболее чувствительны мы к горькому. На это есть причины – горький вкус ассоциируется с опасностью, так как часто свидетельствует об испорченности продукта или о его токсичности. Поэтому вкус горечи — важный элемент системы выживания человека.

Связь горького вкуса и выживания проявляется весьма затейливым образом. В нескольких экспериментах психологи Китайского университета в Гонконге  (The Chinese University of Hong Kong), проверяли гипотезу, что мотивация к выживанию связана с горьким вкусом (Chen & Chang, 2011). Участникам эксперимента давали простую воду, в контрольном условии, и горький напиток, в экспериментальном. Те, кто пил горький напиток, быстрее отбирали слова, связанные с выживанием, в лексических задачах. В другом эксперименте, люди, которые жевали горьковатый корень лотоса, были более склонны дисконтировать/игнорировать будущее, по сравнению с теми, кто жевал кислые лимоны.  В тесте на память, те, кто был в “группе горечи”, вспоминали больше слов, связанных с выживанием, чем те, кто был в “сладкой” группе.

Связано это с тем, что вкус горечи – адаптивная реакция привыкания к тяжелым условиям жизни. Когда все идет прекрасно, сладкой и приятной на вкус еды полно, нет нужды экспериментировать с горькими неприятными ощущениями. Наверное, поэтому сегодня мы различаем много видов горького вкуса, и к некоторым настолько привыкли, что даже не представляем себе жизни без них: кофе, шоколад, сигареты и прочее.

Если мы оказались в тяжелых условиях, надо подкрепить себя чем-то горьким, хотя бы кофе, без сахара и молока. И в нас должна проснуться тяга к выживанию. Надо только иметь в виду, что мотивация к выживанию уменьшает важность наших планов на будущее. И когда мы строим планы на будущее, горький вкус может им противоречить.

Chen, B.-B., & Chang, L. (2011). Bitter struggle for survival: Evolved bitterness embodiment of survival motivation. Journal of Experimental Social Psychology. doi: 10.1016/j.jesp.2011.11.005. Available online 12 November 2011.



Собака пока еще не бежит за кошкой, и правильно делает

кошка с собакойМой главный исследовательский интерес – подсознательные и автоматические процессы, и, вообще-то, мне хватит дел на обозримые тысячу лет. Поэтому я неохотно бросаюсь с головой во что-то, не связанное с этим интересом. Но вот, с легкой руки мозгонавта, обратил внимание на отрицательные частицы, и заметил, что, собственно, ничего толком не знаю об этой сфере. И мне захотелось разобраться.

Знакомые с НЛП и, так называемым, эриксоновским гипнозом, любят утверждать, что наше подсознание не воспринимает частицу “не”, и лучше строить свои предложения утвердительным образом. Причем, по утверждению других, не просто лучше, а необходимо – иначе, мол, сообщение будет обработано совершенно противоположным образом тому, как вы планировали. Вы, например, говорите человеку: “Не пей за рулем”, а подсознание его, не понимающее частицу  “не”, воспринимает это как команду “пей за рулем”. И вот это “пей за рулем!”, повторенное тысячу раз, на протяжении многих лет, в советах друзей и родственников, в социальной рекламе против пьянства и во всем дискурсе человечества, фактически заставляет нас пить за рулем.

Вообще, за столько лет существования НЛП, его приверженцы, повторяющие эту мантру, могли бы поинтересоваться исследованиями в этой области, или хотя бы просто критично подумать, наблюдается ли такой феномен в жизни. Потому что хватит и пяти минут, чтобы понять, что такое утверждение имеет далеко идущие последствия. Мы были бы похожи на заколдованных леммингов, которые поступали бы вопреки всему, что нам говорят, только потому, что слышали частицу “не”. Но, пардон, я забыл еще один постулат НЛП, который звучит вроде того, что “неважно как это работает, главное – это работает”. Это поразительное заблуждение, которое, шутки в сторону, приносит ощутимый, измеримый и долговременный вред во многих сферах жизни. Но это моя точка зрения, которая не повлияет на то, что мне предстоит узнать об этом феномене. Вполне возможно, НЛП совершенно право в своей догадке относительно таинственной природы частицы “не”! Скорее всего, картина не так проста.

И вот, безо всякого предубеждения, будем на страницах этого блога разбираться. Начну с одной статьи, найденной по слову “negation” в EBSCOhost Research Databases. Статей — много, но пока не увидел ни одной, прямо отвечающей на вопрос. Ну ладно, с чего-то можно и нужно начать. И начнем с экспериментального исследования, которое использовало электроэнцефалографию (Nieuwland & Kuperberg, 2008).

Мы интегрируем получаемые сообщения в карту понимания, которая уже присутствует в нашем сознании. Процесс верификации соответствия новой информации нашим представлениям происходит по мере передачи, на лету. Во всяком случае, это одна из теорий, а другая теория говорит, что мы это делаем по окончании сообщения.

Сегодня известно, что ложные утверждения, получаемые нами, оценить труднее, чем истинные. Лингвистическая литература говорит о том, что еще труднее оценить правдивые утверждения, содержащие отрицательные частицы, например. “Снегирь — не дерево”, потому что люди сначала рассматривают утверждение “снегирь – дерево”, оценивают его как ложное, а потом уже делают следующий шаг оценки утверждения с отрицательной частицей. Это, вкратце, суть двухшаговой теории логической операции отрицания (Fischler et al., 1983; Singer, 2006, и многие другие). И эта теория находит свое подтверждение во многих массивах данных, однако трудно понять, почему, в таком случае, мы используем частицы отрицания в своей речи и письме так легко, свободно и непринужденно, и, казалось бы, вовсе не испытываем трудностей с декодированием информации.

Есть два типа отрицательных суждений с точки зрения полезности  – прагматично лицензированные или прагматично нелицензированные. Прагматично лицензированные отрицательные суждения – это информативные и звучащие натурально. Например, “при умеренном употреблении, вино не вредно для здоровья”. Частица отрицания в этом утверждении укладывается в распространенное представление о том, что вино может быть вредно для здоровья. К этому добавляется информативная часть – есть условия, когда вино может быть и не вредным. Прагматически нелицензированные отрицательные утверждения звучат ненатурально и они малоинформативные. Например, “Витамины не вредны для здоровья”. Частица отрицания в этом утверждении подразумевает, что витамины могут быть вредными для здоровья, что противоречит общепринятому представлению. Это делает такие утверждения тривиальными, избыточными и бесполезными.

Психологи из Университета Тафта (Tufts University) исследовали, как эти два типа отрицательных утверждений обрабатываются мозгом (Nieuwland & Kuperberg, 2008). Измеряли они когнитивные вызванные потенциалы (event related potential или ERP) с помощью ЭЭГ, в то время как участники эксперимента читали утверждения различного типа. Измерения потенциалов было связано с тем, что предыдущие исследования показали, что ложные слова приводят к большему потенциалу, чем истинные слова, в утвердительных предложениях.  Всего было создано более сотни утверждений, каждое в четырех формах. Они были тщательно отобраны и проверены на натуральность и прочие параметры, чтобы быть сопоставимыми. Вот пара примеров, использованных в эксперименте:

Прагматически лицензированные отрицания:

Истинное Утвердительное:
При умеренном употреблении, красное вино полезно для здоровья.

Истинное Отрицательное:
При умеренном употреблении, красное вино не вредно для здоровья.

Ложное Утвердительное:
При умеренном употреблении, красное вино вредно для здоровья.

Ложное Отрицательное:
При умеренном употреблении, красное вино не полезно для здоровья.

Прагматически нелицензированные отрицания:

Истинное Утвердительное:
Бизнесмен Дональд Трамп действительно богат и занимается недвижимостью.

Истинное Отрицательное:
Бизнесмен Дональд Трамп действительно не беден и занимается недвижимостью.

Ложное Утвердительное:
Бизнесмен Дональд Трамп действительно беден и занимается недвижимостью.

Ложное Отрицательное:
Бизнесмен Дональд Трамп действительно не богат и занимается недвижимостью.

Использовалось и обрабатывались данные с 29 электродов по международной системе 10-20, кроме того дополнительно обрабатывался компонент N400 по 12 электродам (Pz, Oz, CP1/2, CP5/6, P3/4, P7/8, O1/2).

Данные ЭЭГ

Результаты ЭЭГ исследования Nieuwland & Kuperberg, 2008. По клику открывается в полный размер

Выяснилось, что картина активности мозга зависит от природы утверждений. В прагматически лицензированных утверждениях, ложные слова вызывали больший компонент N400, чем истинные слова. Иными словами, мозговая активность была выше, когда люди читали слово, которое делало утверждение ложным. В прагматически нелицензированных утверждениях, и истинные слова и ложные вызывали те же самые потенциалы.

Подтвердилась и концепция о том, что поступающие слова немедленно требуют ресурсов мозга на обработку, что показали значения N400, но не только на проверку соответствия получаемой информации сложившимся представлениям, а также и на оценку тривиальности и информативности поступающей информации. Мы люди, делаем подсознательное допущение, что человек, сообщающий нам информацию, действует прагматично и эффективно. Допускаем, но как только слышим несоответствие, начинаем затрачивать больше энергии, чтобы понять, что в сообщении не так.

Мозг несет практически сопоставимые затраты на обработку как ложных утверждений так и истинных, но малоинформативных. Авторы, однако, отмечают, что некоторые предыдущие исследования показали, что истинные малоинформативные утверждения требуют даже больших затрат, чем ложные. Кстати, другие исследования показали, что ироничные или саркастические утверждения также требуют больших затрат на обработку.

Результаты свидетельствуют о том, что отрицание не представляет принципиального затруднения для поступательного понимания. Иными словами, обработка поступающих слов для понимания не обязательно более трудна в предложениях с отрицанием, нежели в утвердительных предложениях, до тех пор, пока такое отрицание включено в информативное, прагматично звучащее сообщение.

Итак, отрицательные утверждения, когда они полезны и информативны, не требуют бóльших ресурсов мозга для обработки, чтобы понять негативный смысл утверждения. Это, понятно, не только не ответило на все вопросы, но и поставило новые. Прекрасно, будем разбираться дальше.

Fischler, I., Bloom, P., Childers, D., Roucos, S., & Perry, N. (1983). Brain potentials related to stages of sentence verification. Psychophysiology, 20, 400–409.

Nieuwland, M. S., & Kuperberg, G. R. (2008). When the truth is not too hard to handle: An event-related potential study on the pragmatics of negation. Psychological Science, 19(12), 1213-1218.

Singer, M. (2006). Verification of text ideas during reading. Journal of Memory and Language, 54, 574–591.


Волшебная клюшка. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Десятая

Бен Куртис. Ben Curtis

Бен Куртис

Философ Юджин Херриджел (Eugen Herrigel) писал о своём опыте постижения искусства стрельбы из лука (1953): “Когда я долго стрелял мимо цели, Мастер брал мой лук и делал из него несколько выстрелов. И моя стрельба тотчас же улучшалась: словно мой лук изменялся, становился понятливым и послушным. И такое происходило не только со мной”.

Замечательно исследование, на мой взгляд, увидело свет в PLoS ONE не так давно. Группа американских и немецких психологов исследовали суеверие молодых спортсменов о том, что использование снаряжения выдающегося спортсмена может улучшить их выступление (Lee et al., 2011). Есть такое понятие, как положительное заражение (positive contagion), заключающееся в вере в то, что полезные, нужные качества от одного, чаще всего живого существа, могут передаться другому, в результате даже мимолетного контакта. Ну, знаете, если съесть сердце храбреца, то и сам станешь храбрее.

Одной группе участников эксперимента говорили, что паттер, короткая клюшка для гольфа (putter), раньше принадлежала профессиональному гольфисту Бену Куртису (Ben Curtis). Экспериментатор уточнял у них: “Вы слышали о Бене Куртисе?” и “Не правда ли, это круто — поиграть его клюшкой?”. Участникам контрольной группы просто давали клюшку и не говорили ничего. Все участники эксперимента имели опыт игры в гольф и понимали, что нужно делать. Они должны были загнать мяч в лунку, в лаборатории, на искусственном поле для тренировки паттов, с расстояния в 2,13 метра. Каждому игроку разрешали сделать 10 ударов.

Как видно на графиках, люди, во-первых, воспринимали лунку для гольфа больше по размеру. Напомню, что размер лунки составляет 10,8 сантиметров в диаметре. 

Восприятие размера лунки

Во-вторых, они улучшили свою игру, загнав больше мячиков в лунку за 10 ударов, чем участники контрольной группы:

Качество игры в зависимости от клюшкиНаше восприятие реально может быть изменено, если мы даже не верим в такие вещи, как перенос полезных качеств от предмета. И происходит это, на мой взгляд, благодаря праймингу. Прайминг, в данном случае – активация стереотипов, вызывающих соответствующее поведение. Прайминг человека известным гольфистом должен улучшить игру, активируя имеющийся стереотип профессиональной игры. И вы лучше сдадите экзамен, если будете писать ручкой известного вам профессора; лучше будете играть в баскетбол в кроссовках Майкла Джордана (как в фильме Как Майк, 2002 года) и так далее.

Herrigel, E. (1953). Zen in the Art of Archery. New York: Vintage Books.

Lee, C., Linkenauger, S. A., Bakdash, J. Z., Joy-Gaba, J. A., & Profitt, D. R. (2011). Putting like a pro: The role of positive contagion in golf performance and perception. PLoS ONE, 6(10), e26016. Doi:10.1371/journal.pone.0026016.


Какие у меня сегодня большие лунки! Про гольф и не только. Часть 2

Игра в гольфЯ как-то писал об изменениях в восприятии в зависимости от желания (Наши цели и желанны и близки). Там объекты казались ближе, чем на самом деле, когда они были желанны, и дальше, если интереса в них не было.

В одном исследовании, психологи установили, что размер мяча для игры в софтбол* воспринимался игроками по-разному: кто играл лучше, видел мяч бóльшим по размеру (а значит, было легче по нему попасть), а кто хуже – меньшим (Witt & Proffitt, 2005). Эта же команда, в несколько расширенном составе, проверила этот феномен и в других обстоятельствах. В одном остроумном исследовании (Witt et al., 2008), они разместили на доске 9 черных кружков, от 9 до 13 сантиметров в диаметре, а затем предложили гольфистам указать на любой кружок, который, по их мнению, соответствует размеру лунки для гольфа. Исследование проходило в гольф-клубе, и в нем приняло участие 46 человек (средний возраст 45.9 лет), после того, как они закончили полную партию игры (18 лунок). Лунка гольфа, кстати, – 10,8 сантиметров в диаметре.

Как вы знаете, чем меньше очков вы набрали в гольфе, тем лучше – тем за меньшее количество ударов вы закатили мячики в лунки. И вот что получилось  в итоге:

Корреляция качества игры в гольф и воспринимаемым размером лункиКаждая точка на графике – оценка размера лунки для гольфа одним или несколькими участниками. Линия – корреляция между воспринимаемым размером лунки и количеством набранных очков.  Счет за 18 лунок – количество ударов, которое потребовалось каждому из участников – от 77 до 123. Кроме того, собирались данные о гандикапе, ударах и паттах на 18-ой лунке. Измерялись также и субъективные показатели – люди оценивали свои патты в этот день в сравнении с другими днями, и игру в это день вообще.

Сравнение гандикапа (который является более стабильным мерилом игры гольфиста на протяжении какого-то длительного периода) с размером лунки не принесло значимой корреляции. Субъективные данные также не выявили ничего интересного.

Но чем лучше человек играл в тот день, тем большей казалось ему лунка. Это удивительным образом перекликается с историями спортсменов, которые говорят, что когда день очень удачный, то лунка видится как баскетбольная корзина, а в плохой день – размером с таблетку аспирина. Подобные феномены были обнаружены и в дартс – те, кто попадал в цель, видели мишень для дротиков большей по размеру, чем те, кто не попадал (Wesp et al., 2004). И в американском футболе – те, кто забивали мяч в ворота, видели перекладину ниже, а стойки – шире, чем те, кто не забивал (Witt & Dorsch, 2009).

Тайгер Вудз не обязательно видит лунку большей по размеру, а для Месси ворота не больше, чем для других футболистов, и это не причина, почему они так хороши. А вот что, вероятнее всего, так это то, что если вы играете хорошо, конкретно в этот момент, в этот день, то ваша цель может выглядеть больше, ближе или удобнее, и, в общем, легче достижимой, но не факт, что вы можете воспринимать это сознательно.

* Cофтбол — Широко распространенная в США спортивная игра, похожая на бейсбол (baseball). Игра идет на поле меньшего размера с использованием более крупного, чем в бейсболе, мяча. Игра возникла в 1887 в г. Чикаго как вариант бейсбола для закрытых помещений, ныне в нее играют на открытом воздухе. (ABBYY Lingvo, 2008)

Wesp, R., Cichello, P., Gracia, E. B., & Davis, K. (2004). Observing and engaging in purposeful actions with objects influence estimates of their size. Perception & Psychophysics, 66, 1261-1267.

Witt, J. K., & Dorsch, T. E. (2009). Kicking to bigger uprights: Field goal kicking performance influence perceived size. Perception, 38, 1328-1340.

Witt, J. K., Linkenauger, S. A., Bakdash, J. Z., & Proffitt, D. R. (2008). Putting to a bigger hole: golf performance relates to perceived size. Psychonomic Bulletin and Review. 2008;15:581–585.

Witt, J. K., & Proffitt, D. R. (2005). See the ball, hit the ball: Apparent ball size is correlated with batting average. Psychological Science. 2005;16:937–938.


Про гольф и не только, часть 1

тренировка ударов в гольфеМного исследований экспериментальной психологии касаются спорта, и в течение нескольких дней я буду писать о некоторых из них. Они могут быть интересны не только спортсменам, а всем, кто овладевает новыми навыками или хочет добиться улучшения уже существующих.

Для того чтобы научиться новым моторным навыкам, нужно быть внимательным. То есть, обращать внимание на, то, что ты делаешь (Wulf, 2007). Также мы знаем о компромиссе скорости и точности (speed-accuracy trade-off): чем быстрее выполняется задача, тем менее точной она становится. Поэтому, совершая новые моторные движения, надо не торопиться и обращать внимание на то, что вы делаете.

Эксперименты  (Beilock et al., 2002, Beilock et al., 2004), показали, что когда новичков-гольфистов и опытных игроков просили выполнять игровые движения, то ситуация оказывается не такой простой. Это правда для начинающих игроков – не торопиться и быть внимательным. Однако опытные гольфисты лучше всего выполняли задания за короткое время, когда не думали о задачах (когда их отвлекали). Почему такое происходит?

Экспертные моторные движения исполняются бессознательно, и вмешательство сознательного фактора приводит к конфликту намерений и ухудшает их исполнение (Gigerenzer, 2007, стр. 30). Поэтому если вы эксперт в каких-то навыках, в том числе, и моторных, то вам следует делать их быстро, не задумываясь. Установка временного предела часто помогает в этом. Например, вы говорите себе: “Так, сейчас я должен буду делать все эти движения очень быстро, не более 3 секунд на исполнение”. Другая техника – отвлечение. Вы приступаете исполнять движения, в котором вы чувствуете себя экспертом, и при этом, например, начинаете ненавязчиво считать проходящих людей или звуки, которые раздаются, или считать до ста. Поскольку наше сознание имеет ограниченный объем, то оно все будет занято, и таким образом, сознательный фактор не сможет конфликтовать с бессознательным исполнением движений.

Это относится не только к гольфистам, разумеется. Это применимо практически в любом виде спорта, и профессии, где есть экспертные знания и навыки – пожарники, полиция, пилоты и прочее. У экспертов, как правило, первое бессознательное решение лучше второго, второе лучше третьего и так далее.

Поэтому, как шутит Гигерензер, вы можете это использовать и в не столь благородных целях, например, играя в теннис с хорошим партнером, вы можете сделать замечание, что работа его плеча сегодня особенна хороша. Это может заставить его думать о своем плече и внести конфликт в реализацию моторных движений (Gigerenzer, 2007, стр. 36).

Beilock, S. L., B. I. Bertenthal, A. M. McCoy, and T. H. Carr. (2004). Haste does not always make waste: Expertise, direction of attention, and speed versus accuracy in performing sensorimotor skills. Psychonomic Bulletin and Review 11: 373–79.

Beilock, S. L., T. H. Carr, C. MacMahon, and J. L. Starkes. (2002). When paying attention becomes counterproductive: Impact of divided versus skill-focused attention on novice and experienced performance of sensorimo- tor skills. Journal of Experimental Psychology: Applied 8: 6–16.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings: the intelligence of the unconscious. New York: Viking.

Wulf, G. (2007). Attentional focus and motor learning: a review of 10 years of research. E-Journal Bewegung und Training, 1, 4–14.


Радость длится дольше

Испанские футбольные болельщикиНебольшое исследование поведения болельщиков, в ходе Кубка мира пло футболу 2010 года показало (Jones et al., 2011), на примере фанатов, что их настроение зависит от выступления команды (надо же!). Кроме того, позитивное настроение среди испанских болельщиков, в результате победы их команды, длилось в среднем больше 4 дней, а негативное настроение у английских болельщиков после проигрыша и вылета их команды с Кубка не продолжалось и 4 дней, в среднем. Кроме того, чувство единения после победы приводило к увеличению социализации у людей и к бóльшим денежным тратам.

Jones, M. V., Coffee, P., Sheffield, D., Yanguez, M., & Barker, J. B. (2011). Just a game? Changes in English and Spanish soccer fans’ emotions in the 2010 World Cup. Psychology of Sport and Exercise. Available online 23 October 2011. Doi: 10.1016/j.psychsport.2011.10.008.

Фото AFP/Getty Images.