Первая часть здесь. Сегодня мы посмотрим на три фотографии Анри Картье-Брессона, бесспорно великого фотографа. «Главные принципы Картье-Брессона – не делать постановочных кадров, ловить миг, когда событие обретает свой подлинный драматизм и раскрывается наиболее полно, – стали главными заповедями для всех последующих поколений фоторепортеров. Будучи творцом, обладая собственным стилем, вкусом, взглядом, взяв в руки камеру, Картье-Брессон превращался в охотника, в чьей работе главными были быстрота реакции, умение думать и действовать мгновенно. «Выстроить на одной оси глаз, голову и сердце», как говорил сам мастер. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя», — писал он» (цитата РИА Новости).
Первая — «Воскресный пикник на берегу Марны», 1938 год. На фото в начале — как выглядит эта фотография на выставке (фото отсюда).
Когда я смотрел на фотографию, мое внимание было обращено на лица, руки, и еду (ну, так мне казалось), и я едва замечал нагромождения на реке. Но совсем не так повели себя участники исследования, как показывает ай-трекер. Что это за интерес к лодкам с расставленным удочками?
Может быть, мне попались одни любители рыбалки? Нет, на фото смотрели 20 человек, в основном женщины (3 мужчин и 17 женщин), возрастом от 22 до 48 лет, (средний возраст 30,7 лет). Фото показывалось на 5 секунд на 24 дюймовом мониторе. Чтобы проверить, нет ли тут зависимости от пола, я сделал карты отдельно для женщин и мужчин:
Отличия между ними можно объяснить числом участников, то есть, смотрели на фото мужчины и женщин фактически одинаково.
Карта саккад:
Неожиданный, казалось бы, интерес к лодке за счет внимания к людям. Кстати, вы заметили, сколько именно людей на фотографии? Может быть, как раз игнорирование фотографом людей и их лиц (взгляд со спины), и даже пренебрежением показать их всех, отсутствие у компании признаков активного общения, создает из них просто зрителей, следящих за главным действующим объектом картины — удочками на лодке. Если так, то это сильный прием — завести внимание зрителя глазами и поведением героев произведения; сильный — потому что отвлечь наше внимание от человека весьма трудно.
Следующая фотография — Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 г.
В том году «Анри Картье-Брессон сделал своей «Лейкой» фотографию, ставшую очередным шедевром фотожурналистики. Место съемки – Германия, Дессау, транзитный лагерь для беженцев, организованный между американской и советской зонами. Политзаключенные, военнопленные, люди, насильно угнанные на работы, возвращаются из освобожденной советскими войсками восточной части Германии. В кадре – молодая бельгийка, которая была опознана как женщина, сотрудничавшая с гестапо» (цитата отсюда).
За 5 секунд сложно разобраться в происходящем, и зритель пытается увидеть это в лицах участников сцены.
Обратите внимание на прекрасный паттерн просмотра по четырем точкам – с фиксациями на трех главных героев сцены и объекте, документах на столе:
Если бы Брессон обрезал фотографии ( а он этого никогда не делал), то следовало бы, на мой взгляд, обрезать крайнего левого заключенного, который нарушает баланс.
Мадрид, 1933 год:
Необычная фотография, и такой же необычный паттерн просмотра:

Окна на стене — пример того, как можно взять и увести внимание зрителя в каком-то направлении.
Поскольку все три фотографии просматривались в одном исследовании, к меня появилась возможность сравнить количественные данные.
Как вы видите, фото с мадридскими мальчишками просматривалось энергичнее – длительность фиксаций меньше, скорость саккад выше, длина их больше, словно фотография больше по размеру и зритель пытается ее охватить побыстрее. Напротив, фото с пикником – самая «медленная» фотография. И теперь, глядя на них, с этим легко согласиться. Интересно, насколько скорость движения объектов, изображенных на фотографии, размеры объектов и расстояние между ними влияют на просмотр и его характеристики.
Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.
Посмотрел канадский фильм
Основная цель у 300,000 посетителей со всего мира ежегодно – приобрести «святую грязь» (tierra bendita): в небольшой комнате под названием el pocito (маленький колодец) есть углубление в земле, откуда желающие зачерпывают в прозрачные контейнеры немного земли. Эта грязь, разумеется, обладает целительной силой. Способы применения – просто хранить, растирать по телу или даже принимать внутрь.
Даже церковь, впрочем, не утверждает, что эта грязь обладает какой-то чудотворной силой. Более того, священник Касимиро Рока, которого вы видите в кадре, прямо говорит, что эта грязь никакого смысла, кроме символического, не имеет, а сила, конечно же, в боге. Откуда же берется земля в той комнате? Церковь ежегодно покупает 25-30 тонн земли в карьерах поблизости, и работники каждый день подсыпают в ямку «свежую» грязь. Она даже разного цвета и консистенции каждый раз, в зависимости, откуда подвезут. Воистину, holy shit!

Может ли такая карта движений глаз показать нечто, что объяснит, почему эта фотография так хороша (если она хороша)?




Увидел вчера. Это tDCS (transcranial Direct Current Stimulation), прибор для транскраниальной стимуляции мозга прямым током. Статья в Википедии на
Сколько интересующихся и экспериментирующих с этой технологией? Рискну предположить, что не больше 20,000 человек во всем мире, включая ученых. Такой гаджет, вероятно, сможет привлечь еще пару тысяч людей первоначально, но очень скоро у большинства из них он займет место в чулане. Я, например, побаловался с ним лет 5 назад, но это была самодельная конструкция, и отсутствие времени и желание жить (вы же в курсе, как батарейка может вас
Foc.us, судя по характеристикам и управляющему софту, позволяет многое, а если приобрести и дополнительный набор, то дает возможность делать какие угодно эксперименты, включая плацебо-воздействие.
Другой производитель,
Ничто так гарантированно не смешит меня особым ржачным образом как Южный парк. Вот одна из серий (16 сезон 8 эпизод) легла прямо в тему со статьей, которую недавно увидел. В серии идет речь о том, как полемика в США насчет опасности американского футбола для здоровья мозга игроков привела к тому, что в школе города Южный Парк изменили правила вбрасывания. Отец Стэна Марша заметил на родительском собрании, что тогда уж для безопасности игры следовало бы использовать колпаки из фольги, бюстгальтеры и играть надувным шариком, а всем игрокам – обниматься. Его сарказм не был понят, и по стране широкой поступью пошел сарказмобол. Позже к фольге и бюстгальтерам прибавилось массовое употребление особого напитка.

Избыточный вес – многогранная подлость: это плохо для здоровья, для путешествий, для гардероба, и на работу берут неохотно, и еще много чего. Недавнее исследование (Major, et al., 2013) обнаружило еще один эффект.
В книге Гигерензера (2007) приводится такой пассаж, история, которую он предлагает оценить с моральной точки зрения: