Tag Archives: виртуальная реальность

Мы все — сверхлюди

кисть с шестью пальцамиВ июне 2019 журнал Nature опубликовал необычную статью про мать и сына, у которых по шесть пальцев на каждой руке. Такая аномалия – не особо большая редкость: на раскопках древних цивилизаций находят скелеты с шестью пальцами на руке. В среднем, такое встречается у двух новорожденных на каждую тысячу. Но люди чаще всего предпочитают удалять такие пальцы еще в юном возрасте, считая это уродством, поэтому встретить такое удается не часто. Поэтому ученые использовали такую возможность по максимуму, и исследовали пару обстоятельно. Что удалось выяснить:

Шестые пальцы не оказались каким-то уродцами – у них были свои независимые мускулы, подведены полноценные нервные волокна и выделен свой участок на карте в мозге. Они были представлены в мозге как и любые другие части – и человек мог чувствовать, где находится и чего касается его шестой палец  в любое время даже с закрытыми глазами. За счет этого человек мог совершать очень сложные манипуляции, которые обычному пятипальцевому не под силу, а в некоторых случаях – делать то, на что у других потребовалось бы две руки.

Кстати, интересный факт: в доме-музее Эрнста Хемингуэя живут около 50 шестипалых кошек, прародительница которых по прозвищу Белоснежка была подарена писателю залетным капитаном корабля. На флоте таких кошек ценили за превосходный баланс во время качки и непревзойденные способности к отлову крыс.

Современная робототехника дает нам возможность добавления новых частей тела, или усиления каких-то способностей (за счет, например, экзоскелетов) и главная проблема – именно в интеграции искусственного добавления в карту тела человека. Это исследование интересно тем, что продемонстрировало, что наш мозг может отлично «принять» еще несколько частей тела и интегрировать их без проблем и конфликтов с другими конечностями.

Но это не новость: 15 лет назад ученые из Университета Оснабрюке, в Германии, провели потрясающий эксперимент, результаты которого не получили достойного освещения. Немецкие психологи успешно внедрили человеку новое чувство — в прямом смысле, дали человеку нечеловеческие ощущения.

Участники эксперимента, надевая особый пояс, могли чувствовать магнитное поле Земли, в точности как птицы. На поясе располагались сенсоры, и один из них, направленный в сторону севера, вибрировал. Таким образом, человек в любой момент мог в прямом смысле почувствовать, где находится север. Казалось бы, что с того? Но мозг за неделю учился понимать эти сигналы и интегрировать их с другими чувствами. Надевая пояс, человек в самом деле обретал еще одно, новое чувство, которое сложно описать (участники пытались). Чувство как-то связано с восприятием пространства, единства с окружающим миром и ощущением дома. Когда участники сдали пояс после месячного эксперимента, они обнаружили у себя ностальгию от потерю чего-то ценного.

Исследователи продолжают работу, и уже сделали устройство еще более интересным. Теперь можно со смартфона установить маршрут, и, надев пояс, позволить вибрации вести вас в нужном направлении. Это особенно полезно для слепых: с поясом они получают еще одно измерение восприятие невидимого мира, для лучшего ориентирования.

Я узнал о проекте шесть лет назад, и написал статью, Сила мысли, спроси меня тогда, что будет в ближайшем будущем, я бы уверенно предрек расцвет самопознания и расширения наших возможностей. Тогда меня еще поразила та легкость, с которой мозг открывал для себя неизвестное ранее, нечеловеческое чувство, спокойно принимал его и делал обладателя чуть-чуть «сверхчеловеком».

Каковы лимиты наших возможностей, если мы можем спокойно «устроить» шестой палец или «приютить» новое чувство? Благодаря остроумным и невероятным экспериментам сегодня мы узнаем эти пределы. Одним из мест для поиска стало виртуальное пространство:

Вы надеваете костюм с особыми маркерами. Этот костюм сделан так, что маркеры на ключевых точках вашего тела передают информацию вашему аватару в виртуальном мире, и когда вы двигаетесь, он мгновенно и точно повторяет все ваши движения.  Далее вы надеваете шлем виртуальной реальности и осматриваете комнату в цифровом мире. Там находятся разные предметы, ваш гид и зеркало.  Вас просят посмотреть на свои руки, и вы подносите их к «глазам» и видите что это  лапы гориллы. Стоящий рядом с вами в виртуальном мире человек шлепает вас слегка по лапе, и вы чувствуете это! Вот этого всего уже бывает достаточно, чтобы вы ощутили себя на самом деле в шкуре гориллы.

Большое число экспериментов подобного рода проводится сейчас по всему миру. Испытуемых «вживают» в тела людей противоположного пола, другой расы, пожилых или детей, в кукол, в карликов или гигантов, с огромными руками или длинным носом. И всегда это происходит очень легко, словно «переселиться» в другое тело для человека — привычное дело. Сама по себе такая пластичность любопытна.

В этом году команда из Университета Дуйсбурга-Эссена поставила перед собой задачу попробовать перенести человека в разные нечеловеческие тела, отличающиеся размерами, формой и скелетом:  в тигра, летучую мышь и паука!аватары паука и летучей мыши39 участников прошли через «превращение» в зверей, и опять же, к удивлению самих исследователей, процесс происходил невероятно легко. Казалось бы, как можно даже представить себя шестиногим пауком, а уж тем более вжиться в это тело, за считанные минуты? Более того, оказалось, что некоторые нечеловеческие тела даже лучше, чем гуманоидные, в каких-то конкретных ситуациях. Аватар летучей мыши становится родным домом для тела человека, если он летает в виртуальным мире.

Самым популярным аватаром, кстати, по опросам становятся летающие создания. Они имеют лучший потенциал для игр в виртуальной реальности. Ну, а почему нет — когда тебе предлагается такой невероятный выбор вариантов, глупо «влезать» в привычное тело человека.  Кроме игр, то, естественно будет использоваться в порнографии, как же без нее? Не пробовали заниматься сексом, свисая вниз головой, как летучая мышь? У вас скоро будет такая возможность.

Самое время сделать какие-то выводы.

Наш мозг не имеет лимита на пять пальцев. В Индии сейчас живет плотник с семью пальцами, зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса. Мы не знаем сегодня про такие лимиты.

Наш мозг готов принять совершенно новое чувство, типа магнитного поля земли, или готовность к полетам как летучая мышь –  тоже вполне себе нечеловеческая способность.

Мы можем очень легко менять карту своего тела и вживаться в тела самого разнообразного вида. Делаем это настолько просто, что вслед за Шварценнегером в легендарном фильме «Хищник» хочется спросить человека: «Да что ж ты такое?»

Очевидно, что мы до сих пор даже не представляем своих возможностей и пределов, и это после тысяч лет самопознания и созерцания. Но ясно одно – возможностей у нас гораздо больше, чем мы думаем. Ближайшие года принесут нам много новых открытий, поэтому надо оставаться на позитиве, и быть готовым к чудесам. Они непременно случатся.

Dalton, R.P., & Roseberry, T. (2019). Studying the superhuman. Scientific American. September 4, 2019.

Mehring, C., Akselrod, M., Bashford, L., Mace, M., Choi, H., Blüher, M., . . . Burdet, E. (2019). Augmented manipulation ability in humans with six-fingered hands. Nature Communications, 10(1), 2401.

arxiv.org/abs/1907.05220: The Illusion of Animal Body Ownership and Its Potential for Virtual Reality Games.

Статья первоначально была опубликована на портале Наша Психология.


Быть Зигмундом Фрейдом

Зигмунд ФрейдПредставьте, что у вас непростая личная проблема, и вам не помешал бы совет от мудрого человека. Как насчет самого известного психоаналитика? Чтобы он вам сказал, поделись вы с ним и попросив помощи?

Уже давно было замечено, что мы даем другим людям, оказавшимся в сложной ситуации, неплохие советы, а вот себе – как правило, не очень. Это даже получило название «парадокс Соломона» по имени библейского царя, который мог справедливо и мудро рассудить кого угодно, но только не себя. Парадокс получил подтверждение в психологических исследованиях, это действительно оказалось так. Был получен и практический результат: для того, чтобы получить для себя лучшее решение, надо посмотреть на свою ситуацию со стороны.

Эксперименты с виртуальным Фрейдом

Но что, если это воображение подкрепить технологиями? Испанские психологи решили проверить, как это будет работать в виртуальной реальности. Они отсканировали каждого участника эксперимента и создали виртуальное тело, максимально на него похожее, и человек, надев шлем, мог оказываться в кабинете психолога. Он даже видел себя в отражении зеркала, мог потрогать и убедиться, что это «действительно» он сидит за столом, на другой стороне которого – сам доктор Зигмунд Фрейд!

В одном случае люди рассказывали о своей ситуации, отвечали на вопросы от Фрейда, и выслушивали его мудрые замечания, которые были предварительно записаны экспериментаторами. В другом же случае участникам предстояло, после обозначения проблемы, «покинуть» свое тело и оказаться в теле Фрейда, видя перед собой самого себя. «Вживление в тело» сегодня – уже вполне отработанная процедура, которая занимает полминуты: вас просят касаться себя, поднимать поочередно руки и делать другие движения, одновременно наблюдая за собой в зеркало. Участникам в этой группе предстояло пять раз «прыгать» из тела в тело, ведя настоящий диалог с Фрейдом, общаясь, на самом деле, только с собой.

Эксперименты с виртуальным Фрейдом

Каждый участник мог достаточно пообщаться с Фрейдом, а ученые замеряли различные характеристики сразу после эксперимента, и через неделю. Выяснилось, что такой метод диалога сам с собой, хоть и через Фрейда, более эффективен, чем другие, по многим параметрам. Люди стали больше разбираться в своей проблеме, продуктивнее к ней относиться, испытывать меньше стресса и понимать, какие изменения происходят и какие еще должны произойти.

Дистанционирование себя или взгляд со стороны, помогает в самых разнообразных ситуациях, но испанские ученые полагают, что именно такой метод дает возможность человеку раскрыться и добиться более объективного и рационального анализа проблемы.

Что еще важно: при этом методе не надо воображать – человек вынужден погружаться в ситуацию, и мозг начинает воспринимать ее как реальную. При этом он получает советы от кого-то, а не от копии себя, и к нему обращаются во втором лице на «ты» или на «вы», а это оказывается эффективнее для восприятия, чем обращение идет от первого лица «я» или «мне».

Вообще, вживание в другой образ уже давно показывает удивительные результаты во многочисленных экспериментах (Adam & Galinsky, 2019): когда людей просили решать задачи на внимание в «научном» лабораторном халате, они справлялись лучше, чем в халате маляра. Когда студенты в другом эксперименте облачались в полицейскую униформу, они сразу начинали обращать внимание на прохожих, носящих толстовки с надетым капюшоном. В другом случае униформа была лётная, что приводило к временному улучшению зрения. У людей менялось поведение в сторону доминантности, когда они надевали дорогой деловой костюм, в сравнении с дешевым: поднимался уровень тестостерона, а способности в проведении переговоров улучшались. Желание понять и помочь другим существенно вырастало, когда студентки надевали форму медсестер.

Поэтому не удивительно, что человек, «вживаясь» в знаменитого психоаналитика, открывал в себе что-то, что стереотипично для хорошего психотерапевта: возможно, это наблюдательность, или эмпатия, или успокаивающая уверенность мастера своего дела. Если такой метод станет получать распространение, психологи могут предлагать и другие фигуры, потому что не все идеализируют Фрейда. За столом напротив нас могли бы оказаться и Соломон, Будда, и любой другой авторитет.

А от кого бы вы хотели получить совет в трудной ситуации?

Slater, M., Neyret, S., Johnston, T., Iruretagoyena, G., Crespo, M., Alabèrnia-Segura, M., … Feixas, G. (2019). An experimental study of a virtual reality counselling paradigm using embodied self-dialogue. Scientific reports, 9(1), 10903.

Adam, H., & Galinsky, A. D. (2019). Reflections on enclothed cognition: Commentary on Burns et al. Journal of Experimental Social Psychology, 83, 157–159.

Статья первоначально была опубликована на портале Наша Психология.


Симуляция смерти

симуляция смертиEmbodied Labs – компания, которая специализируется на создании сессий обучающей виртуальной реальности для клиник и хосписов, в виде вживания в образ пациента. Как это происходит: вы надеваете шлем VR и погружаетесь, например, в тело Альфреда, 74 летнего афроамериканца с обширной макулярной дегенерацией (возрастное ухудшение зрения, ведущее к слепоте), существенной потерей слуха и пытаетесь общаться с семьей, врачами. Или вы попадаете в тело Биариц, женщины с прогрессирующей болезнью Альцгеймера и «вкушаете все прелести» этого состояния.

Такие симуляции помогают клиническому персоналу лучше понимать, что происходит на стороне пациента, и, соответственно, порождает больше эмпатии и запасы терпения. Действительно, есть ли лучший и более краткий способ для молодого доктора или медсестры понять, каково быть подслеповатым глухим 80-летним стариком?

Последний проект компании — получасовая симуляция Клея, 66 летнего мужчины с IV стадией рака легких. Начинается с получения диагноза от врача, и по мере ухудшения, заканчивается cимуляцией смерти. Да, синие пальцы и темнеющий экран – это вот смерть.

симуляция смерти

Это безусловно полезно для персонала, да и не только для него, но есть что-то неоднозначное и пугающее сторона в этой смеси «Дня сурка» (если смотреть более одного раза), «Быть Джоном Малковичем» и Эдгара Аллана По.

В психологии есть такая теория управления страхом смерти (terror management theory) которая утверждает, что напоминание о смерти (memento mori) измеримо меняет поведение. Сотни экспериментов, много разных находок, в том числе, противоречивых. Общее такое: это на какое-то время изменяет моральные суждения. Так, например, простое напоминание о смерти  делает людей более строгими в осуждении других: люди налагали на проститутку штраф в 9 раз более крупный, чем в контрольной группе. Также люди более охотно поддерживают военные действия и догмы. Эффект ниже у религиозных людей, они, возможно, и без напоминания о смерти неумолимо суровы (из любви, разумеется). Я как-то давно писал и о других аспектах этого: Хрупкость бытия.

Что будет происходить, если делать симуляцию на порядок реалистичнее, или пройти ее десятки раз, или под псилоцибином, или не иметь возможности определить, когда симуляция кончилась? О дивный новый мир, столько всего интересного еще нужно узнать, что умирать глупо и неинтересно. И мне больше по душе симуляции возрождения, омоложения и торжества жизни.


Мир глазом циклопа

бронзовый шлем циклопаИрландские художники Анна Клири и Денис Коннолли (Anne Cleary & Denis Connolly) создали шесть шлемов, с помощью которых можно взглянуть на мир глазами разных животных и даже циклопа. Сделать шлемы им помогал Нил МакКензи.

С точки зрения психологии, это — супер интересная штука, поднимает множество интересных мыслей по развитию. А также показывает, что идей, настолько талантливых и простых, к счастью, по-прежнему много. Странно, что я не видел ничего подобного по красоте идей у многочисленных VR разработчиков.

Вот шлем лошади, который дает необыкновенно широкое периферическое зрение со слепым пятном впереди.

Шлем лошади Шлем лошади

А вот шлем жирафа:

шлем жирафа шлем жирафа

Шлем акулы-молота (или рыбы-молота, как ее еще называют):

шлем акулы молот шлем акулы молот

Вот, кстати, как она выглядит, если кто забыл:
акула-молот

Шлем дает возможность взглянуть на мир глазом циклопа (в начале статьи — также шлем циклопа):

шлем циклопа
Эта штука уже посложнее: шлем хамелеона. Дает возможность одновременно смотреть вперед и назад. Работает получше чашки кофе.

шлем хамелеон

Шлем чеширского кота, выдуманного персонажа книги «Алиса в стране чудес»:

шлем чеширского кота

Как мы помним, кот умел исчезать, а в воздухе оставалась висеть какое-то время его улыбка. Шлем дает возможность видеть одновременно все, что впереди, плюс очень широкую периферию. Такое видение названо в честь иллюзии чеширского кота, открытую Салли Дунсинг и Бобом Миллером (Sally Duensing and Bob Miller). В иллюзии любое движение на периферии приводит к частичному исчезновению объектов впереди, но особенно впечатляюще это происходит с лицом. Лицо человека впереди, если он будет улыбаться, исчезает, и остается только улыбка и глаза. Очевидно, отсюда и название иллюзии. Вот, кстати, видео, хорошо объясняющее иллюзию. Ее очень легко воспроизвести – понадобится только зеркало.

А вот и сами создатели, в своей мастерской в Париже:

Anne Cleary & Denis Connolly

Сайт художников.