Tag Archives: влияние изображений глаз на поведение

На тебя смотрят, веди себя хорошо

Кадр из фильма "Эквилибриум"Эксплицитное (открытое) социальное давление является мощным мотиватором для просоциального поведения. Но не менее мощным является имплицитное (неосознаваемое) давление. Ранее я писал об уже классическом эксперименте (Эти глаза напротив), где пара глаз на небольшом плакате над столом с кофе и чаем увеличивало «честность» пользователей – они клали в коробочку для покупки напитков больше денег, чем без плаката.

открытка с глазами женщиныВыборы губернатора в Лексингтоне, штата Кентукки в 2011 году стали площадкой для эксперимента и подтвердили, что пара глаз мотивирует людей и на участии в выборах. Ранее муниципальные выборы в Ки Уэст, штат Флорида показали, что это работает. Тогда Костас Панагопулос, из Университета Фордхэм, Нью-Йорк (Panagopoulos, 2014b) использовал изображение женских глаз (слева). Женские глаза, впрочем, могли потенциально вносить сексуальный контекст, поэтому ученый решил использовать мужские глаза, и заодно проверить, есть ли разница между их влиянием.

примеры открытокБолее 71 тысячи зарегистрированных избирателей стали невольными участниками исследования (Panagopoulos, 2014a). Впрочем, подавляющее большинство даже об этом и не узнало – они стали членами контрольной группы. Лишь тысяча человек получили одну из трех открыток за 3-7 дней до выборов. Сообщение на открытке не призывало их голосовать за какого-то конкретного кандидата, но прийти на выборы и проголосовать.

Открытки с пальмой и флагом получили члены плацебо-группы –эффекта от этих картинок не ожидалось. Его и не образовалось.

А вот открытки с глазами реально увеличили число голосующих. В зависимости от модели подсчета и оценок – от 1,25% до 2,3%. Сравнение Лексингтона с Ки Уэстом, где использовались женские глаза, показали, что разницы между влиянием мужских и женских глаз на избирателя не было обнаружено.

Почему же эти находки используются так редко? Почему с каждого здания на нас не смотрят немигающие всевидящие глаза любимого вождя? Может быть потому, что непонятно, как именно просоциально будут себя вести люди, которые насмотрятся на них?

В связи с этим любопытно заметить, как это влияет на религиозных людей, которые так или иначе чаще попадают под взор своих богов, будь то на иконах или в другом виде. Как мы уже прекрасно знаем, религиозные люди, особенно православные, отличаются от атеистов и прочих безбожников большей моральностью и примерным поведением, им чужды тщеславие, стяжательство и прочие пороки. А как же иначе – ведь они знают, что это не просто глаза смотрят на них с иконы, а за ними реально следят и видят каждый шаг; спрятаться вообще невозможно. Ну, а если религиозный человек ведет себя нехорошо, даже после такого воздействия, то страшно представить, как бы он себя вел без такого усиления просоциального поведения.

Panagopoulos, C. (2014a). Watchful eyes: implicit observability cues and voting. Evolution and Human Behavior, 35(4), 279-284.

Panagopoulos, C. (2014b). I’ve got my eyes on you: Implicit social pressure and prosocial behavior. Political Psychology, 35, 23–33.