Последние два дня участвовал в вебинарах по теме клинических исследований эффективности тренировок рабочей памяти при различных состояниях: при травматических повреждениях мозга, последствиях инсульта, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD), и др. Все было очень интересно. Что могу сказать кратко:
1) Роль рабочей памяти во многих процессах мозга нельзя переоценить. Она лежит в основе практически всех когнитивных способностей. Пожалуй, она должна быть одной из первых целей тренировки мозга.
2) Тренировать ее можно и нужно, и тренируется она прекрасно. Достижения тренировок остаются на значительное время.
3) Малая емкость рабочей памяти является одной из ключевых характеристик синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD). И, посему, тренировки рабочей памяти приводят к значимым и долговременным улучшениям состояния.
Родителям детей с СДВГ надо заниматься с ними тренировками рабочей памяти. Мне сложно представить какую-то другую альтернативу по финансовой доступности, безопасности для здоровья, и легкости достижения ощутимых результатов.
Вот на диаграмме выше показано, как у детей с пониженным объемом рабочей памяти, в результате 5-ти недельных тренировок (всего 25 сессий по 40 минут) поднялись показатели разных видов памяти, и как они удерживаются даже после 6 месяцев . Это привело, кстати, к улучшению понимания заданий в школе, успехам в математике, хотя эти способности и не тренировались (Holmes, Gathercole, & Dunning, 2009).
Holmes, J., Gathercole, S. E., & Dunning, D. L. (2009). Adaptive training leads to sustained enhancement of poor working memory in children. Developmental Science, 12(4), F9-F15.