Петрушка в космосе

Шато ПетрусСовсем недавно 12 бутылок Château Pétrus урожая 2000 года провели один год на международной космической станции. Каждая бутылка даже без полета в космос стоит около 5 тысяч евро. Все это происходило в рамках эксперимента, устроенного французским Институтом виноделия, науки и вина, чтобы понять, как происходит процесс старения вина в невесомости. На земле зреющее вино находится в покое, но сама жидкость находится в постоянной конвекции: тёплые слои поднимаются вверх, холодные – вниз. Это смешивает кислород в бутылке, и приводит к старению вина. Но в условиях невесомости конвекции не происходит, поэтому предположительно вино будет стареть медленнее.

Предполагалось, что ароматы вина должны были отличаться. По возвращении вино пробовали, и некоторые дегустаторы отметили, что космическое вино ощущалось моложе, чем оставшееся на Земле. Другие дегустаторы были совсем не так уверены. Возможно, один год – это слишком мало. Что точно известно – что вино, которое побывало в космосе, точно можно продать значительно дороже.

  • «Петрушкой» называют это вино кичливые люди, которые могут позволить себе пить его как воду.

Статус и секс

статус и сексКак и люди, макаки ценят все, что касается статуса и секса. Учёные решили проверить на них одну идею: стали показывать макакам известные бренды вместе с картинками высокостатусных макак или обезьяньих гениталий. После нескольких повторов макакам предлагали выбирать бренды из нескольких вариантов. Вы уже догадались, какие бренды выбирали обезьяны.

Поэтому секс и статус в рекламе работает. Эффект основан на том, что все, что касается статуса и секса, является высокоприоритетной информацией. Любые сигналы, хоть как-то касающиеся этой информации, получают внимание и ассоциативную обработку. Если макака или человек видит Louis Vuitton каждый раз, когда видит что-то сексуальное, то мозг свяжет эти два стимула. В следующий раз когда они увидят бренд, они будут ожидать секса, и наоборот. 

И это, пожалуй, один из немногих самых важных фактов, что стоит знать о людях.


Бизнес на запахах

изменение запаха человекаСтартап под названием Sweet Peach Probiotics, сообщает нам, что запахи, которые мы источаем, в том числе от интимных мест, не наши – это запахи, создаваемые микробами, и это так. Предполагается, что пользователь сервиса делает простой сбор биологических образцов, посылает в лабораторию, где, на основе анализа , создается персонализированный набор пробиотиков, которые, при регулярном приеме, уберут неприятные запахи. История со стартапом, особенно с тем, кто там что говорит,  весьма запутанная, и публичные заявления некоторых лиц, причастных к проекту, вызвал шквал негодования в интернете: женщины возмущались, что кто-то судит и решает, как должна пахнуть женщина. Некоторые персонажи, имеющие неоднозначное отношение к стартапу, обещают, что сделают вагину пахнущей ландышами или пепси-колой, на выбор клиента. Они вполне серьезны — их другой стартап,  Petomics, нацелен на то, чтобы сделать какашки домашних питомцев пахнущими бананами.


Связь с прошлым: ИИ для поиска и сохранения исторических запахов Европы

сохранение исторических запахов

Ни одно чувство не способно вызвать такой эмоциональный отклик, как запах. Один запах сырого подвала, пыльного одеяла, спелой клубники или дымящейся пасты может мгновенно вызвать чувства и воспоминания, уходящие корнями в далекое прошлое. Однако, когда речь заходит о том, чтобы узнать об ушедших временах, мы почти не задумываемся об ароматах, которые когда-то царили в мире — галереи и музеи являются достоянием произведений искусства, которые привлекают наше зрение, редко напоминая нам о том, как пахли вещи — ароматные или дурманящие — когда наши предки ходили по земле.

В то время как идея сохранения сенсорного наследия тихо набирает обороты в культурной и музейной сфере, амбициозный проект направлен на изучение того, как запахи определяли сообщества в прошлом. ODEUROPA  — это первая общеевропейская инициатива по использованию искусственного интеллекта (ИИ) для создания библиотеки исторических запахов. Исследовательская группа планирует вернуть к жизни некоторые из этих ароматов 17-го и 18-го веков и сохранить их, либо найдя слова, которые точно их описывают, либо используя современные научные процессы для воссоздания этих запахов в лаборатории.

Одна из наших целей — сделать культурный опыт более осязаемым», — объясняет Ингер Лееманс, профессор истории культуры и руководитель проекта ODEUROPA в Королевской академии искусств и наук Нидерландов (KNAW). Обоняние — это прямой путь к связи людей с прошлым. Мы хотим помочь людям узнать о той роли, которую оно играло задолго до их рождения, и сохранить эти запахи для будущего».

ODEUROPA сосредоточилась на периоде между 1600 и 1920 годами, учитывая наличие изображений и текстов, не защищенных авторским правом, а также в связи с произошедшими крупными изменениями, такими как индустриализация и появление дезодорации. Этот период также богат обонятельными данными, поскольку запах считается инструментом познания, говорит профессор Лиманс.

Компьютеры будут обучены искать в цифровых коллекциях исторического искусства и литературы упоминания о запахах. Затем исследователи будут использовать эту информацию, полученную с помощью искусственного интеллекта, для создания цифрового архива с открытым исходным кодом, содержащего информацию о запахах и их значении.

Библиотека

Со временем ученые проекта планируют также создать физическую библиотеку ароматов, из которой запахи в бутылках будут распространяться по заинтересованным музеям. Идея заключается в том, чтобы запахи и произведения искусства работали в тандеме, предоставляя посетителям дополнительную информацию и улучшая их визуальные ощущения. Для создания ароматов химики проекта будут либо усиливать крошечные образцы сохранившихся запахов, например, следы порошкообразного табака, извлеченного из табакерки, либо использовать информацию из собранных данных для создания химической смеси, близко напоминающей утраченный запах.

Некоторые запахи будут интерпретацией запахов, исторически обоснованной, но сделанной с некоторой долей воображения», — объясняет Сесилия Бембибре, которая работает над проектом в качестве ученого из Института устойчивого наследия UCL в Великобритании.

Однако главная цель ученых проекта — рассматривать запахи как выражение наследия и документировать (наряду с информацией о химической и сенсорной характеристике запаха) ценность и эмоциональную реакцию, которую данный запах вызывает у людей, живущих в определенном месте Европы в определенное время. Идея заключается в том, чтобы письменная интерпретация этих запахов была доступна и актуальна для будущих поколений в архиве запахов.

«За кулисами» нашей работы находится архив, позволяющий сохранить запах за пределами «физического» образца, — говорит д-р Бембибр.

Сегодня многие из нас живут в городских центрах, где в воздухе витает мало запахов, с которыми сталкивались наши предки, чтобы восхитить нас или вызвать тошноту, поэтому мало кто чувствует, что мы что-то упускаем, когда стоим перед реалистичной картиной и взаимодействуем с ней исключительно глазами. Но если добавить запахи в экспозицию таким образом, чтобы они сочетались с визуальными сценами, зрители узнают гораздо больше, говорит профессор Лиманс.

«Запахи дают новые и очень выразительные повествования», — сказала она, добавив, что не каждая обонятельная история является приятной. «Это может быть церковь, наполненная благовониями, канал, наполненный сточными водами, кофейня 17 века или отбеливатель (открытое место в 18 веке, где ткань расстилали и отбеливали с помощью человеческой мочи, кислого молока и щелока). Если мы найдем много записей, в которых люди жалуются на запах, мы проследим, какие чувства они испытывают, чтобы понять, что мы можем узнать о жизни, какой она была в то время».

В проекте ODEUROPA, который стартовал в начале этого года, участвуют семь европейских партнеров с опытом работы в различных дисциплинах, от истории и истории искусства до вычислительной лингвистики, семантической паутины, компьютерного зрения, науки о наследии и химии.

Компьютеры

«Все эти команды сталкиваются с разными проблемами», — говорит профессор Лиманс. «Первая из них очевидна: как научить компьютер находить ссылки на запахи в книгах и изображениях? Почти никто в компьютерной науке не разработал методик для поиска информации о запахах, и уж точно не для исторических текстов и на разных языках». По ее словам, четыре группы специалистов заняты в этой области, разрабатывая схемы аннотирования, по которым люди обучают компьютеры находить информацию о запахах в текстах и изображениях.

Другая команда занимается каталогизацией и классификацией ссылок на запахи, найденных ИИ, подбирая слова для описания исторических запахов для современной аудитории. Для каждого запаха необходимо решить, «кто является носом?» (то есть, кто делает запах) и что было связано с ощущением запаха, — говорит д-р Бембибр.

«Так получилось, что люди производят много запахов, а также на картинах прошлого есть множество ссылок на запахи, что помогает исследователям создать целостную картину ароматов, которые витали в воздухе в определенном месте в определенное время. Вы видите библейские фигуры, щиплющие себя за нос у могилы Лазаря или у ворот ада; трех волхвов, предлагающих младенцу Иисусу ароматные смолы, такие как мирра и ладан; Марию Магдалину, умащающую ноги Иисуса спикенардом (ароматное масло цветов семейства жимолостных); дымные кофейни; напудренные парики; благоухающие перчатки; навозные кучи и трубы фабрик, окуривающие их запахами», — сказал профессор Лиманс.

«Все это помогает нам создавать картины благоухающих мест».

Профессор Лиманс говорит, что сохранение связи с нашим наследием — это один из мощных мотивов для сохранения запахов, а другой — это борьба за демократизацию музеев. Обогащенные запахами экскурсии будут доступны для слепых и слабовидящих людей так, как никогда не смогут быть доступны полностью визуальные выставки.

«Запах — это прямой путь к связи людей с прошлым. Мы хотим помочь людям узнать о том, какую роль оно играло задолго до их рождения».

Парфюм

Профессор Лиманс говорит, что проект также надеется разработать стратегии для сообществ и профессионалов в области наследия, чтобы документировать и сохранять обонятельное наследие.

Хотя желание сохранить запахи может быть новым для многих, эта идея потихоньку завоевывает популярность в некоторых частях Европы. На выставке Fleeting — Scents in Colour, расположенной в музее Mauritshuis в Нидерландах, посетителям предлагается исторический тур по миру, в котором можно увидеть и почувствовать запахи. Пандемия не остановила кураторов музея; теперь люди могут заплатить за доставку ароматного ящика на дом, что дает им возможность погрузиться в эпоху и парфюмерию 17-го века во время онлайн-тура по выставке.

Еще один шаг по защите запахов, характерных для определенного образа жизни, был недавно предпринят во Франции, когда был принят закон о защите звуков и запахов сельской местности. Это произошло после многолетних жалоб на то, что преобладающие чувственные ландшафты являются оскорбительными. Почти все жалобы и судебные иски, вызванные ими, были поданы новоприбывшими из города. Новый закон направлен на определение и защиту сенсорного наследия сельской Франции.

«Люди, переезжающие в сельскую местность, протестовали против звука петухов и запаха навоза, но теперь эта важная связь между животными и людьми будет защищена», — сказал д-р Бембибр, добавив, что поддержание связи между людьми и запахом животных, выращиваемых на фермах, может играть важную роль в обеспечении благополучия животных».

Профессор Лиманс добавил: «В некоторых странах много говорят о том, что небольшие города должны быть ограждены от ферм, где выращивают животных, которых они едят, но у людей меньше аффективной связи (положительной эмоциональной связи) с животными внутри, когда они не могут почувствовать их запах — они не думают и не чувствуют ответственности за обращение с цыплятами на птицефабрике, когда она полностью закрыта».

Есть веские аргументы в пользу сохранения запаха, поскольку это важный способ привлечь внимание людей к тому, что происходит в мире животных вокруг них».

Картина в начале: Philippe Mercier’s The Sense of Smell (1744–1747).

Источник.


Обонятельный нерв как дорога для COVID в мозг?

обоняние и КовидОколо 50% людей, у которых подтверждено наличие COVID-19, сообщают о потере или ухудшении обоняния. Но означает ли это, что вирус нейроинвазивен через обонятельные нейроны? Новое исследование пришло к выводу, что обонятельный нерв — маловероятный путь заражения головного мозга, что считается редким явлением у людей.

В настоящее время точно установлено, что одним из наиболее частых симптомов COVID-19 является потеря обоняния. Когда новый коронавирус поражает носовой эпителий, означает ли это, что вирус может перемещаться по обонятельному нерву в мозг? В недавних публикациях звучит так, будто это было доказано: «Обонятельная трансмукозная инвазия SARS-CoV-2 как порт входа в центральную нервную систему у людей с COVID-19» и «Обонятельный путь — потенциальный путь для SARS-CoV- 2 для вторжения в центральную нервную систему у макак-резусов ». Такие публикации и внимание, которое они получают в СМИ, являются достаточным основанием для внушения страха пациентам с COVID-19, потерявшим обоняние. Если вирус нарушил их обоняние, означает ли это, что вирус также присутствует в их мозгу — просто ждет, чтобы вызвать нарушения мышления, распространиться по мозгу и убить пациента или, если они выздоровеют, значительно увеличить их шанс на развитие нейродегенеративного заболевания?

Группа исследователей из Польши, Франции и США изучила доказательства того, что новый коронавирус поражает обонятельные нейроны и распространяется по аксонам обонятельного нерва от носа к мозгу. Существует широкий консенсус в отношении того, что белки обязательного входа вируса отсутствуют в нейронах обонятельных рецепторов. Такие входные белки в изобилии экспрессируются в поддерживающих клетках, которые инфицируются и умирают, тем самым снижая функцию соседних нейронов обонятельного рецептора. Обычно считается, что это вызывает потерю обоняния при COVID-19. В течение нескольких дней поддерживающие клетки регенерируют, нейроны возобновляют свою функцию, и у большинства пациентов запах возвращается в течение 1-2 недель. Обнаружение нового коронавируса в аксонах обонятельного нерва крайне редко, что делает этот путь к инфекции мозга неэффективным.

Так почему же во многих сообщениях пропагандируется обонятельный путь к инфекции мозга? Одна из причин заключается в том, что нейроны и поддерживающие их клетки тесно переплетены, и их легко спутать при микроскопии. Другая причина заключается в том, что вирус действительно может достичь мозга, особенно у мышей, созданных с помощью генной инженерии, у которых белки входа вируса экспрессируются ненормально. Но тщательный анализ показывает, что временной ход и маршрут развития вируса на животных моделях несовместимы с передачей от обонятельных нейронов носа к нейронам второго и третьего порядка в головном мозге. Вместо этого данные показывают редкое, но стремительное появление вируса в головном мозге, что предполагает путь через кровеносные сосуды, спинномозговую жидкость или по короткому пути нервных волокон, которые обходят обонятельную луковицу и направляются непосредственно к целям в мозге. передний мозг. Нам повезло, что отсутствие белков входа вируса в обонятельных нейронах создает эффективный барьер, который предотвращает инфекцию мозга через обонятельный путь.

Следует подчеркнуть, что в отличие от некоторых моделей на животных вирус редко обнаруживается в мозге человека. Кроме того, многие исследования полагались на методы, которые не доказывают репликацию вируса, а скорее обнаруживают вирусную РНК или вирусные белки, которые могут выделяться и циркулировать системно, без предоставления убедительных доказательств инфекции мозга. Значение вирусного присутствия в головном мозге пока неясно. Некоторые исследователи полагают, что инфекция ствола мозга и дыхательных центров может способствовать летальному исходу при COVID-19, в то время как другие отмечают, что нет корреляции между доказательствами наличия вируса в головном мозге или спинномозговой жидкости и тяжестью COVID-19.

Пациенты с COVID, потерявшие обоняние, могут вздохнуть с облегчением. Тот факт, что их поддерживающие клетки в носу были инфицированы, не означает, что вирус нашел легкий путь из носа в мозг. Наш анализ текущих данных показывает, что у подавляющего большинства пациентов с COVID-19 не будет инфекции мозга, даже если они временно потеряют обоняние.

Butowt, R., Meunier, N., Bryche, B., & von Bartheld, C. S. (2021). The olfactory nerve is not a likely route to brain infection in COVID-19: A critical review of data from humans and animal models. Acta Neuropathologica, 141(6), 809–822. https://doi.org/10.1007/s00401-021-02314-2

Источник 


Мифы о запахах

запах кофе и парфюмерияОдин из самых устойчивых мифов — что запах кофе помогает перезагрузить обоняние, очищает нос. И поэтому это предлагается в парфюмерных магазинах и отделах. Но как вещество с десятками ароматических компонентов, такое как кофе, может помочь очистить нос от запахов? Этот миф довольно устойчив, хотя не имеет ни малейшего ни одного подтверждения — ни в экспериментах, ни на практике.


Исследование в Корее: тренировки работают

еловый запахГруппа исследователей из госпиталя Ансан при Корейском Университете провела двухмесячное исследование с людьми, переболевшими коронавирусом. Они просили людей нюхать сосновые иголки, корицу, лимон и мяту по 10 секунд каждый, и делать между запахами паузу длительностью в 30 секунд, дважды в день, на протяжении двух месяцев. У 70% людей обоняние объективно улучшилось.

Тренажер Smellfitness предлагает гораздо больше запахов и упражнений с ними. Это увеличивает эффективность тренировок и развивает не только обоняние, но и мозг, в целом.

Ссылка: http://koreabizwire.com/loss-of-sense-of-smell-following-covid-19-treatable-with-lemon-and-cinnamon-study/193849