Плацебо. Только для добрых

плацебоО любопытном исследовании написал недавно журнал Scientific American Mind (Pavlus, 2013). Ученые из трех американских университетов измерили показатели личности у 50 здоровых волонтеров. Затем им давали болезненную инъекцию, вслед за которой – болеутоляющее средство. На самом деле болеутоляющее было плацебо – инертная субстанция.

Неунывающие, покладистые и альтруистические личности испытали снижение боли в гораздо большей степени, чем люди злые и недружелюбные. Это было не просто психологически обусловленная разница между людьми – позитрон-эмиссионная томография показала повышенный уровень μ-опиоидов (эндогенные, то есть вырабатываемые самим организмом опиоиды, снижающие чувство боли) у покладистых людей.

Несколько лет назад я читал статью про плацебо, и суть там была в том, что в течение последних лет множество клинических исследований новых препаратов разбивается о плацебо эффект, который становится все мощнее и мощнее. Представьте себе раздражение фармацевтической компании, когда таблетка, на которую ушли 10 лет исследований и миллиард долларов, выдает меньше эффекта, чем пустышка.  Теперь я думаю, у них есть идея: можно отбирать злых и нехороших людей, на которых плацебо действует не так хорошо.

Pavlus, J. (2013). Placebos Work Better for Nice People. Scientific American Mind (March/April 2013), 24, 9. Published online: 14 February 2013 | doi:10.1038/scientificamericanmind0313-9a


Иллюзия агрессивности

герои комиксовЛица у нас всех разные, и, соответственно, пропорции тоже. Лица, где соотношение ширины к высоте превышает некий порог, кажутся нам угрожающими. Чем выше такое соотношение, тем менее мы склонны доверять такому человеку, чувствуем агрессивность и физическую опасность, от него исходящую.

И это не просто восприятие: так, исследование намибийского племени !Kung San показало, что мужчины с широкими лицами реально более склонны к физическому насилию (Christiansen & Winkler, 1992). Другое исследование обнаружило, что такие мужчины меньше других погибают в смертельных столкновениях с другими (Stirrat, Stulp, & Pollet, 2012)! Эволюционно, иметь агрессивное лицо адаптивно — зачем вступать в бой, тратить ресурсы и рисковать жизнью, если один твой вид снимает многие вопросы у потенциального оппонента?

В серии экспериментов ученые (Hehman, Leitner, & Gaertner, 2013) попытались за счет наклона головы изменять это соотношение и проверять изменения восприятия. Лица, наклоненные вперед или назад, воспринимаются нами как более угрожающие. Наклон увеличивает соотношение ширины к высоте лица (facial width-to-height ratio (fWHR). Фактически, это иллюзия восприятия, ведь ни ширина, ни высота лица от этого физически не меняются, но, как и всякая иллюзия, это работает.

Изменение наклона головы меняет восприятие намерений человекаСоздав серию фотографий, как, например, показано выше, и показывая их участникам эксперимента в случайном порядке, с просьбой оценить угрозу, ученые выяснили следующее:

  • Мы самопроизвольно наклоняем голову вперед или назад, пытаясь выглядеть более угрожающими, в соответствующих ситуациях.

  • Действительно, наклон головы увеличивает восприятие лица как более угрожающего.

  • Люди с широким лицом, наклоняя его вниз, достигают максимального эффекта.

  • Люди с узким лицом наклоняют его больше, чем люди с широким, с тем чтобы увеличить соотношение ширины с высотой.

  • Наклон головы вперед работает для этого эффекта чуть лучше, чем наклон назад, для мужчин.

  • Женщины, отклоняя голову назад, достигают большего эффекта, чем при наклоне вперед, и чем мужчины вообще. Это объясняется тем, что это делает их лицо более мужественным и, значит, более угрожающим, по контрасту с обычным положением головы и присущей этому женственностью.

Hehman, E., Leitner, J. B., & Gaertner, S. L. (2013). Enhancing static facial features increases intimidation. Journal of Experimental Social Psychology, 49(4), 747-754. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.02.015.

Christiansen, K., & Winkler, E. M. (1992). Hormonal, anthropometrical, and behavioral correlates of physical aggression in !Kung San men in Namibia. Aggressive Behavior, 18, 271–280.

Stirrat, M., Stulp, G., & Pollet, T. V. (2012). Male facial width is associated with death by contact violence: Narrow-faced males are more likely to die from contact violence. Evolution and Human Behavior, 33, 551–556.


Глаза

глаз ящерицыПрекрасная небольшая статья в блоге nautil.us о глазах. Фотограф Сурен Манвелян  из Евевана снял огромное количество глаз людей и животных. Некоторые заметно отчаются от человеческих (как глаз ящерицы в начале статьи, фото Travis Seale), другие – почти как у людей.

Посмотрите на фотографии ниже (кликабельна) и попробуйте определить, где глаза человека. В комментарии к статье – ответы.

глаза людей и животных


Экология мозга. Искусство взаимодействия с окружающей средой

Экология мозга. Искусство взаимодействия с окружающей средойСегодня стартовал 1-ый международный конгресс Экология мозга. Искусство взаимодействия с окружающей средой в парке Сокольники в Москве, который продлится до 19 мая включительно. Очень насыщенная и увлекательная программа. Смотрите на сайте, находите для себя интересное и приходите. http://www.braineco.ru


Полиция и чувство безопасности

британские полицейскиеИдете вы себе вечером по не особо приятному району и вдруг видите — вам навстречу идет полицейский патруль, и больше никого вокруг. Спокойнее ли вам станет от этого или наоборот? Оставив специфику нашей страны, посмотрим, что творится в других местах. В 70-80 годах казалось, что усиление патрулей создает ощущение безопасности. Затем стали появляться данные, что слишком частое видение патрулей, наоборот, снижает у людей чувство безопасности.

Недавно, в нескольких торговых зонах Амстердама, где находятся супермаркеты, исследователи обращались к прохожим с вопросом, насколько безопасно они себя чувствуют. В половине случае неподалеку стояла полицейская машина, в другой половине – полиции рядом не было. Выяснилось, что на женщин полиция не производила впечатления – есть она или нет. Мужчины же считали место более безопасным, когда полиции рядом не было!

Ученые решили провести более масштабное исследование. Сначала они подобрали фотографии мест, и оценили их как выглядящие безопасно или опасно. На них они фотошопом добавляли полицейского. Таким образом, было создано 4 группы фотографий: опасные и безопасные, с полицией или без.

Небезопасное место с полицейским:

Небезопасное место с полицейскимБезопасное место с полицейским:

Безопасное место с полицейским124 студента (93 женщины) приняли участие в эксперименте, и смотрели только одного типа фотографии, например, только безопасное место без полиции, или опасное, с полицией, и т.д. Их попросили оценивать безопасность места по шкале от 0 (очень небезопасное) до 9 (очень безопасное).

Оценка безопасности места от присутствия полицейского

  • Присутствие полиции увеличивает чувство безопасности – но только в небезопасном месте.
  • Ирония заключается в том, что присутствие полиции в безопасном месте, наоборот снижает чувство безопасности. Эффект значим как для всех людей, но для мужчин – гораздо сильнее.

Ученые полагают, что присутствие полиции в безопасном месте заставляет людей задуматься и искать признаки опасности: человек может задаться вопросом: «ведь если полицейские есть в таком, казалось бы, безопасном месте, может, я что-то не вижу?» Впрочем, такие выводы могут происходить мгновенно, на подсознательном уровне. Представьте, что вы выходите из метро, и видите ряды автозаков и сотни полицейских, вы вряд ли сочтете ситуацию и место безопасным.

van de Veer, E., de Lange, M. A., van der Haar, E., & Karremans, J. C. (2012). Feelings of safety: Ironic consequences of police patrolling. Journal of Applied Social Psychology, Article first published online: 24 Oct 2012. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2012.00967.x.

Фото в начале статьи отсюда.


Быстрая жизнь требует много калорий

 

M&M

Как мы выбираем свою еду и чем руководствуемся? Психология значительно продвинулась в понимании такого выбора. Сегодня мы рассмотрим несколько необычные причины выбора еды, о которых можем и не подозревать.

Ученые из Университета в Майями (Laran & Salerno, 2013) выдвинули гипотезу, что тяжелые условия жизни могут подтолкнуть нас к потреблению высококалорийной еды. Сложные условия среды говорят о дефиците ресурсов, и, поэтому, когда появляется возможность, надо подкрепиться как можно большим количеством калорий.

Существуют две стратегии жизни — быстрая и медленная. Медленная ориентирована на долгосрочные цели, взвешивание преимуществ немедленного вознаграждения сейчас или бóльшего в будущем, отсрочка времени заведения детей. Это стратегия развития самого человека, и может возникать почти всегда только в благоприятных условиях жизни. Быстрая стратегия — «жить быстро, умереть молодым», жить здесь и сейчас. Возникает она чаще всего в тяжелых условиях жизни: глупо строить долгосрочные планы, не зная, будешь ли ты жив через год.

Эти стратегии не хороши и не плохи — они адаптивны в зависимости от условий жизни. В серии экспериментов ученые пытались создать неосознаваемые ощущения тяжелых условий жизни, чтобы узнать станут ли люди потреблять больше высококалорийной еды. Так и оказалось.

В одном эксперименте в университетском кампусе поставили столик и предлагали два новых вида конфеток M&M. Они, как было сказано, были сделаны из высококачественного шоколада, один вид — с низким содержание калорий, а другой, напротив — с высоким. В самом деле, это был обычный M&M. За спинами экспериментаторов висел плакат, с шестью предложениями, в одном случае — с нейтральными словами, а в другом — со словами отражающими тяжелые условия: выживание, борьба, противостоять, стойкость, нехватка, несчастья.

Участники эксперимента, простые прохожие (121 человек), выслушивали от помощника экспериментатора рассказ только об одном из новых видов конфет M&M, самостоятельно открывали пакетик и пробовали, сколько хотели и достаточно, чтобы ответить на последующие вопросы от качестве шоколада. Экспериментаторы взвешивали, сколько оставалось конфеток и таким образом узнавали, сколько человек съел, в зависимости от условий эксперимента.

И вот что получилось:

Потребление высококалорийной еды в зависимости от условий жизниСтранно, что если создается ощущение сложных условий жизни, почему мы мало едим низкокалорийной еды? Казалось бы, ее-то и надо есть в больших количествах.

Потребление высококалорийной еды в зависимости от наличия ресурсовВ другом эксперименте выяснилось, что если дать человеку ресурс, то он начинает предпочитает низкокалорийную еду. В качестве ресурса, достаточного для такой смены стратегии, вы не поверите, выступила бумажка в 1 доллар! Видимо, изменить свое отношение к жизни можно даже таким малым!

В третьем эксперименте ученые также манипулировали восприятием людей либо нейтральными либо тяжелыми условиями жизни, и дополнительно заставляли людей думать о времени. Их просили оценить и поставить в порядке по продолжительности различные события: послеобеденный сон, длительность сигнала светофора, две недели, разговор с мамой и т.п. В одном условии люди оценивали лишь краткие события, в другом — длящиеся долго. И краткие по времени события включают быструю стратегию жизни.

Зависимость потребления высококалорийной еды от длительности событий

Тяжелые условия заставляют нас жить в настоящем, и это меняет наше поведение. Такое поведение адаптивно и разумно, но в нашей жизни достаточно искусственных стимулов, которые могут подсознательно убедить нас в том, что условия жизни тяжелые, когда они такими не являются. Даже фильм о суровой жизни африканских крестьян в Судане, новости по телевизору о безработице и финансовом кризисе, даже высоко конкурентные условия нашей работы — все это не может, на самом деле, влиять на условия нашей повседневной жизни, но влияет на ее восприятие, подсознательно. И этого может быть достаточно чтобы стратегия жизни изменилась, хотя бы временно.

Это исследование показало, что похоже, люди выбирают высококалорийную еду не из-за гедонических предпочтений (потому что она вкусная) а из-за функциональности ( в ней много энергии). В этой связи любопытным кажется то, чего добились сторонники здорового образа жизни: печатание в ресторанах меню с указанием калорий. Теоретически это призвано испугать нас калориями и отвратить от такой еды, но может получаться как раз наоборот. Люди могут выбирать именно такую еду, осознавая , что жизнь тяжела и надо пользоваться энергией пока она есть. Даже сама концепция ресторанов быстрого питания (и само их название) слегка, но настойчиво, манипулирует нашим восприятием быстроты жизни.

В следующий раз когда вас потянет на высококалорийную еду, задумайтесь о том, что вокруг вас дало вам такой импульс, и представьте, как долго длится год, детство, несколько поколений, вообразите будущее, а также напомните себе, что у вас есть: семья, дом, работа, дети.

Laran, J., & Salerno, A. (2013). Life-history strategy, food choice, and caloric consumption. Psychological Science, 24(2), 167-173.


Брейн-фитнес

BrainfitnessОпубликована моя статья про брейн-фитнес в последнем номере журнала VIP-Premier. В целом, она больше ознакомительная, для тех, кто вообще не знаком с темой, со скромной целью подвинуть развитие этого направления в России.

В ходе беседы с Альваро Фернандесом выяснилась интересная история: он, учась в университете, познакомился с трудами Выгодского, а затем и Лурии, и заинтересовался идеей возможности реабилитации и тренировки мозга. Альваро стал искать больше информации, и в конце концов, познакомился с Элхононом Голдбергом, учеником Александра Лурии, ныне профессором Нью-Йоркского университета, давно иммигрировавшим в Америку. Так они подружились и создали портал sharpbrains.com, продвигающий брейн-фитнес. Так что можно сказать, что брейн-фитнес берет свое начало в России. The Sharp­Brains Guide to Brain Fit­ness: How to Opti­mize Brain Health and Per­for­mance at Any Age

Буквально на днях, Альваро Фернандес, Элхонон Голдберг и их коллега, Паскаль Мишелон, выпустили книгу The Sharp­Brains Guide to Brain Fit­ness: How to Opti­mize Brain Health and Per­for­mance at Any Age, в которой рассказывается о брейн-фитнесе, наверное, все.

Полный текст статьи на сайте журнала.