Как звучит клубника? Очевидно никак, только если у вас нет уникального и шумного опыта взаимодействия с ней.
Когда мы смотрим на объект и распознаем его, участвует ли в этом процессе слуховая система? Должна, что же ей «отсиживаться» в сторонке, и об этом никто не спорт. В экспериментах было показано, что когда человеку показываются картинки с объектами, сопровождающимися конгруэнтными звуками (например, изображение мотоцикла вместе со звуком мотора), то скорость распознавания растет, в сравнении с сопровождением инконгруэнтными звуками (мотоцикл со звуком дверного звонка). Спорят ученые о том, когда именно слуховая система вступает в процесс, и одни считают, что на ранней стадии, а другие – на поздней. Спор может показаться несущественным, но речь идет о понимании как работает наш мозг.
В недавнем эксперименте итальянские ученые (Mulatti, Treccani, & Job, 2014) пытались ответить на этот вопрос. Людям показывались объекты двух типов: издающие звуки (самолет, петух, гармошка, и проч.) и «тихие объекты (клубника, носок, свитер, пуговица и проч.) и участники должны были как можно быстрее распознать и назвать объект. В случайном порядке показ объектов сопровождался или не сопровождался белым шумом длительностью в 400 мс.
Как видно из таблицы результатов, слуховая система действительно играла роль на ранних стадиях – объекты, издающие характерные звуки, распознавались позже, когда подавался белый шум. Такой шум вмешивался процесс активации, вероятно, потому что область обработки звуков и область хранения звуков пересекаются.
Если вы ищите, куда в доме запропастилась любимая кружка, то неважно, звучат ли при этом какие-то звуки, но если вы на улице – то музыка в ваших наушниках на доли секунды замедлит распознавание машины.
Mulatti, C., Treccani, B., & Job, R. (2014). The role of the sound of objects in object identification: evidence from picture naming. Frontiers in Psychology, 5. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01139