Tag Archives: война

Убийства

об убийствахКак-то несколько лет назад я делал курс по подготовке к экстремальному и внезапному стрессу для курсов самообороны. Читал довольно редкие (если хорошие) книги по этой теме, общался со спецназовцами, испытывал разные техники и упражнения и прочая.

В одной, весьма хорошей книге, посвященной убийствам на войне и во время исполнения служебных обязанностей, автор, Гроссман, аргументирует, что убивать себе подобных мы не очень-то любим. Он говорит скорее о нежелании убивать как натуральном, которое, в силу обстоятельств, люди преодолевают, стараясь или сопротивляясь изо всех сил. Когда мы это делаем, мы платим за это свою цену. Он приводит график, который я использовал в курсе, и который мне почему-то запомнился. Я сейчас не помню, на чем основаны эти данные, наверное на опросах ветеранов. На нем показано, что чем ближе расстояние до человека или людей, которых собираются убивать, тем тяжелее это делать.

Зависимость желания убивать от расстоянияПозже я узнал и о причудливой связи расстояния – как временного, так и пространственного, с метафорическими представлениями и эмоциональной близостью или отстраненностью. Далекий человек и давние события настолько же отдалены от нас эмоционально, насколько близки близкие друзья и недавние события.

Нам надо стараться изо всех сил, чтобы становиться ближе, чтобы меньше убивать друг друга. Если мы будем отдаляться, будет только хуже…

Grossman, D. (1996). On Killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society. Boston: Little, Brown.


В бой ведут одни старики

выбор лидера для войныЛюбопытное исследование провел голландский ученый из Университета VU в Амстердаме (Spisak, 2012). В серии экспериментов он представлял участникам лица молодых и пожилых людей, и выяснял, за кого бы они отдали голос, в случае военных действий.

Ситуация довольно парадоксальная: с одной стороны, с возрастом, количество вырабатываемого тестостерона падает, и это ведет к уменьшению агрессии. С другой стороны, именно с возрастом, лидеры стран становятся чаще инициаторами военных действий и конфликтов против других стран. Вероятно, противоречие объясняется все растущим реальным доминированием лидера (когда он зачищает все вокруг себя) и искажением восприятия реальности с его стороны (когда он может искренне поверить в собственное персональное бессмертие), или, как водится, еще десятком других причин.

Так или иначе, предположения автора таковы, что лицо пожилого лидера может восприниматься как признак доминанты, и, соответственно, представлению как лучшего выбора в условиях конфликта.

Сначала людям, разбитым на две группы, предлагалось ознакомиться с один из двух текстов: сценарием мира и сценарием войны (для любознательных они приведены в конце статьи). Затем были показаны измененные (морфированные) лица омоложенного и состаренного Барака Обамы и Джона МакКейна (как на картинке в начале статьи). Лица показывались парами во всех возможных комбинациях.

Результаты: в сценарии войны люди предпочитали выбирать более старого лидера, причем с большим перевесом голосов, в целом, 35% за молодого и 65% за старого. Обама выбирался чуть больше МакКейна. А в мирное время предпочтения избирателей устремлялись к более молодым лидерам.

Перед лидерами может встать вопрос о целесообразности ботокса во время выборов в турбулентные времена! Разумеется, это касается только тех стран, где выборы имеют какое-то значение.

Сценарии:

Война
Ваша страна Таминия находится в состоянии войны с соседней страной, Робанией. Война стала агрессивной, дорогостоящей и беспощадной, без желания сторон идти на уступки. В последнее время Робания мобилизовала свои силы и активизировала бомбардировки. Это заставляет всех жителей вашей страны переживать за собственную безопасность. Вы и ваши сограждане преисполнены решимости установить господство над Робанией для того, чтобы защитить земли, ресурсы и жителей Таминии. В настоящее время ваша страна — в разгаре президентских выборов. Голосуйте за того человека, чье лицо вы видите в каждой паре, который, по вашему мнению, выглядит как лидер, способный спасти страну в это нелегкое военное время.

Мир
Ваша страна Таминия имеет давние дружеские взаимоотношения с соседним Роклендом. Этот союз, однако, становятся напряженными из-за конфликта политики двух правительств. Обе стороны угрожают ограничить торговлю и закрыть границы. Кроме того, был слух, что вооруженные силы будут мобилизованы в течение ближайших шести месяцев. Если это произойдет, почти наверняка случится война. С точки зрения большинства таминианцев, физического конфликта следует избегать любой ценой. Вместо этого, люди хотят восстановить сотрудничество с Роклендом посредством ненасильственного разрешения всех проблем. В настоящее время ваша страна — в разгаре президентских выборов. Голосуйте за того человека, чье лицо вы видите в каждой паре, который, по вашему мнению, выглядит как лидер, способный  обеспечить мир и укрепить связи между народами. 

Spisak, B. R. (2012). The General age of leadership: Older-looking presidential candidates win elections during war. [doi:10.1371/journal.pone.0036945]. PLoS ONE, 7(5), e36945.


Хрупкость бытия

Образцы картинок, представленных в экспериментеВ серии экспериментов, людям, распределенным по группам, показывали картинки из четырех категорий: фотографии целых зданий, фотографии строительства зданий, разрушенные здания, и здания, поврежденные в результате терактов (Vail Iii et al., 2012). После просмотра у людей собирали различные данные методом опроса. И вот что выяснилось:

1) По степени влияния на человека, здания, разрушенные естественным образом, и здания, поврежденные терактом, ничем не отличались. Не было и существенных отличий между целыми зданиями и зданиями в процессе строительства.

2) Вид разрушенных зданий гораздо чаще (почти в 2 раза) приводил к мыслям о смерти, в отличие от вида целых зданий или стоящихся зданий.

3) Разрушенные здания усиливали догматический настрой – вере в то, что позиция человека самая правильна.

4) В одном из экспериментов участникам после просмотра картинок предлагалось встать на позицию главнокомандующего США, и сформировать мнение относительно вторжения в Иран (!). И вид разрушенных зданий приводил людей к гораздо большей поддержке возможности такой войны. Причем в этом эксперименте, картинки зданий, разрушенных в результате теракта, не показывали; они видели обычные развалины.

5) В другом тесте людям после картинок давали лексическую задачу на скорость реакции определения существующих слов и несуществующих слов. Те, кто видел разрушения, были гораздо быстрее других в определении слов, связанных с войной, смертью и слов, связанных с государством. Слова, связанные с государством, использовались такие: нация, закон, президент, Америка, США, флаг, сенат, гимн, патриот. Интересно, правда? Вот что должны видеть люди для поднятия их государственности и патриотизма :)

6) Главным фактором, медитирующим все остальные эффекты, были мысли о смерти, которые рождались у людей, смотрящих на разруху.

И в самом деле, даже свидетельства пребывания человека на этой земле хрупки и подвластны времени. И ввиду этой хрупкости люди инвестируют значительно больше в мир убеждений: защищают свою точку зрения, веру, и готовы драться насмерть с врагом за сто морей ради идей.

«Таким образом, именно человек делает города разрушающимися, поскольку полагает их в качестве хрупких и дорогих и поэтому принимает совокупность мер для их охраны. И как раз в силу наличия этих мер подземный толчок или вулканическое извержение могут разрушить города или человеческие постройки. Главный смысл и цель войны и содержатся в самой незначительной постройке человека» (Сартр, 2000).

Vail Iii, K. E., Arndt, J., Motyl, M., & Pyszczynski, T. (2012). The aftermath of destruction: Images of destroyed buildings increase support for war, dogmatism, and death thought accessibility. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 17 May 2012. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.05.004].

Сартр, Ж.-П. (2000). Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: «Республика».


Война- странная штука

Born to kill girlКогда страна ведет войну, причем не особо популярную, как например, США — в Афганистане и Ираке, граждане относятся к этому, разумеется, по-разному.  Но насколько рационально? Вопрос, который задали американские психологи (Schott, Scherer, & Lambert, 2011), таков: что делает с нашим отношением к войне информация о погибших и раненых? На первый взгляд, с позиции здравого смысла, это должно вызывать у нас сожаление и желание поскорее прекратить кровопролитие.  В психологии принятия решений, однако, есть теория эффекта прошлых затрат (sunk cost effect), которая утверждает, что мы не забываем прошлых затрат, и нам необходимо оправдание ценным ресурсам, уже потраченным на какое-то дело. И, в соответствии с этим принципом, информация о погибших солдатах, вопреки интуиции, повышает нашу поддержку войны. Если остановить войну сейчас, то за что они проливали кровь? Однако, почему мы все же воюем?

Китайские психологи (Chang et al., 2011) провели очень остроумное исследование о возможных причинах этого. Одно из объяснений лежит в эволюционной психологии, в теории сексуальной селекции. Участниками эксперимента были молодые гетеросексуальные мужчины, которым показывали фотографии красивых и не очень красивых девушек, а затем просили оценить утверждения в вопросниках. Так вот, мужчины, которые видели привлекательных женщин, были более склонны утвердительно отвечать на вопросы о поддержке войны. Причем войны, а не просто конфликтов – так, например, к торговым конфликтам, сельскому хозяйству, или к агрессии вообще они относились одинаково, в обоих условиях. Когда мужчинам показывали женские ножки или милые личики, они быстрее реагировали согласием на военные действия, чем когда им показывали национальные флаги или не очень симпатичных женщин. Такой вот патриотизм.

С другой стороны: если бы женщины правили миром, войн бы не было. Были бы только ревнивые страны, которые не разговаривают друг с другом.

Chang, L., Lu, H. J., Li, H., & Li, T. (2011). The face that launched a thousand ships: the mating-warring association in men. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 976-984. doi: 10.1177/0146167211402216.

Schott, J. P., Scherer, L., & Lambert, A. J. (2011). Casualties of war and sunk costs: Implications for attitude change and persuasion. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 12 June 2011. doi:10.1016/j.jesp.2011.06.002.

Картина — Taeyoung Choi