Tag Archives: влюбленность

Запах и секс

женщина нюхает мужчинуНекоторые женщины говорят, что познакомились или почувствовали влечение к своему мужчине, когда ощутили его запах, или что даже после многих лет брака этот запах продолжает их возбуждать. Обычно люди пытаются объяснить это действием феромонов. Однако, науке, изучающей феромоны в контексте поведения животных и насекомых, до сих пор точно неизвестно, как они работают и работают ли вообще, применительно к человеку. Но, по крайней мере, мы знаем, что точно работает.

Клаус Ведекинд, биолог Университета Лозанны в Швейцарии, в 1995 году проделал эксперимент, в котором попросил 44 мужчин носить майку, не снимая, в течение двух суток. Мужчинам выдали гигиенические средства без запаха, чтобы не маскировать естественный запах. После носки эти майки давали нюхать группе из 49 женщин. Они должны были оценить привлекательность запаха каждой майки. Выяснилось, что запах нравился тем сильнее, чем больше отличались иммунные системы мужчины и женщины! Различия были в системе генов тканевой совместимости человека. Эта система – сравнительно недавнее открытие, за которое вручили Нобелевскую премию по медицине в 1980 году.

Как работает система: группа генов отвечает за выработку белков, которые будут различать и атаковать чужеродные клетки в организме. Комбинация генов системы может иметь миллионы вариаций, и чем обширнее относительные вариации, тем лучше иммунная система готова к борьбе с патогенами. Таким образом, если наш организм хочет дать детям хорошую иммунную систему, её надо сделать как можно более вариабельной, то есть найти партнера с отличающейся иммунной системой. Иммунная система производит белки, которые так или иначе попадают на поверхность кожи, там попадают под действие бактерий, и, в зависимости от вариаций, создают уникальный для каждого человека запах. Так что если нам нравится запах человека, это хороший знак.

Кристина Гарвер-Апгар из Университета в Нью-Мексико изучала особенности поведения семейных пар в зависимости от этой системы совместимости. Выяснилось, что чем более похожи эти системы у супругов, тем меньше было сексуальное влечение у женщины к мужу. Обнаружилась прямая корреляция между похожестью иммунной системы и вероятностью измены: так, если 70% генов похожи – 70% вероятность секса на стороне, 5% схожести – 5% вероятности измены.

Девендра Сингх из Университета Техаса в Остине давала носить майки женщинам. Они носили одну майку в течение 13-15 дней менструального цикла, а вторую майку – в течение 21-22 дней цикла. Затем их опять же давали оценивать по привлекательности запаха мужчинам и те чаще всего выбирали майки, ношенные на 13-15 дни цикла – именно в это время вероятность забеременеть сама высокая. Не случайно, когда женщины живут вместе, их менструальные циклы начинают синхронизироваться – с тем, чтобы, вероятно, создавать равные условия в великой эволюционной игре. Впрочем, сегодня эта гипотеза синхронизации циклов, как верно заметил в комментариях читатель, не находит подтверждения.

Как видим, обоняние очень активно участвует в процессе отбора партнера – женщина ищет отца, который даст ребенку хорошую иммунную систему, а мужчина – женщину, которая готова рожать такого ребенка.

Но кроме различий в иммунной системе, наше обоняние ищет и находит другие стороны сексуальных предпочтений. Так, в одном исследовании, шведские ученые собрали мужской пот, с тестостероном, и женскую мочу, с эстрогеном. Испытуемых приглашали в томограф и давали нюхать эти компоненты. Когда мужчина ощущает запах пота другого мужчины, зона мозга, связанная с распознаванием запахов, активируется, что логично. Но когда он ощущает запах женщины, то активируется гипоталамус, зона мозга, контролирующая сексуальное поведение. Такая же картина – у женщин, ощущающих запах мужчины. В эксперименте участвовали и мужчины-гомосекусалисты. Они реагировали на запах мужчин в точности как женщины!

В другом эксперименте гетеросексуальные мужчины и женщины и лесбиянки предпочитали запах гетеросексуальных мужчин среди всех других. Геи – запах других геев, в крайнем случае – запах гетеросексуальных женщин, чем гетеросексуального мужчины. Очевидно, что сексуальная ориентация – это не то, что можно изменить под воздействием пропаганды, как считают некоторые политиканы.

За последние года выяснилось нечто серьезное, что вмешивается в этот естественный отбор с помощью обоняния. Контрацептивные средства меняют у женщин предпочтения запаха – и вместо мужчины с отличающейся системой генов тканевой совместимости человека, ей начинает нравиться похожая! В 2008 году Крейг Робертс с коллегами из Университета Ньюкасла исследовали предпочтения женщин к запахам до и после начала приема контрацептивов. И действительно, стоит женщине начать их принимать, и ее сексуальные предпочтения меняются кардинальным образом. Как отметила психолог Рейчел Херц, «это словно выбирать своего двоюродного брата в качестве мужа. Это биологическая ошибка».

Почему так происходит? Ученые не знают точного ответа, но природа дает подсказки. Контрацептивы, фактически заставляют организм женщины «поверить», что она беременна. Беременные женщины испытывают самые разнообразные изменения, в том числе и в предпочтении запахов. Она может искать безопасности, и знакомая среда, запахи семьи, предлагает ей именно это. Ей начинают нравиться запахи своих, а не чужих – она ищет защиты, а не секса.

Выходит, что женщина, принимающая контрацептивы, может чаще выбирать неподходящего для потомства партнера? Да, и некоторые ученые рекомендуют, находясь в поиске партнера, перестать принимать пилюли. Другие ученые предполагают, что высокий уровень разводов в развитых странах, где применение контрацептивов широко распространено, имеет своей причиной, в том числе и этот феномен.

Но что делать, если это уже случилось: женщина прекращает пить контрацептики, и запах ее мужчины, еще вчера сводивший ее с ума, начинает вызвать у нее отторжение? Если между партнерами уже возникла любовь, ей, как мы знаем, все по плечу. Если любви нет, то запах будет об этом постоянно напоминать.

С другой стороны, сегодня мы так эффективно маскируем свой запах средствами гигиены и парфюмерией, что можем ошибаться и так. Помните, что все эксперименты проводились в лабораторных условиях, когда участникам запрещалось маскировать свой естественный запах. Кроме того, наше обоняние, вероятно, стало хуже. Недавно ученые тестировали сотни жителей Дрездена и сотню аборигенов амазонских джунглей на территории Боливии. Оказалось, что у индейцев обонятельная чувствительность гораздо выше, чем у жителей немецкого города. Причины: загрязнение окружающего воздуха в больших городах, сравнительная неважность запаха для выживания горожанина, и, наоборот, важность этого для индейцев.

Современная цивилизация вмешивается в связь запаха и секса уже везде. Американские биологи на примере мышей показали, как влияет обычный пестицид, который используется при выращивании винограда, на сексуальный отбор. Одной группе самцов добавляли в пищу этот пестицид, винклозолин, тогда как другие мыши получали нормальную пищу. Вскоре самочки перестали сексуально интересоваться самцами с пестицидной «добавкой». Отличий во внешнем облике у мышей не было, и, вероятно, именно запах самцов становился непривлекательным. Ужасно то, что самки продолжали игнорировать не только этих самцов, но и три поколения их потомков! Это хорошо, что в лаборатории этим самцам помогли, а в натуральных условиях они скорее всего не оставили бы и потомства. Перед глазами встает картина мужчин-виноделов, которых за милю обходят все приличные дамочки.

Этот пестицид приводит к нарушению эндокринных функций и увеличивает производство эстрогена, типичного женского гормона. К сожалению, почти все, что нас окружает, содержит опасные химические вещества, ксеноэстрогены, мимикрирующие действие эстрогена: пластиковые бутылки, ковры, ткани, мебель, электроника; остаточные вещества есть и в водопроводной воде, в мясе, овощах и фруктах. Образно говоря, современная цивилизация делает мужчин менее мужчинами, и именно за счет эстрогена. Кстати, кроме кардинального решения уехать в деревню и исключить все товары с синтетическими материалами, один из доступных методов борьбы с этим — выполнять физические упражнения до пота, с ним организм избавляется отчасти от эстрогена, а выработка тестостерона увеличивается.

Зная все это, мы можем, не пренебрегая эволюционными инстинктами, запахами и ароматами современного мира, быть более внимательны к себе и другим вокруг нас, и пытаться понимать, что именно обоняние пытается нам сказать.

Crews, D., Gore, A. C., Hsu, T. S., Dangleben, N. L., Spinetta, M., Schallert, T., . . . Skinner, M. K. (2007). Transgenerational epigenetic imprints on mate preference. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104(14), 5942-5946.

Herz, R. (2007). The scent of desire: discovering our enig¬matic sense of smell. New York: William Morrow.

Moalem, S. (2009). How sex works : why we look, smell, taste, feel, and act the way we do (1st ed.). New York, NY: Harper.

Paepke, A. J. (1995). MHC-dependent mate preferences in hu¬mans, Proceedings of Biological Science, 260, no. 1359 (1995): 245–249.

Sorokowska, A., Sorokowski, P., Hummel, T., & Huanca, T. (2013). Olfaction and environment: Tsimane’ of Bolivian rainforest have lower threshold of odor detection than industrialized German people. PLoS ONE, 8(7), e69203.


Ты мне нравишься, хотя я не понимаю, почему

Barak-BushЕсли лицо незнакомого нам человека слегка напоминает нам лицо любимого человека, это положительно влияет на наше суждение об этом незнакомце. И происходит это неосознанно. Психологи Корнелльского университета (Günaydin et al., 2011) пригласили парочки влюбленных и дали им задание оценить новые лица. 24 лица показывались на мониторе компьютера по полсекунды каждое. Участники должны были оценить, понравилось ли им лицо или нет. Между тем, неведомо для участников, психологи, используя техники морфинга (например, такой, как здесь ), половину лиц незнакомцев сделали чуть похожими на партнера. Таким образом, когда девушка (или парень) смотрела на новые лица, 12 лиц были похожи на ее парня (или девушку). Выяснилось, что девушки оценивали незнакомого мужчину чаще положительно, если черты лица его были похожи на ее парня. Парни же, в свою очередь, не делали различий — похожа незнакомая девушка на его подружку, или нет. Также, было обнаружено, что чем сильнее и крепче романтические отношения в паре, тем лучше девушки оценивали незнакомцев, похожих на ее партнера. Это, что называется, активация образа партнера, которая отличается от всего другого.

Günaydin, G., Zayas, V., Selcuk, E., & Hazan, C. (2011). I like you but I don’t know why: Objective facial resemblance to significant others influences snap judgments. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 12 June 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.06.001.