В мире есть места, которые писатель и путешественник Дэн Бюттнер назвал «Голубыми зонами» – это регионы, где большое число людей живет дольше, чем в среднем в мире. Бюттнер даже зарегистрировал это название как товарный знак и определил пять зон в мире: Окинава в Японии, Сардиния в Италии, Никоя в Коста-Рике, Икария в Греции и Лома Линда в Калифорнии (но только в той части, где проживают адвентисты седьмого дня). Кстати, Дэн Бюттнер недавно был в Москве и выступал на Форуме социальных инноваций регионов, где обсуждал «Дорожную карту к долголетию: современные методы и технологии продления жизни», вместе с известным геронтологом Обри де Греем, Андреем Курпатовым и другими. Ссылка.
Жители «Голубых зон» чаще чем где либо, достигают возраста в сто лет, реже болеют болезнями, убивающими людей в других частях света, и наслаждаются большим количеством лет без болезней и в добром здравии. Причинами такой прекрасной жизни, по мнению Бюттнера, изучавшего быт и культуру долгожителей являются, согласно его книге «Голубые зоны. 9 правил долголетия от людей, которые живут дольше всех»: постоянная, умеренная физическая активность, низкий уровень стресса, наличие цели в жизни, умеренная диета, основанная преимущественно на овощах и фруктах, умеренное потребление алкоголя, участие в социальной и религиозной активности, насыщенная и активная семейная жизнь, ну, и, конечно, же генетический фактор.
Вышедшая в июле 2019 статья Сола Джастина Ньюмана из Института Биологических Данных при Австралийском Национальном Университете (Newman, 2019) добавила еще несколько очень важных и любопытных факторов, характеризующих «Голубые зоны».
Но прежде вопрос: хотите ли вы умереть?
Вы хотите пойти на войну, в которую ввязалась ваша родина? Она так о вас «заботилась», что к вашей горной деревне даже нет нормальной дороги, не говоря уж о медицинском обслуживании или иной поддержке. Но теперь она хочет, чтобы вы умерли за нее, желательно героически. Не хотите вы идти на верную смерть, а придется, коль скоро вы моложе 45 лет. Вам 40, в деревне все друг друга хорошо знают, единственный чиновник в деревне – ваш племянник, и почему бы не сделать вам свидетельство о рождении, что вам уже 50?
Мало того, в горах где вы живете, есть традиция уважать старших, и чем старше ты по возрасту, тем с большим уважением тебя слушают, даже если ты несешь околесицу, плюс у тебя низкая ответственность за поступки и слова. Позже еще выяснится, что страна, отвоевав свое, стала думать о людях, и появились пенсии по возрасту. Какая мотивация вам еще нужна, чтобы стать чуточку старше, причем не на самом деле, а на бумажках?
Говорят, именно так появлялись болгарские долгожители, которые ели кисломолочные продукты, а Илья Мечников в свое время поразился этим двум фактам и соединил из вместе, благодаря чему мы все с такой надеждой на здоровую и долгую жизнь едим йогурт.
В Соединенных Штатах за последние сто лет произошло и увеличение численности жителей на 150%, и увеличение средней продолжительности жизни, на 20%. В связи с этим, США, и так имеющая большое число супердолгожителей, тех, кто перешагнул 110 летний рубеж, должна была похвастаться еще большим их числом. Но с ростом населения, росло и число штатов, вводивших свидетельства о рождении, и число супердолгожителей стало падать. Иными словами, американского супердолгожителя сегодня можно с большой вероятностью определить по отсутствию свидетельства о рождении (на момент рождения).
В Италии супердолгожителей стали регистрировать после введения сертификации рождения. Но там число долгожителей лучше всего предсказывается не частотой потребления оливкового масла, а низким уровнем дохода и очень короткой ожидаемой продолжительности жизни.
Посмотрев на эти данные, Сол Ньюман утверждает:
«Итальянцы старше 100 лет сконцентрированы в самых бедных, труднодоступных провинциях, с самой короткой средней продолжительностью жизни, а Американские супердолгожители сконцентрированы в регионах с неряшливым или отсутствующим порядком регистрации рождения. Эти паттерны сложно объяснить биологическими причинами, зато очень легко – экономическими причинами, такими как ошибки при записях актов рождения и пенсионное мошенничество».
Если это так, то мы должны найти такие же паттерны в других «Голубых зонах». Посмотрим на Окинаву: знаменитый на весь мир остров с самым большим числом столетних долгожителей. В чем же здесь кроется загадка долгой здоровой жизни? Может быть, в том, что в Окинаве самый высокий уровень убийств в Японии? Или потому что здесь самое большое число людей 65 лет и старше, нуждающихся в финансовой поддержке? Окинава имеет один из самых низких уровней дохода в стране и самую короткую среднюю продолжительность жизни в Японии, которая является одной из богатейших стран в мире, с обширными социальными программами для помощи населения.
А секрет греков с острова Икария – не в том ли, что долгожители имеют в среднем семь классов образования, а 10% из них – вообще неграмотны, и высокий уровень потребления алкоголя, доход ниже среднего, и 99% мужчин курят? Ни об одном из этих фактов нет ни слова в знаменитой восторженной статье Дэна Бюттнера «Остров, где люди забывают умирать» в газете Нью-Йорк Таймз в 2012 году.
Похожая ситуация и с другими «Голубыми зонами». Почему же такие данные игнорируются в книгах и статьях Бюттнера? Он пишет о девяти уроках долгожителей, про оливковое масло и бобы, религиозные праздники, и богатую социальную жизнь, но не добавляет же, что для этого надо быть и неграмотным, курить, пить, жить очень бедно, и, желательно, в криминально среде.
Моя мама не ела йогурт, но когда в ее смоленскую деревню в 1941 году пришли немцы, и позже стали угонять людей на работы в Германию, ей, вместе со старшей сестрой, староста деревни, «свой» человек, изменил дату рождения в официальных записях.
Дело может быть даже не в намеренном мошенничестве. Ошибки могут крыться даже в самых, казалось бы, качественных базах данных. Так, японские данные считались именно такими – аккуратными и точными, но исследование 2010 года обнаружило, что 238 тысяч (тысяч!) столетних японцев, мудро улыбающихся жизни в стране восходящего солнца, либо совершенно точно уже умерли, либо не могут быть найдены нигде. Своевременная чистка данных в Великобритании привела к тому, что стране не приходится хвастаться своими старцами. Удивительно, согласитесь: хорошая система ЗАГСов плохо влияет на появление супердолгожителей.
Автор исследования приходит к мнению, что проблемы в базах данных долгожителей настолько неразрешимы, что впору выдвинуть провокационную гипотезу, которая звучит так: «Все супердолгожители имеют на руках случайно или намеренно фальшивые документы о своем 110+ летнем возрасте и успешно убеждают в этом окружающих». Эту гипотезу, утверждает Ньюман, «невозможно опровергнуть какой-либо дополнительной проверкой документов, и возраст надо мерить биологическими способами, например, хиральностью аминокислот или изотопным анализом».
У этого исследования, безусловно, будут яростные критики, потому что уж слишком много интересов оно затрагивает. Хотя оно касается долгожителей, достигших 80+ лет и супердолгожителей, перешагнувших 110 летний рубеж, и не отрицает влияния факторов, которые приводят к продолжительной и здоровой жизни, оно все же заставляет посмотреть другими глазами на волшебные места, «где люди забывают умирать». В хитрой и мудрой улыбке столетнего икарийского старичка с папироской в одной руке и стаканом с анисовой водкой в другой, нет ответа, сколько лет ему на самом деле, а густые морщинки вокруг его глаз теперь кажутся трещинками в голубой мечте.
Newman, S. J. (2019). Supercentenarians and the oldest-old are concentrated into regions with no birth certificates and short lifespans. bioRxiv, 704080.
Статья первоначально была опубликована на портале Наша Психология.