Tag Archives: воображение будущего

Подбросим дровишек в печь. Поленце № 1: Сила воли

тренинг по воображению
Наша способность добиваться чего-то важного в жизни напрямую зависит от идей, на которые мы опираемся. Иногда, чтобы сдвинуться с мертвой точки, нужно не приложить больше усилий, а осознать, что карта, которой мы пользуемся, — пустышка. Когда вы раз за разом терпите неудачу, и в глубине души понимаете, что дело не в вас, а в самой концепции, которую вы применяете, — это момент для прорыва.

Мир популярной психологии — это склад таких вот бесполезных карт и пустых концепций. Их место — в печке, чтобы согреть нас и осветить дорогу к новым, более эффективным идеям.

Итак, подбросим первое поленце. И имя ему — сила воли.

Идея о силе воли кажется интуитивно понятной, логичной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Мы говорим: “Мне не хватило силы воли, чтобы устоять перед тортом”, “Нужно собрать волю в кулак и доделать отчет” Эта концепция предполагает, что внутри нас есть некий конечный ресурс, мышца, которую можно накачать или, наоборот, истощить.

Научный отросток: Истощение эго

Эта бытовая идея получила красивое научное название — истощение эго (ego depletion). Теория, предложенная Роем Баумайстером, гласит, что любые акты самоконтроля (отказ от печенья, решение сложной задачи, сдерживание эмоций) черпают энергию из одного и того же ограниченного резервуара. Когда он пустеет, мы становимся импульсивными, ленивыми и неспособными к дальнейшему самоконтролю.

Звучит складно. Десятилетиями эта теория была одной из самых цитируемых в социальной психологии. Но потом что-то пошло не так. Масштабные исследования, пытавшиеся воспроизвести классические эксперименты по истощению эго, провалились. Эффект либо не обнаруживался вовсе, либо был настолько незначительным, что не имел практического смысла. Психология столкнулась с кризисом репликации, и истощение эго стало одним из его главных символов.

Конечно, некоторые ученые пытаются спасти концепцию. Они говорят уже не о силе воли, а о саморегуляции. Они предполагают, что мозг просто не хочет тратить ценные ресурсы на скучную работу, когда есть более интересные альтернативы. Он как бы экономит энергию. Но это лишь попытка переклеить этикетку. Фундаментально проблема остается: сама идея о некоем внутреннем топливе для самоконтроля не находит убедительных подтверждений.

Пустота, которая ничего не объясняет

Самое главное — концепция силы воли не просто сомнительна с научной точки зрения. Она бесполезна и даже вредна на практике.

  • Она ничего не объясняет. Сказать “я не сделал этого, потому что у меня слабая сила воли” — это все равно что сказать снотворное работает, потому что обладает усыпляющим свойством. Это тавтология, а не объяснение. Она не указывает на реальную причину.
  • Она ведет к самобичеванию. Когда мы терпим неудачу, мы виним не неверно поставленную цель, не враждебную среду или банальную усталость, а свою слабую волю. Это порождает чувство вины и беспомощности.
  • Она отвлекает от реальных решений. Вместо того чтобы менять окружение (убрать вазу с конфетами со стола), искать причины поведения  (понять, зачем мне нужен этот отчет) или просто отдохнуть, мы пытаемся напрячь несуществующую “мышцу”.

Мысленный эксперимент: Мир без силы воли

Что можно сделать как минимум — это мысленный эксперимент: представьте, что понятия сила воли не существует. Просто вычеркните его из своего словаря и своей картины мира. Когда кто-то будет говорить об этом, заметьте про себя, что не понимаете, о чем речь. 

Как теперь вы будете описывать свои действия и поступки?

Представьте, что вы снова стоите перед выбором: съесть торт или нет. Раньше вы бы сказали: Нужно проявить силу воли. Теперь этого инструмента у вас нет. Что вы сделаете?

Вы начнете задавать себе другие, гораздо более полезные вопросы:

  • Я действительно голоден или мне просто скучно?
  • Может, я просто устал и мне нужен не сахар, а 15-минутный перерыв?
  • Насколько этот торт необходим? Может, мне стоит просто выйти из кондитерской?

Когда вы не можете сделать важную работу, вместо того чтобы корить себя за безволие, вы спросите:

  • Задача кажется мне слишком сложной и непонятной? Может, ее стоит разбить на маленькие, конкретные шаги?
  • Мне не хватает информации или ресурсов для ее выполнения?
  • Мое рабочее место располагает к концентрации или вокруг меня сплошные отвлечения?
  • Это вообще реально сделать?
  • Я понимаю, зачем я это делаю? Какая в этом ценность для меня?
  • Может, я не спал двое суток, и мой мозг физически не способен сейчас на продуктивную работу?

Отказ от концепции силы воли не означает отказ от действий. Наоборот, он заменяет бесполезное чувство вины на функциональный анализ. Вы перестаете быть слабаком и становитесь инженером собственного поведения, который ищет реальные, управляемые причины своих поступков и меняет систему, а не пытается сильнее напрячься.

Только не надо сразу менять концепцию силы воли чем-то другим, например, мотивацией или дисциплиной. Может быть, они следующие в очереди в топку?

Так что давайте, бросьте это полено в огонь. Оно горит ярко, но тепла от него никакого. Освободившееся место в голове можно занять куда более полезными инструментами.

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Воображение как Суперспособность. Активируйте скрытые возможности вашего разума

тренировка воображения

Стартует Уникальный Годовой Курс по Развитию Воображения – Зарегистрируйтесь Сейчас. Старт 1 Сентября!

Вы когда-нибудь говорили: «Я не могу себе это представить»? Или чувствовали, что ваш творческий потенциал дремлет, а повседневная рутина гасит искру вдохновения? Но вы можете не просто мечтать, а буквально создавать свое настоящее и проектировать свое будущее – такое, от которого захватывает дух и по коже бегут мурашки? Будущее, которое станет вашим ежедневным компасом и источником энергии.

Мы живем в мире, где способность мыслить, задавать глубокие вопросы и понимать происходящее ценится как никогда высоко. И в основе всех этих качеств лежит одна фундаментальная способность – воображение. Это не просто детская забава или удел художников. Это мощнейший инструмент вашего разума, способность, которую можно и нужно развивать.

Именно для этого мы с гордостью объявляем о запуске нового, годового тренинга «Воображение Как Суперспособность. Активируйте скрытые возможности вашего разума», который стартует 1 сентября!

Что, если бы вы могли…? Переосмыслите границы возможного.

Представьте на минуту, как изменится ваша жизнь, если вы в полной мере раскроете силу своего воображения:

  • Стать архитектором своего будущего: Вы научитесь не просто ставить цели, а создавать яркое, детализированное и эмоционально заряженное видение своего будущего, которое будет мотивировать вас каждый день и вести к невероятным достижениям. Вы больше никогда не скажете «не могу себе это представить», потому что не закончите курс, пока у вас есть что-то, что вы не можете вообразить.
  • Достичь мастерства в своих увлечениях и профессии: Значительно улучшите сложные моторные навыки, будь то игра на музыкальном инструменте, спорт, рукоделие или любая другая деятельность, требующая точности и координации. Мысленная тренировка, как показывают исследования, может быть невероятно эффективной!
  • Повысить свой эмоциональный интеллект и качество отношений: У вас значительно улучшится способность к эмпатии, что даст вам преимущества в переговорах, при выстраивании отношений и новых знакомствах. Вы станете лучше понимать, что значит быть родителем и как воспитывать своих детей. Улучшится ваш контроль над эмоциями за счет их симуляции.
  • Обрести невероятную стрессоустойчивость и улучшить здоровье: Вы существенно повысите уровень своей стрессоустойчивости, что приведет к снижению беспокойства, тревоги и даже к видимому омоложению. Вы научитесь способности принятия происходящего, что позволит видеть более широкие перспективы. Более того, вы сможете укрепить свою иммунную систему (и убедиться в этом по биомаркерам крови!) и научитесь пользоваться силой эффекта плацебо.
  • Стать «магнитом» для возможностей и эффективным лидером: Вы начнете видеть и использовать большее число возможностей в личной жизни и карьере. У вас улучшится качество принятия решений за счет создания своей «библиотеки» ситуаций, а техника «премортем» поможет предсказывать судьбу проектов. Усилятся ваши лидерские качества, если вы решите, что вам это необходимо.
  • Повысить концентрацию внимания и качество жизни: Побочным эффектом занятий станет повышение уровня концентрации внимания. Вы сможете быстрее восстанавливаться после физических травм или усталости, улучшится качество вашего сна, а сновидения станут интереснее. Вы даже научитесь лучшим методам отказа от вредных привычек и получите больше контроля над своим питанием.

Звучит амбициозно? Все это – реальные, научно обоснованные результаты, которых вы можете достичь, систематически тренируя свое воображение.

Что представляет собой курс «Воображение как суперспособность»?

Это не очередной марафон или набор теоретических лекций. Это глубокая, годовая программа-трансформация, созданная для тех, кто готов инвестировать в свое развитие и получить долгосрочные результаты.

  • Самостоятельное обучение в вашем темпе: Вы получаете доступ к сотням практических упражнений, в основном представленных в виде коротких, емких и увлекательных видео. Вы можете проходить их где угодно и когда угодно. Вы станете таким мастером воображения, что в мире не останется ничего, что вы не могли бы себе представить!
  • Уникальный контент: Курс основан на синтезе последних научных открытий в области когнитивистики, нейробиологии, психологии и практического опыта развития творческого мышления. Мы будем исследовать, как воображение подчиняется определенным правилам и как этим можно пользоваться.
  • Сотни упражнений: Вы станете таким мастером воображения, что в мире не останется ничего, что вы не могли бы себе представить!
  • Поддержка и сообщество: Вас ждут периодические онлайн-встречи с автором курса, где вы сможете задать вопросы, поделиться инсайтами и получить дополнительную мотивацию.
  • Индивидуальный подход: В рамках курса предусмотрена возможность индивидуальных консультаций для тех, кто хочет получить персонализированные рекомендации.
  • Экспериментальная площадка: Вы сможете принять участие в уникальных онлайн-экспериментах, чтобы на практике ощутить силу своего воображения.

Для кого этот курс?

  • Для всех, кто чувствует, что их потенциал не раскрыт полностью.
  • Для творческих личностей, ищущих новые источники вдохновения и способы преодоления блоков.
  • Для предпринимателей и профессионалов, стремящихся к нестандартным решениям и инновациям.
  • Для тех, кто хочет улучшить свои отношения, научиться лучше понимать себя и других.
  • Для людей, заботящихся о своем здоровье и стремящихся к долголетию и высокому качеству жизни.
  • Для родителей, желающих глубже понять своих детей и помочь им развить их творческие способности.
  • Для всех, кто готов отправиться в захватывающее путешествие к себе настоящему.

Старт курса – 1 сентября. Ваш шанс начать трансформацию!

Мы приглашаем вас стать одними из первых участников этого уникального курса! Официальный старт программы – 1 сентября. Но уже сейчас вы можете зарегистрироваться и получить эксклюзивные преимущества!

Почему стоит зарегистрироваться заранее?

  • Специальная цена: Участники раннего списка получат самую выгодную цену на годовое участие.
  • Бонусный модуль: В подарок вы получите доступ к эксклюзивному бонусному модулю, который не будет доступен позже.
  • Приоритет на консультации: Первые зарегистрировавшиеся получат приоритет при записи на индивидуальные консультации.
  • Закрытое сообщество: Доступ в закрытую группу для первых участников, где вы сможете общаться и делиться опытом еще до старта курса.

Готовы пробудить своего внутреннего гения и научиться воображать так, как никогда раньше?

Не упустите эту возможность! Подписывайтесь на телеграм-канал тренинга сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию: https://t.me/imaginationtraining

Количество мест по специальным условиям ограничено!

Воображение – не просто способность, это ключ к жизни, полной смысла, радости и невероятных достижений. Ваш путь к мастерству начинается здесь и сейчас. Сделайте первый шаг!


Что было, что будет

мужчина и женщина едят на свежем воздухеВ одном эксперименте (Axelrod, Rees, & Bar, 2017) людям показывали картинки наподобие той, что в начале, и предлагали одно из четырех заданий:

1) представьте, что было до этой сцены (past imagery)
2) представьте, что будет после (future imagery)
3) вспомните себя в подобной ситуации (episodic memory)
4) поставьте себя на место одного из участников (empathizing).

После этого человек закрывал глаза и в течение 11 секунд представлял себе, что его просили. Затем, по звуковому сигналу открывал глаза и оценивал яркость воображаемой сцены.

Участники этого эксперимента делали это все в функциональном томографе. Целью исследования было дальнейшая детализация процессов, которые происходят в работе сети по дефолту (default mode network). Исследование сложнее и включало несколько экспериментов, а мы коснемся лишь одного аспекта.

Исследователи выявили три разных когнитивных процесса, которые активировались во время такого воображения. Ученые подозревают, что их больше, и дальнейшие исследования будут их «отлавливать». На картинке это показана активация, кстати, этой самой сети по дефолту:

Default mode network - DMN

Интересно, что во всех четырех случаях яркость воображения, по отчетам частников, была практически одинаковой. Обратите внимание, как эти воображаемые события похожи в сравнении, при этом для их производства мозгу не требуется никаких внешних стимулов – ни картинок, ни звуков, ничего.

Это – еще один пример того, что нейронная сеть, производящая внутренние симуляции, и в частности, воспоминания о прошлом, также задействована в симулировании будущего. Мы знаем, что симулируем будущее хуже, но не сильно хуже. И в связи с этим, вопрос, который меня заинтересовал в этой связи: почему мы не чувствуем той же яркости и полноты в симуляции будущего, как в воспоминаниях о прошлом, если эти симуляции так похожи по активности работы мозга? Ответов может быть много — например, чтобы отличать одно от другого. Вряд ли окружающим понравится свободно разгуливающий по улице человек, который не отличает воображаемые им события от реальных событий прошлого.

Axelrod, V., Rees, G., & Bar, M. (2017). The default network and the combination of cognitive processes that mediate self-generated thought. Nature Human Behaviour, 1(12), 896-910. doi: 10.1038/s41562-017-0244-9.


Будущее для детей

приключения, мальчик

Короткий разговор с ребенком о прошлом или будущем помогает им принимать лучшие решения в жизни, даже спустя годы.

Дети только к 3 годам начинают понимать концепцию будущего. Под концепцией не имеется в виду что-то по-философски сложное. Например, вы знаете, что на улице прохладно и ветрено, и вы уверены, что надеть шапочку будет в самый раз. Вы предвидите, как вы будете ощущать себя через минуту, выйдя из дома. Такой ход мысли кажется естественным, но не для маленького ребенка – сейчас он разгорячен играми в теплом доме, и шапка на голове ему не нужна. Ему просто трудно или даже невозможно представить, как он будет чувствовать себя в ближайшем будущем.

Нам хотелось бы, чтобы наши дети умели смотреть в свое будущее, ведь чем лучше они могут это делать, тем лучше их шансы счастливой и успешной жизни. Если ребенок не может представить будущее, он может жить только сегодняшним днем. «Живи настоящим» может и звучит красиво, но в реальности это приводит к пренебрежению завтрашними планами, и к стремлению к удовольствиям и наслаждениям здесь и сейчас. Это неизбежно ведет к рискованному поведению, вроде наркомании, подростковой беременности.

Напротив, даже элементарное   представление о будущем определяет количество лет, сколько ребенок будет учиться, дает защиту от опасных подростковых соблазнов, раннего брака и криминального поведения. Это определит даже состояние здоровья и уровень дохода через 20 лет.

В недавнем исследовании психологов из Бостонского университета детей просили поразмышлять о прошлом и будущем. После этого они прошли несколько тестов, которые должны были показать, как работает представление о будущем.

Как можно поговорить с ребенком:

Положить на стол три листа, и написать на них — на центральном «сейчас», слева — «до сейчас», а справа — «после сейчас».

Разговор о близком будущем:

Ребенку говорят: а сейчас мы поговорим о «после сейчас». «После сейчас» – это то время, когда мы закончим с тобой говорить, и ты пойдешь в класс, а потом ты пойдешь домой, а еще потом, вечером, ты ляжешь в свою кровать спать.

Можешь ты нарисовать картинку как ты ложишься спать сегодня вечером?

Когда ребенок заканчивает картинку, экспериментатор кладет картинку на поле, обозначенное как «после сейчас». Психолог говорит ребенку: «Мы положим это туда, потому что это случится «после сейчас».

Затем просит ребенка придумать еще события в ближайшем будущем, задавая следующие вопросы:

1) Что ты будешь делать сразу же после этой игры, когда ты пойдешь назад в класс?

2) Что ты будешь делать, когда придешь из садика домой?

3) Что ты будешь делать, когда пойдешь спать?

Задав первый вопрос, экспериментатор либо получает 5 вариантов, либо ответ ребенка, что ничего не приходит в голову, и задает следующий вопрос. В следующий раз с ребенком можно поговорить о прошлом. Он строится точно также, только тема разговора – прошедшие 24 часа.

Любопытно, что размышлять о недавнем прошлом или близком будущем имеет одинаковый положительный эффект. Это происходит потому, что для такой работы мозг использует один и тот же регион мозга, и конструирует образы из одних и тех же «кирпичиков».

Тесты:

Тесты, которые давали детям – простые, и вы легко можете провести их сами. Вы можете провести тест до разговора о будущем, и/или после. Кратко можно сказать так: высокие баллы по этим тестам – хорошо, это показывает способность принимать качественные решения и планировать, основываясь на представлении о будущем.

Перспективный тест памяти:

Ребенку показывают деревянную коробочку и говорят, что там для него лежит подарочек, который он получит после всех заданий. Исследователь говорит ребенку, что тот должен напомнить открыть коробочку в конце.

Исследователь даже добавляет, что он часто забывает такие вещи, и что «когда я скажу «ну, вот мы и закончили», ты мне напомнишь открыть коробочку». В конце занятий экспериментатор многозначительно и сообщает «Ну вот, мы и закончили».

Если через 10 секунд после окончания ребенок не напоминает, экспериментатор говорит: «Ты ничего не должен мне напомнить?» и ждет еще 10 секунд. Если ребенок и после этого не вспоминает, то экспериментатор открывает коробку, достает подарок и отдает ребенку.

Ребенок получает 2 балла, если он сам напоминает о подарке после слов «мы закончили». 1 балл – после первого напоминания, и 0 баллов – если не вспоминает.

Мысленное путешествие во времени:

В это тесте детям показывают картинку, например, леса, и просят притвориться, что сейчас им надо будет пройти через этот лес. «Давай притворимся, что ты сейчас пойдешь по этой дорожке через лес. Давай приготовимся к походу!»

Затем ребенку показывают три предмета: бутылка с водой (правильный ответ), растение в горшочке (семантический близкий к лесу предмет) и подарок в коробке (отвлекающий внимание предмет). «Какой из этих предметов ты возьмешь с собой?» спрашивают ребенка, а после выбора: «И зачем тебе понадобится этот предмет?»

Делают такое упражнение два раза. Второй раз показывают другую картинку, например: прогулка по пустынной местности (правильный предмет – солнечные очки), по скалистой тропинке вдоль горного ручья (пластырь), через снежный лес (зимняя куртка), прогулка около водопада (плащ-дождевик).

Подсчет очков. За мысленное путешествие – 2 балла, если оба раза ребенок выбирал правильные ответы. 1 балл – если только один раз, и 0 баллов – если ни разу.

Объяснения ребенка тоже приносят баллы: 2 – если оба раза объяснения были правильные, 1 – за одно, и 0 – если были неправильные.

Если ребенок уже школьник, то тесты можно усложнить. Так, можно попросить напомнить о подарке на следующий день. А вместо похода в лес, как в о втором месте, предложить подумать, что стоило бы взять с собой в путешествие по Китаю, или что нужно знать и уметь, чтобы стать директором завода роботов.

Каждый раз делая что-то подобное, ребенку будет удаваться все легче и лучше представлять свое будущее, и это станет, пожалуй, одним из самых важных умений, которое становится все более востребованным с каждым днем.

Atance, C. M., & Meltzoff, A. N. (2005). My future self: Young children’s ability to anticipate and explain future states. Cognitive Development, 20, 341-361.

Chernyak, N., Leech, K. A., & Rowe, M. L. (2017). Training preschoolers’ prospective abilities through conversation about the extended self. Developmental Psychology, 53(4), 652-661.

Guajardo, N. R., & Best, D. L. (2000). Do preschoolers remember what to do? Incentive and external cues in prospective memory. Cognitive Development, 15, 75-97.


Дизайн личного будущего

будущееПервого октября начнется онлайн-тренинг «Дизайн личного будущего. Как вообразить и создать своё будущее». Никаких заумных рассуждений и мистики, никаких «Секретов» и прочего. Только наука: вы познакомитесь с результатами почти тысячи научных экспериментов, в том числе, неопубликованными или проведенными в нашей лаборатории. Вы получите всё, что знает сегодня наука о будущем, не меньше, но и не больше.

Много практических упражнений. Уметь представлять свое будущее – навык, и как любой навык, его можно тренировать.

Вы научитесь думать и воображать свое будущее, так, чтобы максимально увеличить шансы его воплощения.

Вы, безо всякого преувеличения, станете очень редким человеком, который понимает и представляет себе будущее гораздо лучше, чем окружающие. Современный мир так стремительно меняется, что это умение становится ключевым – для личной и профессиональной жизни.

Очевидно, что если вы это читаете, у вас есть приличный потенциал, чтобы воплотить свои планы в жизни. Реализовать этот потенциал самым лучшим способом – задача, хоть и сложная, но решаемая.

31 дней онлайн-тренинга: стольковстреч онлайн, сколько понадобится и много упражнений для самостоятельной работы. Если возникнет возможность и необходимость, то с кем-то мы смогли бы встретится и в Москве.

Некоторые упражнения распростерты в будущее, поэтому после окончания месячного тренинга мы не прощаемся. Мы вновь соберемся на сессию через 3 месяцев, полгода и год на обзор, анализ и извлечение опыта из того, что у нас получилось.

Приготовьтесь: вам понадобится и время и силы. Воображение утомляет так же как реальная физическая работа. Но это того стоит.

Стоимость тренинга будет около 9 тысяч рублей. Количество мест ограничено, на самом деле.

Я напишу больше деталей в течение ближайших дней. Мы сделаем парочку интересных штучек еще в августе.


Смотрим в будущее, часть вторая.

тепловая карта внимания представления желанного будущегоПродолжение, начало здесь.

На картинке выше – тепловая карта внимания всех 40 участников исследования, и светлые пятна показывают наиболее активные места фиксаций взглядов. Вот таким видят люди свое желанное будущее, весьма туманным и расплывчатым:) Это шутка, конечно, потому что все, что мы видим здесь – лишь то, что большинство взглядов задерживалось именно в центре экрана.

Я ожидал, что это пятно будет находиться на правой части экрана. Но получилось именно так. Вот опять та же картина, с другим фильтром и обозначенным центром:

тепловая карта внимания представления желанного будущего

То, что я ожидал, не означает, что так было бы «правильнее». Неизвестно, нужно ли видеть будущее именно в правом поле зрения. Неизвестно, есть ли разница между представлением будущего в левом поле, в центре или справа.

Далее, стоило проверить, есть ли различия в зависимости от прайминга. Как я писал в предыдущей заметке, я использовал две картинки до показа инструкции. Первая:
линия времениВторая:
линия времени

И различия действительно обнаружились, хотя и не столь значительные. На картинке ниже показано, как люди представляли свое будущее, слева — после первой линии времени,  справа — после второй.

эффект прайминга на представление будущего

Вывод таков: сдвигать внимание в нужном направлении нужно энергичнее и сильнее.

Заканчиваю эту заметку несколькими видео как участники смотрели на экран, представляя свое будущее. Скорость замедлена в два раза.

Продолжение здесь.


Смотрим в будущее, часть первая

линия времениКаждый из нас проводит существенную часть дневного времени в мысленной симуляции – воображении ситуаций, далеких от сиюминутной реальности в пространстве или во времени. Некоторые из этих ситуаций уже произошли, а другие – лишь могут произойти в будущем. Вопрос, который меня занимает, звучит примерно так: Как мы должны представлять свое будущее так, чтобы максимально повысить вероятность его реализации? Уже известно, что есть такие способы методы, которые увеличивают вероятность, и такие, которые эту вероятность значительно снижают. Но еще больше вопросов, на которые пока нет ответов. Бескрайние поля для исследований.

Вот один клочок земли я начал возделывать: узнать, с помощью ай-трекера, как люди визуально представляют себе будущее. Весной сделал пилотное исследование, результаты которого сейчас и обрабатываю, и кое-чем поделюсь здесь. Сразу скажу, что не все еще проанализировано, но идеи для дальнейших исследований уже появились, и даже вот, на днях, кое-что протестировал уже.

В первом исследовании приняли участие 40 человек: 22 женщины и 18 мужчин, возрастом от 19 до 40 лет, средний возраст 28,9 лет, из них 7 левшей. До начала просмотра слайдов участникам было сказано, что они увидят слайд с инструкцией и должны сделать то, что там предлагается. Слайд с инструкцией:

участник исследования и инструкция на экране

Затем на экране появился пустой слайд серого цвета на 10 секунд. Все движения и фиксации глаз участников регистрировались ай-трекером.

После просмотра участники ответили на следующие вопросы:
1. Удалось ли представить будущее.
2. К какому периоду оно относилось: через сколько лет, далекое или близкое будущее это ими считалось.
3. Какова вероятность, что это желанное будущее реализуется.

До слайда с инструкцией все участники видели слайды, которые должны были подготовить их к просмотру (это так называемый прайминг). Три слайда показывались всем. Вот они, уже в виде тепловых карт:

старое и новое

прошлое и будущее

Обычно мы представляем прошлое слева, а будущее – справа (Christman & Pinger, 1997). Это связано с тем, как мы читаем, слева направо. Те, кто читает и пишет на иврите или арабском – с больше вероятностью будут вспоминать действия справа налево. Недавнее исследование в области рекламы показало (Chae & Hoegg, 2013), как это работает для товаров и услуг, в которых временной фактор является важным. Это относится не только к товарам, обещающим снижение веса и улучшение внешности – классическое «до и после», но также антиквариата, вина, сыра, коллекционной или новой одежды, и ювелирных украшений. Восприятие значительно улучшается, если прошлое (старое) будет слева, а будущее (новое) – справа. Так, старое вино воспринимается нами более конгруэнтно, если показано слева, а молодое вино – справа.

Это, впрочем, не может объяснить, почему больше внимания уделяется элементам именно в правом поле. И у меня пока нет удовлетворительного объяснения этому поведению. Вот как люди смотрели на следующий хитрый слайд:

старость и молодость

Это, вероятно, имеет какое-то отношение к культурным нормам. Но, несмотря на то, что это связано с чтением или письмом, это всё же не лингвистический феномен. Так, в языках нет лексического эквивалента «прошлое – слева» или «будущее – справа». Такие фразы звучат необычно, в сравнении с привычным «прошлое осталось позади», и «будущее ждет нас впереди».

Но мы никогда не говорим, что «старость осталась позади», а «молодость ждет нас впереди», как бы нам этого не хотелось. Можно предположить, что здесь уже работают другие механизмы – выбор желаемого и предпочтительного, но надо проверять, и это сама по себе очень любопытная штука.

Тем не менее, как прайминг это должно работать: мы можем показывать что-то привлекательное или предпочтительное в правом поле зрения несколько раз, а затем, представив нейтральный стимулы, повлиять на выбор именно того, который оказывается справа.

Было также подготовлено два вида слайдов и один из них (случайным образом распределенный каждому) показывался. Половина видела вот этот слайд (уже с тепловой картой):

линия времени, прайминг, тепловая карта

Другая половина этот:

прайминг линией времени

Прайминг – это имплицитная (не высказанная прямо) инструкция, как себя вести. Эти две инструкции (одна несколько лучше, чем другая, как вы видите), как бы говорят – «для того, чтобы представлять будущее, смотри в правый сектор». И я ожидал, что после инструкции представлять будущее фиксации взглядов людей преимущественно будут в правом поле зрения.

Поскольку исследование было пилотным, его цель заключалась в обнаружении каких-то потенциально любопытных моментов, которые можно было бы протестировать тщательнее. Поэтому все выводы, которые тут будут озвучены, надо рассматривать только как гипотезы.

Продолжение.

Christman, S., & Pinger, K. (1997). Lateral biases in aesthetic preferences: Pictorial dimensions and neural mechanisms. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 2(2), 155-175.

Chae, B., & Hoegg, J. (2013). The Future looks “Right”: Effects of the yorizontal location of advertising images on product attitude. Journal of Consumer Research.