Tag Archives: гипотеза гормезиса

Загадки сероводорода

запах сероводородаОбонятельная система выполняет критически важную функцию определения опасности: дыма, разложения, ядовитых газов. У человека – очень неплохое определение сероводорода в воздухе. Правда, есть особенность: мы чувствуем небольшое количество, а когда концентрация усиливается, мы не чувствуем вообще ничего, вплоть до самых опасных и летальных концентраций.

Недавно ученые обнаружили (Koike et al., 2021) у мышей суперчувствительный обонятельный сенсор, способный определять микродозы сероводорода (H2S). Сероводород – очень токсичный газ. Прекрасно иметь способность распознавать его вовремя и убежать.

Возможно, такая способность появилась давным-давно, когда на земле случались регулярные выбросы сероводорода в атмосферу. Млекопитающие развили адаптацию: они впадали в спячку, если концентрация сероводорода повышалась до опасных значений. Спячка действовала как кнопка «паузы»: температур тела понижалась, метаболизм замедлялся, и потребность в кислороде падала. Это позволяло пережить выброс сероводорода без вреда для организма.

Но оказалось, что сероводород может быть и полезен: вполне вероятно, за время спячки можно было и оздоровиться. Медицинские исследования показали, что сероводород в определённых количествах может применяться при ишемии сердца или ненормально активной иммунной реакции, как, например, при цитокиновом шторме (Aslami, Schultz, & Juffermans, 2009). Есть также гипотезы о том, что он может помогать для предотвращения деменции, рака, и артрита.

Но, к сожалению, это работает только с мелкими млекопитающими, например, грызунами. С человеком пока не получается никак, и попытки использовать этот механизм перешли на уровень органов – попробовать использовать эту возможность хотя бы для сохранения органов для трансплантации.

Нам бы понять, почему наша реакция на сероводород такая, какая есть, а не как у грызунов. Реакция грызунов напоминает то, что происходит с нами во время голода, в соответствии с гипотезой гормезиса. Ведь и там, организм реагирует на стрессор практически также – ставя процессы на паузу или замедление. Достаточно попробовать поголодать сутки, чтобы это увидеть – как падает температура тела, замедляется метаболизм, и растет поисковая активность.

Koike, K., Yoo, S. J., Bleymehl, K., Omura, M., Zapiec, B., Pyrski, M., Blum, T., Khan, M., Bai, Z., Leinders-Zufall, T., Mombaerts, P., & Zufall, F. (2021). Danger perception and stress response through an olfactory sensor for the bacterial metabolite hydrogen sulfide. Neuron, S0896-6273(21)00411-6. Advance online publication.

Aslami, H., Schultz, M. J., & Juffermans, N. P. (2009). Potential applications of hydrogen sulfide-induced suspended animation. Current medicinal chemistry16(10), 1295–1303.