Смотрим на фотографии. Часть 2

Фотография Брессона на выставкеПервая часть здесь. Сегодня мы посмотрим на три фотографии Анри Картье-Брессона, бесспорно великого фотографа. «Главные принципы Картье-Брессона – не делать постановочных кадров, ловить миг, когда событие обретает свой подлинный драматизм и раскрывается наиболее полно, – стали главными заповедями для всех последующих поколений фоторепортеров. Будучи творцом, обладая собственным стилем, вкусом, взглядом, взяв в руки камеру, Картье-Брессон превращался в охотника, в чьей работе главными были быстрота реакции, умение думать и действовать мгновенно. «Выстроить на одной оси глаз, голову и сердце», как говорил сам мастер. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя», — писал он» (цитата РИА Новости).

Первая — «Воскресный пикник на берегу Марны», 1938 год. На фото в начале — как выглядит эта фотография на выставке (фото отсюда).
Henri Cartier-Bresson-MarneКогда я смотрел на фотографию, мое внимание было обращено на лица, руки, и еду (ну, так мне казалось), и я едва замечал нагромождения на реке. Но совсем не так повели себя участники исследования, как показывает ай-трекер. Что это за интерес к лодкам с расставленным удочками?
тепловая карта фотографии Картье-БрессонаМожет быть, мне попались одни любители рыбалки? Нет, на фото смотрели 20 человек, в основном женщины (3 мужчин и 17 женщин), возрастом от 22 до 48 лет, (средний возраст 30,7 лет). Фото показывалось на 5 секунд на 24 дюймовом мониторе. Чтобы проверить, нет ли тут зависимости от пола, я сделал карты отдельно для женщин и мужчин:
Тепловые карты для мужчин и женщинОтличия между ними можно объяснить числом участников, то есть, смотрели на фото мужчины и женщин фактически одинаково.
Карта саккад:
Пикник на Марне, карта саккадНеожиданный, казалось бы, интерес к лодке за счет внимания к людям. Кстати, вы заметили, сколько именно людей на фотографии? Может быть, как раз игнорирование фотографом людей и их лиц (взгляд со спины), и даже пренебрежением показать их всех, отсутствие у компании признаков активного общения, создает из них просто зрителей, следящих за главным действующим объектом картины — удочками на лодке. Если так, то это сильный прием — завести внимание зрителя глазами и поведением героев произведения; сильный — потому что отвлечь наше внимание от человека весьма трудно.

Следующая фотография — Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 г.
Дассау, фото Картье-БрессонаВ том году «Анри Картье-Брессон сделал своей «Лейкой» фотографию, ставшую очередным шедевром фотожурналистики. Место съемки – Германия, Дессау, транзитный лагерь для беженцев, организованный между американской и советской зонами. Политзаключенные, военнопленные, люди, насильно угнанные на работы, возвращаются из освобожденной советскими войсками восточной части Германии. В кадре – молодая бельгийка, которая была опознана как женщина, сотрудничавшая с гестапо» (цитата отсюда).

тепловая карта фотографии Картье-БрессонаЗа 5 секунд сложно разобраться в происходящем, и зритель пытается увидеть это в лицах участников сцены.
Обратите внимание на прекрасный паттерн просмотра по четырем точкам  – с фиксациями на трех главных героев сцены и объекте, документах на столе:
карта саккад просмотра фотографииЕсли бы Брессон обрезал фотографии ( а он этого никогда не делал), то следовало бы, на мой взгляд, обрезать крайнего левого заключенного, который нарушает баланс.

Мадрид, 1933 год:
Картье-Брессон, Мадрид, 1933 годНеобычная фотография, и такой же необычный паттерн просмотра:
тепловая карта фотографии Мадридкарта саккад фотографии МадридОкна на стене — пример того, как можно взять и увести внимание зрителя в каком-то направлении.
Поскольку все три фотографии просматривались в одном исследовании, к меня появилась возможность сравнить количественные данные.

количественные данные просмотра фотографийКак вы видите, фото с мадридскими мальчишками просматривалось энергичнее – длительность фиксаций меньше, скорость саккад выше, длина их больше, словно фотография больше по размеру и зритель пытается ее охватить побыстрее. Напротив, фото с пикником – самая «медленная» фотография. И теперь, глядя на них, с этим легко согласиться. Интересно, насколько скорость движения объектов, изображенных на фотографии, размеры объектов и расстояние между ними влияют на просмотр и его характеристики.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Людям можно продать все

Santuario de ChimayoПосмотрел канадский фильм Dirt, 2008 года, фильм о грязи, в буквальном и переносном смысле. Я думал, там будет что-то о психологии эмоции отвращения, но фильм не об этом. Довольно депрессивная, и, в общем-то, не очень сильная картина. Мое внимание, впрочем, привлек эпизод о El Santuario de Chimayo, католической церкви в штате Нью-Мексико, США, которое, оказывается, одно из популярных мест паломничества.  el pocito Основная цель у 300,000 посетителей со всего мира ежегодно – приобрести «святую грязь» (tierra bendita): в небольшой комнате под названием el pocito (маленький колодец) есть углубление в земле, откуда желающие зачерпывают в прозрачные контейнеры немного земли. Эта грязь, разумеется, обладает целительной силой. Способы применения – просто хранить, растирать по телу или даже принимать внутрь. святая грязьДаже церковь, впрочем, не утверждает, что эта грязь обладает какой-то чудотворной силой. Более того, священник Касимиро Рока, которого вы видите в кадре, прямо говорит, что эта грязь никакого смысла, кроме символического, не имеет, а сила, конечно же, в боге. Откуда же берется земля в той комнате? Церковь ежегодно покупает 25-30 тонн земли в карьерах поблизости, и работники каждый день подсыпают в ямку «свежую» грязь. Она даже разного цвета и консистенции каждый раз, в зависимости, откуда подвезут. Воистину, holy shit!Касимиро Рока


Смотрим на фотографии. Часть 1

работа известного фотографа Вермера Бокельберга Продолжаю разгребать фотографии и картины, использованных в ай-трекинговых исследованиях за последнее время. В начале статьи – работа известного фотографа Вермера Бокельберга (Wermer Bokelberg), снятая в 1968 году.
А ниже – результат ай-трекингового исследования, тепловые карты по результатам просмотра 15 людьми (10 мужчин, 5 женщин). Фото показывалось в течение 5 секунд, свободный просмотр. Карты отличаются немного из-за примененных фильтров.

работа фотографа Вермера Бокельберга, тепловая картаМожет ли такая карта движений глаз показать нечто, что объяснит, почему эта фотография так хороша (если она хороша)?
Допустим, женская попа – физиологически привлекательный для взгляда объект, который, как магнит, притягивает взор, и она, к тому же, оказывается в центре композиции. Казалось бы, очевидно, что люди будут смотреть именно туда, куда они смотрели, но это известная ошибка мышления, когда мы прекрасно объясняем ситуацию после того, как все случилось.

Центральный объект вообще всегда притягивает внимание. Мы это видели на примере в статьях Какая попа лучше и Взгляд в центр.
Обратим внимание на карту саккад, быстрых движений глаз, отфильтрованную, чтобы показать суть. Это, что называется, весьма хороший паттерн просмотра – все внимание привлечено на главный объект, ничего лишнего. Может быть, это ответ – простота просмотра и понимания?

саккады просмотра фотографии
Но обратимся к более простому примеру, из другого исследования, 15 человек (все женщины), также 5 секунд свободного просмотра:

лист конопли, тепловая картаВообще красота, прекрасное творение природы, симметрия, простота и сложность одновременно, наполненность символизмом, даже у людей, никогда не имевших интимной близости с растением.
Карта саккад тоже показывает гармонию:

саккады на листе коноплиА тут вообще инфернальная красота — применение разных фильтров:

красота природыкрасота простого листочкаИтак, что мы из этого можем извлечь: вероятно, одиночные объекты в центре композиции будут восприниматься предсказуемо. Это стоит проверить еще с несколькими объектами, в дальнейших исследованиях. Ни паттерн просмотра, ни тепловая карта, впрочем, не скажут о эстетических свойствах объекта и работы, на которой объект запечатлен. Надо менять дизайн исследования и уходить глубже в статистику, то есть подсчитывать различия в фиксациях, длине саккад и тому подобному.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Поддайте току своим синапсам!

transcranial Direct Current StimulationУвидел вчера. Это tDCS (transcranial Direct Current Stimulation), прибор для транскраниальной стимуляции мозга прямым током. Статья в Википедии на русском. Я лениво следил за попытками создания как бы «народного» tDCS – GoFlow (голубенький, на картинке ниже), когда человек сам собирает прибор, изготавливая компоненты с помощью 3D принтера или покупая. Месяца три назад обсуждали с коллегами возможность и перспективы создания такого прибора, но отказались из-за угрюмой маргинальности рынка. GoFlow закрылся, а foc.us (это он на картинке в начале) вот расцвел. Продается за 249 долларов, и отправляют в Россию.

tDCSСколько интересующихся и экспериментирующих с этой технологией? Рискну предположить, что не больше 20,000 человек во всем мире, включая ученых. Такой гаджет, вероятно, сможет привлечь еще пару тысяч людей первоначально, но очень скоро у большинства из них он займет место в чулане. Я, например, побаловался с ним лет 5 назад, но это была самодельная конструкция, и отсутствие времени и желание жить (вы же в курсе, как батарейка может вас убить?) не позволили мне это изучить. Не удержался от запугиваний, простите :). Но не стоит бояться — нормальные tDCS абсолютно безопасны.

Я лишь поверхностно знаком с исследованиями в этой области, и знаю только, что метод позволяет улучшать моторные движения после инсульта; читал статью про улучшения работы сна, и последующей за ним повышенной производительности труда; используют метод и для лечения депрессии. Военные используют для ускорения обучения сложным навыкам, сокращая время обучения вдвое.

модель с прибором на головеFoc.us, судя по характеристикам и управляющему софту, позволяет многое, а если приобрести и дополнительный набор, то дает возможность делать какие угодно эксперименты, включая плацебо-воздействие.

Странно, что не предлагаются, даже в чисто информационном ключе, простые инструкции. Ну, например, что конкретно делали те военные, какой протокол использовали? В статье можно найти, что применяли 2 миллиампера в течение 30 минут, но места размещения электродов надо еще поискать. Поэтому это – игрушка для любознательных и ищущих людей. Хорошо, что информации в интернете — более чем достаточно.

transcranial Direct Current StimulationДругой производитель, TCT Research из Гонконга, представляет более серьезную модель (слева на фото), но не такую секси, конечно. Там же, на сайте, есть ссылки на 700 научных статей по теме tDCS.

Reddit предлагает множество ресурсов.
Научная статья, с которой можно было бы начать полноценное знакомство — отличный обзор множества исследований. Еще подборка ссылок на научные статьи, ограничивающаяся правда до 2011 года.

Резюмируя:  это очень интересный и обещающий метод, который активно исследуется.  Я бы купил этот foc.us прямо сейчас, только мешают:  отсутствие у них софта для Андроида (пока только для iOS), отсутствие у них товара (ближайшая доставка может случиться через пару месяцев), и внезапно мною обнаруженная необходимость существенных платежей в долбаный ПФ.


Сарказм, конечно

сарказмоболНичто так гарантированно не смешит меня особым ржачным образом как Южный парк. Вот одна из серий (16 сезон 8 эпизод) легла прямо в тему со статьей, которую недавно увидел. В серии идет речь о том, как полемика в США насчет опасности американского футбола для здоровья мозга игроков привела к тому, что в школе города Южный Парк изменили правила вбрасывания. Отец Стэна Марша заметил на родительском собрании, что тогда уж для безопасности игры следовало бы использовать колпаки из фольги, бюстгальтеры и играть надувным шариком, а всем игрокам – обниматься. Его сарказм не был понят, и по стране широкой поступью пошел сарказмобол. Позже к фольге и бюстгальтерам прибавилось массовое употребление особого напитка.sarcastaball-gameОтец Стэна осознает, что уже не может остановиться в нескончаемом сарказме, и обращается в клинику, где проходит томографию. Доктор заявляет, что патологические изменения в мозге от частого сарказма стали необратимыми.
brain-damageВосприятие сарказма – важный элемент здорового социального общения. Определяющим элементом сарказма является тон голоса, который должен показать отрицание и несогласие с буквальным смыслом проговариваемого сообщения. Недавнее исследование (Kantrowitz et al., 2014) тоже (!) использовало томограф, чтобы определить регионы мозга, которые заняты обработкой и определением сарказма у здоровых и больных шизофренией людей. У больных шизофренией наблюдается определенный дефицит в работе аудиальной системы, который приводит к тому, что они значительно хуже улавливают тонкие изменения в тоне голоса и могут не воспринимать сарказм. Ну, если у вас есть знакомый человек, не понимающий сарказма, это не значит, что он болен шизофренией, но некая особенность восприятия речи других людей, вероятно, присутствует. Я бы выдвинул логичное предположение, что неспособность воспринимать сарказм идет нога в ногу с невозможностью и производить саркастические замечания.

Но картина очень тревожная: не замечаешь сарказм – что-то не так с головой, а увлечешься им ненароком – совсем плохо (если Южный Парк не обманывает нас; ну, а с чего бы вдруг ему нас обманывать?)

Kantrowitz, J. T., Hoptman, M. J., Leitman, D. I., Silipo, G., & Javitt, D. C. (2014). The 5% difference: early sensory processing predicts sarcasm perception in schizophrenia and schizo-affective disorder. Psychological Medicine, 44(01), 25-36. doi: doi:10.1017/S0033291713000834.


Война с ожирением: парадоксы

Fat FightersИзбыточный вес – многогранная подлость: это плохо для здоровья, для путешествий, для гардероба, и на работу берут неохотно, и еще много чего. Недавнее исследование (Major, et al., 2013) обнаружило еще один эффект.

90 женщин, участниц эксперимента читали статьи в The New York Times. Статьи были подделками, и созданы специально для эксперимента, но опирались на реальные факты. Одна группа читала статью «Брось курить или потеряешь работу» (в контрольной группе), другая – «Сбрось вес или потеряешь работу». В статье говорилось, как работодатели неохотно берут на работу людей, которые курят или с избыточным весом. Затем всем предлагалось подумать о фактах в этой статье и подготовить выступление по теме, а затем и выступить перед видеокамерой в течение пяти минут.

После этого женщин просили подождать, и приводили в комнату, где на экране монитора шел фильм про жизнь подводного мира. Рядом с монитором стояли три чашки – с печеньками, M&M и Skittles, и каждому предлагалось угощаться. На 10 минут их отставляли с фильмом и закусками, после чего приглашали в лабораторию, где просили заполнить опросники, и провести измерения роста и веса.

Что выяснилось:

Анкеты, которые заполнили участницы, показали, что женщины в разной степени осознают, что у них есть лишний вес, и чем глубже это осознание, тем парадоксальнее поведение. Когда им напоминают о социальных проблемах, связанных с ожирением, как в статье «Сбрось вес или потеряешь работу», то чем больше женщина осознает, что у нее избыточный вес, и чем сильнее её это задевает, тем больше она ест. Так, в эксперименте такие женщины потребили на 80 калорий больше других, что составляет 4% от ежедневной нормы калорий.

У женщин с избыточным весом статья вызвала уменьшение самоконтроля над питанием, а у женщин с нормальным весом – увеличение!

Самоощущения избыточного веса были более важны и предсказательны в поведении, чем реальный вес.

Странно, но контентно-лингвистический анализ и анализ невербального поведения выступлений женщин не показал никаких различий между женщинами из разных групп. Экспериментаторы надеялись увидеть что-то, и я, честно говоря, ожидал бы. Надо было, наверное, спрашивать их о чем-то личном, а не создавать полемические произведения.

Major, B., Hunger, J. M., Bunyan, D., & Miller, C. T. (2013). The ironic effects of weight stigma. Journal of Experimental Social Psychology. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.11.009


Моментальность моральных суждений

подпольная империяВ книге Гигерензера (2007) приводится такой пассаж, история, которую он предлагает оценить с моральной точки зрения:

Анна и Александр – брат и сестра. Они отучились год в университете и сейчас, на летних каникулах, путешествуют по Европе. Однажды, оказавшись в романтическом местечке, они решили заняться сексом и использовали как противозачаточные таблетки, так и презервативы, чтобы быть точно уверенными, что Анна не забеременеет. Им это понравилось, но они решили никогда так больше не делать. Они хранят это в секрете, что делает их ещё более близкими.

Что вы об этом думаете? Это нормально, что они занялись сексом?
У многих (но не у всех) это вызывает моментальное чувство отвращения, неправильности и/или неприязни. Иногда эти чувства даже переносятся на автора такого сообщения (не надо!). Но почему? Египетская династия Птолемеев считала это нормальным, да и многие европейские династии прошли через это, продолжая править народом и установкой моральных ценностей.

Мы чувствуем неправильность, хотя не можем объяснить ни себе, ни другим, почему; и особенно, почему до сих пор? Сегодня такая пара могла бы совершено нормально функционировать в обществе, не опасаясь генетического возмездия в детях. Вероятно, моральная интуиция, как и любая другая интуиция, в логике не нуждается и оперирует эвристиками, сложившимися в культурном опыте. Это любопытно – я телесно ощущаю неприятие такой идеи, но откуда это неприятие взялось? Потому что мне в детстве сказали так не делать? Ну, может быть, один раз. Мне в детстве много чего говорили не делать, гораздо чаще и настойчивее, и это не всегда работало.

Интересно было понять природу такого отвращения и неприятия, чтобы впоследствии инсталлировать такие ощущения для полезных дел: чиновникам – для отвращения к взяткам и воровству, курильщикам и алкоголикам – к курению и водке, и прочее.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings: the intelligence of the unconscious. New York: Viking. Стр.190.

На фото – сцена из сериала Подпольная империя (Boardwalk Empire).