Для большинства людей вождение — хорошо отработанная способность, как правило, не требующая серьезной умственной деятельности. Но есть некоторые отвлекающие моменты, например, разговор с пассажиром или изменения в обстановке, которые создают нагрузку на процессуальные возможности мозга и увеличивают риск аварии.
Например, исполнение поворота направо (при правостороннем движении) требует лишь незначительной затраты ресурсов мозга. А вот для поворота налево ресурсы уже требуются в большей степени. По статистике Американской национальной администрации дорожного движения, повороты налево в условиях загруженных дорог – одна из предпосылок многих серьезных аварий (National Highway Traffic Safety Administration, 2009).
Левый поворот, отягощенный отвлекающими факторами: разговорами с пассажирами или по телефону (даже если он поставлен на громкую связь), или слушанием музыки приводит к перераспределению загрузки многих регионов мозга, создавая одну из самых опасных ситуаций на дороге.
В недавнем эксперименте исследователи (Schweizer et al., 2013) попросили участников поездить на симуляторе, и давали им разнообразные отвлекающие задачи, снимая изменения активации регионов мозга в магнитно-резонансном томографе.
На картинке ниже — активация регионов мозга при выполнении задач.
Верхний ряд – правый поворот. Минимальная активация.
Средний ряд — левый поворот без траффика на дороге. Больше активации в больших регионах мозга.
Нижний ряд – левый поворот в условиях траффика. Значительное увеличение активации в сравнении с предыдущими задачами.
Дело в том, что увеличение внимания к звуковой информации приводит к активации ответственных за это регионов мозга, снижая активацию регионов по обработке зрительной информации. Ресурсы мозга в каждый конкретный момент – ограничены и если они направляются в один регион, значит, в другом они уменьшаются. Иными словами, разговор уменьшает наше зрительное внимание, именно тогда когда оно нам наиболее необходимо.
Schweizer, T. A., Kan, K., Hung, Y., Tam, F., Naglie, G., & Graham, S. (2013). Brain activity during driving with distraction: an immersive fMRI study. Frontiers in Human Neuroscience, 7.
National Highway Traffic Safety Administration. (2009). Traffic Safety Facts. Washington, DC: U.S. Department of Transportation; 2011. DOT HS 811 402. Accessed March 27, 2012. Available online at: http://www.thenewspaper.com/rlc/docs/2011/us-tsf09.pdf