Этим термином инуиты, живущие в районе Берингового пролива, называют «мужчину, который постоянно лжет и обманывает, крадет вещи и принуждает женщин к сексу; того, кто не слушает замечаний, и с которым постоянно возятся старейшины племени, решая, что с ним делать». Это записала антрополог Джейн Мёрфи из Гарвардского университета в 1976 году. Когда она спросила, а что делают с кунлангета, инуит сказал, что «кому-то приходится сталкивать его со скалы, когда никто не смотрит».
Большинство людей, которые недавно обсуждали эту заметку, говорили, что было бы здорово гипотетически вернуться к такой практике. Все понимают, что в современном обществе так решать проблему не принято. В небольшом племени один такой кунлангета может довести жизнь людей до отчаяния, вражды и поставить всех на грань выживания. Поэтому и решение такое простое и радикальное.
В огромных обществах, в которых мы живем, такой человек может процветать, эксплуатируя все новых и новых людей, и, пользуясь гуманными нормами, избегать наказания, и даже становиться президентом компании или страны. Последствия его поведения будут так же разрушительны, но не так заметны. И если инуиты знали, что делать с кунлангета, то мы не знаем, и пока все наши попытки альтернативных способов обращения с такими людьми не привели ни к чему хорошему.
Это лишь один пример того, что, несмотря на полеты в космос, сражения на микроуровне с вирусами и покорения цифровых миров, мы понятия не имеем, как строить здоровое общество, где нет бедности, насилия и воровства. Тот, кто разберется в этом и создаст практические формулы общественной жизни, станет самым выдающимся человеком всех времен и народов.