Tag Archives: вождение

Вот, левый поворот

левый поворотДля большинства людей вождение — хорошо отработанная способность, как правило, не требующая серьезной умственной деятельности. Но есть некоторые отвлекающие моменты, например, разговор с пассажиром или изменения в обстановке, которые создают нагрузку на процессуальные возможности мозга и увеличивают риск аварии.
Например, исполнение поворота направо (при правостороннем движении) требует лишь незначительной затраты ресурсов мозга. А вот для поворота налево ресурсы уже требуются в большей степени. По статистике Американской национальной администрации дорожного движения, повороты налево в условиях загруженных дорог – одна из предпосылок многих серьезных аварий (National Highway Traffic Safety Administration, 2009).

Левый поворот, отягощенный отвлекающими факторами: разговорами с пассажирами или по телефону (даже если он поставлен на громкую связь), или слушанием музыки приводит к перераспределению загрузки многих регионов мозга, создавая одну из самых опасных ситуаций на дороге.

симуляторВ недавнем эксперименте исследователи (Schweizer et al., 2013) попросили участников поездить на симуляторе, и давали им разнообразные отвлекающие задачи, снимая изменения активации регионов мозга в магнитно-резонансном томографе.

На картинке ниже — активация регионов мозга при выполнении задач.
Верхний ряд – правый поворот. Минимальная активация.
Средний ряд — левый поворот без траффика на дороге. Больше активации в больших регионах мозга.
Нижний ряд – левый поворот в условиях траффика. Значительное увеличение активации в сравнении с предыдущими задачами.

активация мозга при выполении разных задачДело в том, что увеличение внимания к звуковой информации приводит к активации ответственных за это регионов мозга, снижая активацию регионов по обработке зрительной информации. Ресурсы мозга в каждый конкретный момент – ограничены и если они направляются в один регион, значит, в другом они уменьшаются. Иными словами, разговор уменьшает наше зрительное внимание, именно тогда когда оно нам наиболее необходимо.

Schweizer, T. A., Kan, K., Hung, Y., Tam, F., Naglie, G., & Graham, S. (2013). Brain activity during driving with distraction: an immersive fMRI study. Frontiers in Human Neuroscience, 7.
National Highway Traffic Safety Administration. (2009). Traffic Safety Facts. Washington, DC: U.S. Department of Transportation; 2011. DOT HS 811 402. Accessed March 27, 2012. Available online at: http://www.thenewspaper.com/rlc/docs/2011/us-tsf09.pdf


Социальная реклама из Индии

Бангалорская полиция заказала и выпустила рекламу против разговоров по мобильному во время вождения: «Не разговаривай с ним/ней за рулем».

Не разговаривайте по телефону за рулем
Не разговаривайте с ним по телефону за рулем
Не разговаривайте с ней по телефону за рулем Это справедливо. Когнитивная психология нам говорит, что как бы мы не были искусны в переключении с одной задачи на другую, однажды наших способностей может оказаться недостаточно для выполнения таких сложных действий, как вождение автомобиля и разговора по телефону.


Полезное поле зрения (UFOV – Usable Field of Vision).

Полезное поле зрения Полезное поле зоения — это пространство, из которого человек может извлечь зрительную информацию в результате быстрого взгляда без поворота глаз или головы. Пределы этого пространства могут быть ограничены плохим зрением, трудностями в распределении внимания и замедленной обработкой информации.

В результате травм, ухудшения зрения, здоровья в целом, и старения, периферическое и полезное поле зрения снижается.
Выше представлена таблица, показывающая корреляцию, и, возможно, причинно-следственную связь, между снижением поля и количеством автомобильных аварий.

Однако, тренировки, нацеленные на расширение поля зрения, могут обратить снижение поля зрения от 41% до 17%. После тренировок, тесты показали, что при скорости 90 км/час дистанция полной остановки автомобиля была снижена на 7-8 метров, а число опасных маневров снижено на 50%.

Тесты, проведенные с людьми, прошедшими тренировку на расширение поля зрения, после 18 месяцев, показали, что участники сохранили до 90% навыков вождения и остановки, а также 50% объема уменьшения опасных маневров. Более важно, наверное, это то, что такие тренировки привели к уменьшению количества людей, оставивших вождение из-за ухудшения когнитивных способностей, и увеличили количество дней вождения тех водителей, которые прошли тренировки по расширению поля зрения (Ball & Owssley, 2000). Как результат, это качественно улучшило и продлило жизнь этих людей, потому что они продолжали активно общаться с друзьями и родственниками, сохранили самостоятельность и независимость, что, разумеется, важнее самого вождения.

Ball, K., & Owsley, C. (2000). Increasing mobility and reducing accidents of older drivers. In K.W. Schaie, M. Pietrucha (Eds.) Mobility and Transportation in the Elderly. New York: Springer, pp. 213-250.