Tag Archives: еда

Маленькие истории. Связи

 

филе миньонПсихолог Роберт Орнстайн рассказал автобиографическую историю про образование связей между событиями. Он съел на ужин свое любимое филе миньон под беарнским соусом, и поехал вместе с женой в оперу. Там на него чихнул знакомый ему человек, и к вечеру психолог не на шутку разболелся. Когда он выздоровел, то обнаружил, что у него развилось отвращение к … чему?  Не к человеку, который на него чихнул, не к опере, не к жене, а к филе миньон. «Ну ёптвоюмать!» – предположительно вскричал он, негодуя о потере обожаемого блюда. Из всех стимулов, к которым могло бы выработаться отвращение, связывающее симптомы болезни, еда оказывается самым приоритетным.

Irvine, W. B. (2006). On desire: why we want what we want. Oxford, New York: Oxford University Press.


Члены клуба разумных существ

sexy carrot

У вас есть какое-то представление о том, сколько ума и моральных качеств у коровы или овцы, и это представление коррелирует с тем, как вы относитесь к говядине или баранине. Но это представление изменчиво.

Посетителям одного супермаркета психологи (Loughnan, Haslam, & Bastian, 2010), под видом бесплатной дегустации, давали орешки кешью, или кусочки вяленой говядины (beef jerky). Затем людей просили ответить на вопросы, среди которых были и оценки мыслительных способностей коровы. Те, кто ел кешью, «давали» корове больше разума и чувств, чем те, кто ел кусочки коровы. Другое исследование (Bratanova, Loughnan,  & Bastian, 2011) показало, что достаточно любое животное назвать «едой» и в наших глазах возможности этого вида животного страдать тут же падают.

Интересно, что в этом же эксперименте можно было бы спрашивать и насчет разума и чувств у кешью или картошки. И мясоеды могли бы выдать орехам щедрую долю интеллекта и эмоций. Может быть, мясоеды и не шутят вовсе, когда ужасаются, как веганы хрустят морковкой и помидорами – растениями, которые поумнее, чувствительнее и сексуальнее некоторых людей?

Bratanova, B., Loughnan, S., & Bastian, B. (2011). The Effect of Categorization as Food on the Perceived Moral Standing of Animals, Appetite 57: 193–96.

Loughnan, S., Haslam, N., & Bastian, B. (2010). The role of meat consumption in the denial of moral status and mind to meat animals. Appetite, 55(1), 156-159.


Что вы знаете о современной еде

тест на знание едыЗацените, сделал тест o еде в стиле Buzzfeed, для продвижения приложения Food Game. Первый блин, так сказать. Пройти тест.

Что меня удивило, что этот, простой, в общем-то, тест, оказывается сложным — средняя оценка на сегодня у людей 4,5 из 10. А я еще думал как-то усложнить его немного, хм.

Еда становится все более интересным объектом для инноваций. Появляются стартапы с намерениями накормить всю планету за счет создания искусственной еды. Другие ищут новизны — во всем и всегда. Открываются такие просторы, что места хватит всем  — пожалуйста, бери современные технологии и создавай новые сыры или фрукты, вкусы или ароматы.

Что скажете насчет стаканчика тараканьего молока в свой утренний кофе? Это молоко, по недавним сообщениям, имеет все  шансы стать супердой будущего. Судя по скорости появления таких новостей, через пару лет наши представления о еде существенно изменятся.

 


Сало как моральный императив

бутерброд с саломВчера при проведении ай-трекингового исследования была использована вот эта совершенно чудная (я выдаю себя) картинка. Была идея проверить пару гипотез о том, как люди смотрят на еду. Как обычно бывает в исследованиях, обнаружилась совершенно неожиданная вещь!

Эта картинка смогла выявлять проклятых москалей! Да, именно так, несмотря на то, что картинка-то, скорее всего, из немецкого фотостока. Проклятые москали смотрят совершено иначе на сало, чем другие, не проклятые и не москали.

Фактически, по движениям и фиксациям глаз человека можно было с высокой вероятностью сказать, как человек относится к тому, что происходит сегодня в Украине – любит он Януковича или симпатизирует Майдану.

различия при просмотре картинки
Я не буду раскрывать деталей анализа, но даже по этой картинке человек с тонкой душевной организацией и сам увидит разницу.

Что делать с этим открытием – вот вопрос.


Посмотри на меня: я – вкусная, ты знаешь это и ты хочешь меня

мясо на угляхКогда мы видим еду, наш мозг быстро, автоматически и довольно точно определяет ее энергетическую ценность по внешнему виду. Этот вид мгновенно активирует регионы мозга, связанные со вкусом и создает ожидания относительно предстоящего удовольствия и вкуса еды.

Ученые из Японии и Швейцарии (Ohla, et al., 2012) решили использовать ЭЭГ для понимания, как отличается процесс обработки мозгом изображений высококалорийной или низкокалорийной еды, и как эти изображения влияют на вкус. Вкус ученые решили создавать совершенно определённый и контролируемый – «вкус электричества». Он знаком всякому, кто хоть раз пробовал языком заряд батарейки. Для этого к языкам участников подводили электродом  небольшой ток. Чем хорош такой вкус – он практически нейтральный, нельзя сказать, что сильно неприятный, и он никак не связан со вкусом еды (если вы не робот, конечно, и не питаетесь от розетки :)

Гипотеза ученых заключалась в том, что вид высококалорийной еды окрасит электрический вкус в приятный. Участникам показывали 100 картинок еды и 50 картинок кухонной утвари. Еда на картинках делилась на два класса – низко (12-151 калорий на 100 грамм) и высоко (160-717 калорий на 100 грамм) калорийная. Пример картинок:

Примеры картинок с едойДизайн, вкратце, был такой – на мониторе показывали картинку с едой, или с утварью, после чего на язык подавался слабый ток, а затем участник должен был оценить по шкале от 1 до 5 интенсивность вкуса, и приятность вкуса. Все это время множество электродов ЭЭГ регистрировали электрическую активность мозга.

Анализ показал, что:

Статистически значимые различия восприятия вкуса при просмотре картинок с низко или высококалорийной едой были сняты в три разные периода: 92–174 мс, 176–236 мс и 357–500 мс. Обратите внимание, как очень быстро мозг создает ожидания вкуса от одного вида еды. Так, высококалорийная еда вызвала ранние модуляции вкусовой реакции в инсуле в первые 100 миллисекунд, за которым следовали изменения в орбито-фронтальной коре в районе 180 миллисекунд, и т.д.

Психологическая оценка подтверждала: электрический вкус приобретал черты приятности в большей мере, когда люди видели высококалорийную еду, в сравнении с низкокалорийной.

Меня заинтересовало это исследование в теме влияния психологических методов на физиологические процессы. Этот эксперимент показал, что простой показ картинки с едой вызывал мгновенные и предсказуемые ожидания в мозге в соответствии с предполагаемым количеством калорий. Иными словами, мозг по-разному возбуждается от вида льняной каши или бараньих ребрышек. Наш мозг связывает вкус еды с энергетической плотностью еды, независимо от того, сознаем ли и нравится ли нам или нет. Это имеет значение при создании блюд «полезной кухни» и показывает, что не стоит недооценивать рекламу ресторанов быстрого питания. Но человека можно обманывать, в добрых целях, если создавать красивый вид и вкус, и он может поверить и физически отреагировать так, словно еда на самом деле высококалорийная (My milkshake is better than yours!).

женщина с бургеромА недавнее исследование показало (Poor, Duhachek, & Krishnan, 2013), что в игре участвуют не только образы еды, но взаимодействие ее и человека. В ходе пяти экспериментов они показали, что вид человека, потребляющего «нездоровую» еду, у смотрящего на это увеличивает ожидание приятного вкуса. Авторы объясняют это тем, что, вероятно, вид кого-то, аппетитно поедающего бургер служит социальным одобрением допустимости и приемлемости такого же поведения. Образы потребителя вместе с такой едой служат как оправдание, и снижают внутренний конфликт при последующем потреблении, и, в результате того, повышают привлекательность ожидаемого вкуса. Авторы показали также, что привлекательность человека с высококалорийной едой, как, например девушки выше и ниже, не играет определяющей роли в этом процессе. Конечно.

девушка на пляже с бургеромOhla, K., Toepel, U., le Coutre, J., & Hudry, J. (2012). Visual-gustatory interaction: Orbitofrontal and insular cortices mediate the effect of high-calorie visual food cues on taste pleasantness. PLoS ONE, 7(3), e32434. doi: 10.1371/journal.pone.0032434.

Poor, M., Duhachek, A., & Krishnan, H. S. (2013). How images of other consumers influence subsequent taste perceptions. Journal of Marketing, 77(6), 124-139. doi: 10.1509/jm.12.0021.

Картинки из фильма Страсти Дон Жуана (Don Jon), 2013.


Пища, которая нас обманывает

картофельное пюреНедавнее исследование (Forde et al., 2012) изучало, как мы едим, анализируя видеозаписи с помощью компьютерных программ и независимых оценщиков. Людям давали пробовать тридцать пять разных продуктов, готовых к употреблению,  различных по консистенции, сенсорным характеристикам и ожидаемой сытости.

Вот что выяснилось:

  • Пища, которая может быть поглощена быстро, имеет низкий коэффициент сытости – иными словами, вы можете съесть ее довольно много, прежде чем почувствуете себя сытым. Элементы вкусовой системы, находящиеся у нас во рту, весьма быстро измеряют калорийность пищи и сообщают мозгу о грядущих поступлениях энергии. Пища, которая находится во рту меньшее время, фактически обманывает эту систему. Мозг может сделать вывод о том, что калорий недостаточно, и в результате человек потребит излишнее количество калорий.
  • Чем меньше кусочки мы кладем в рот, чем дольше мы жуем пищу, и чем реже мы можем глотать еду, тем быстрее мы насыщаемся. Победители среди тестируемых продуктов стали тортилла-чипсы, стейк и сырая морковка. Наибольшую опасность представляет картофельное пюре. У него высокая плотность калорий, а мы можем съесть довольно много, прежде чем заметим, что полны.
  • Несмотря на то, что разная пища требует разного режима поедания, обнаружен паттерн скорости в 1 -1,8 жеваний в секунду. Все говорит о том, что это автоматическое движение, которое не зависит от вкуса и текстуры еды.скорость потребления пищи

На графике вверху (картинка кликабельна), снизу верх – еда, которая может быть съедена в больших количествах, замедляя появление чувства сытости: консервированные помидоры, картофельное пюре, лазанья, пюре из моркови, свежие помидоры, яйца, рыбные палочки, вареное брокколи, стейк из семги, сосиска в тесте, вареная морковь, и так далее. Заметьте, не вся еда, что называется, «неполезная».

Сегодня психология питания уже располагает огромным объемом знаний, и дизайн еды, я думаю, становится одним из перспективных направлений.  Даже это исследование показывает, что можно манипулировать скоростью потребления пищи. Это, в свою очередь может обеспечить поставку питательных веществ равномерными дозами. Можно создавать еду, которая сообщает мозгу, когда надо остановиться есть, и тому подобное.

Forde, C.G., Kuijk, N. van, Thaler, T., Graaf, C. de, & Martin, N. (2012). Oral processing characteristics of solid savoury meal components, and relationship with food composition, sensory attributes and expected satiation. Appetite, http://dx.doi.org/10.1016/j.appet.2012.09.015.


Аж слюни текут

Мужчина-продавец смотрит на девушкуКогда мужчина смотрит на дорогую машину или на красивую женщину, у него как говорится, «слюни текут». Эта метафора находит свое отражение во многих языках. Эксперименты, проведенные в Школе управления Келлога (Kellog School of Management) Северо-западного Университета (Northwestern University) в городе Эванстон, штат Иллинойс, показали, что это не только метафора (Gal, 2011).

169 студентов приняли участие в первом эксперименте, где им было сказано, что исследование нацелено на понимание реакции на еду. Их сажали за стол, и они смотрели на крестик на мониторе компьютера в течение 2 минут. До начала этого их просили вставить за щеку ватный тампон, аналогичный тому, которым пользуются стоматологи. Это было сделано для сбора слюни и определения базовой нормы слюноотделения у человека.

После этого в течение 10 минут они писали сочинения: половина студентов — о том времени и ощущениях, когда они чувствовали себя полными сил и власти, половина – о ситуациях, когда они чувствовали себя полностью бессильными. И, после сочинения, уже несколько уже ватных тампонов были вставлены в рот и им, кроме картинок с едой, на мониторе компьютера, показывали фотографии либо канцелярских принадлежностей, либо денег.  Как можно догадаться, мы обычно не пускаем слюни, когда видим канцелярские принадлежности, но очень обильно делаем это, когда видим деньги. И особенно те из нас, кто был предварительно экспериментально настроен на бессилие.

Второй эксперимент включил около сотни молодых мужчин. Половине показали фотографии трех красивых девушек и попросили выбрать одну, а затем — описать идеальное свидание с ней. Другая половина увидела фотографии трех парикмахерских и тоже должна была выбрать одну, и описать свой поход в это заведение.

Затем первая группа увидела картинки спортивных машин, а другая половина – наборы автомобильных ключей. Как вы догадались, те, кто мысленно провел свидание с девушкой, а потом увидел машину своей мечты, несоразмерно больше выделяли слюну.

Фотография Norman Breslow, около 1999 года.

Когда увеличите фото, станет видно, как рот мужчины буквально вывалился изо рта, так ему понравилось что-то в девушке.

Gal, D. (2011). A mouth-watering prospect: Salivation to material reward. Journal of Consumer Research, doi:10.1086/661766.