Tag Archives: иглоукалывание

Иглоукалывание как театральное представление

иглоукалываниеВ 2012 году редактор журнала Anesthesia & Analgesia, Стивен Шафер предложил состязание между теми, кто верит, что иглоукалывание работает и теми, кто так не считает. И вот две статьи были опубликованы в июньском номере журнала. Одна – за (ссылка на полный текст). Другая – против (Colquhoun, & Novella, 2013, ссылка на полный текст), о которой мы и поговорим.

Аргументы двух профессоров, одного из Университетского колледжа в Лондоне (UCL), другого – с факультета медицины Йельского Университета таковы:

Вопреки представлениям, что иглоукалывание практикуется на протяжении тысяч лет, оно не всегда было популярно даже в Китае. Почти тысячу лет оно находилось в маргинальной зоне, а в 1822 году император Дао Гуан (Dao Guang) выпустил указ о вечном её запрете.

Только в 60-х годах прошлого века Мао Дзедун позволил её достать из чулана, главным образом из-за упадка медицины вообще, достигнутого в ходе Культурной революции. Сам он предпочитал западную медицину, но иглоукалывание было инструментом поднятия китайского патриотизма. Политическая составляющая этого метода, впрочем, и сейчас составляет большую часть метода. Так, все результаты исследования метода, происходящие из Китая, Гонконга, Японии и Тайваня – позитивные.

После визита президента США Ричарда Никсона, один журналист из его пула написал хвалебную статью про акупунктуру, и метод завоевал интерес у американской публики. Человеку просто стало лучше, и он решил, что это от иглоукалывания, которое ему там провели, а не от известного феномена «возвращения к средним значениям».

С 70-х годов и по сей день производятся попытки зарегистрировать чудесные свойства метода, но это никогда не удается. Знаменитые обезболивания пациента для проведения полостных операций с помощью нескольких уголок всегда оказываются фейком. Несколько раз было обнаружено, что до иголок пациента обкалывали вполне себе западными анестетиками местного действия.

В Германии и Америке были проведены масштабные клинические испытания, показавшие, что никакой разницы между реальной акупунктурой и плацебо нет. Нет и никаких меридианов, поскольку такие исследования тоже проводились – грубо говоря, можно тыкать куда угодно, с одинаковым результатом.

Даже в самых лучших случаях, эффект от иглоукалывания настолько мал, что использовать его для серьёзной практики нельзя. Кстати, в таких случаях, когда иглоукалывание показывает какой-то эффект, всегда присутствует сильный эффект ожидания пациента, то есть работает плацебо. В слепом рандомизированном исследовании никакой разницы между поддельной и настоящей акупунктурой не возникает: они показывают, что эффект не зависит ни от расположения точки укола, ни от укола вообще. Оксфордский центр медицины, основанной на доказательствах, вынес вердикт, что пользы от иглоукалывания не больше, чем от тыканья себя зубочисткой.

Более трёх тысяч исследований были посвящены изучению метода, и некоторые учёные восклицают: да сколько же можно!? Авторы мечтают о возрождении указа Дао Гуана и определяют практику иглоукалывания как театрализованное плацебо.

Несмотря на это, можно не сомневаться, что практика продолжится. В мире — миллионы людей, желающих платить добровольный налог на легковерность.

Colquhoun, D., & Novella, S. P. (2013). Acupuncture is theatrical placebo. Anesthesia & Analgesia, 116(6), 1360-1363. doi: 10.1213/ANE.0b013e31828f2d5e.


Дольше – значит лучше

ИглоукалываниеЧем дольше что-то существует, тем лучше оно нам кажется. Мы знаем, что многие фирмы любят упоминать свое долгое существование: “Основано в 1735 году”, “выбор пяти поколений”, “поставщик двора с 1899 года”, и все такое прочее. Объясняется это многими причинами, такими как, например, эффектом показа (чем чаще мы видим что-то вновь и вновь, тем больше нам это нравится) или устойчивости, ассоциированной с отсутствием риска – что выбрать, проверенную временем компанию или вчера зарегистрированную фирму? Все это напоминает принцип дарвиновской теории о преимущественном выживании сильнейших. И как устойчивый феномен, он может быть использован нами как эвристика в принятии решений.

В серии экспериментов (Eidelman, Pattershall, & Crandall, 2010), исследователи проверяли реальность этой эвристики. В одном студентам было предложено высказаться насчет изменений существующего порядка присуждения степени/диплома, увеличив или уменьшив число обязательных часов, говоря, что действующий порядок существует 10 лет или 100 лет. В результате было показано, что, как бы ни менялся порядок, если он длится так долго как 100 лет, менять его не хочется.

Второй эксперимент был более интересен: студентам давали текст, описывающий акупунктуру (иглоукалывание) как традиционный метод лечения. В тексте было сказано, что метод акупунктуры — введении игл в анатомически значимые места на теле человека, для снятия боли и восстановления здоровья, и что эта практика считается довольно безопасной, хотя наука не пришла к единому мнению, есть ли от этого какой-то толк вообще. Во всех четырех условиях этот текст был неизменен, кроме последней фразы, говорящей, что акупунктура существует уже 250, 500, 1000 или 2000 лет. Далее студентам было предложено оценить три фразы, выражающие отношение к этой практике.

  • Я думаю, что акупунктура – хорошая техника.
  • Люди не должны тратить свое время на это.
  • Акупунктура – техника, которая должна использоваться для снятия боли и восстановления здоровья.

Вы знаете, что адвокаты таких и подобных практик всегда апеллируют к древности занятий, и усиливают тем самым свои аргументы о пользе практики. И это, как оказывается, действительно работает. Так, результаты показали, что оценка акупунктуры росла вместе с количеством лет, который был упомянут в тексте, и 2000 летняя акупунктура оказалась оценена лучше 250 летней (см. график).

Оценка акупунктуры в зависимости от длительности существования
В третьем эксперименте темой было выбрано искусство. По сути, не должно же быть никакой связи между возрастом картины и ее эстетическими качествами. Дрянная картина, пусть ей хоть двести лет, не может становиться лучше с годами, или, во всяком случае, нам так говорит рациональное мышление. В противном случае, эвристика “дольше – значит лучше” управляется подсознательными процессами.

Так или иначе, студентов просили оценить эстетические характеристики картины Макса Бекманна, “Лунный пейзаж” 1925 года.

Max Beckmann, Moon Landscape, 1925

Max Beckmann, Moon Landscape, 1925

В одном случае студенты могли видеть упоминание, что картина написана в 2005 году, в другом – в 1905 году. Как и ожидалось, картина 1905 года оказывалась эстетически более красивой, чем картина 2005 года. Механизм такого суждения тут может объясняться тем, что нам сложно рационально судить о эстетике, и всякая дополнительная информация (картина написана известным художником или написана столетие назад) может нас увлечь для вынесения суждения.

Еще один эксперимент исследовал более широкий спектр восприятия. Студентам давали кусочки одно и того же шоколада, и, в одном случае, на листе с вопросами оценки было упомянуто, что это был европейский шоколад, который был впервые выпущен еще 1937 году, а в другом – был запущен в продажу в 2003 году. Разумеется, шоколад был свежий, чтобы вы не подумали, что людям предложили антикварный шоколад :). Участникам эксперимента предлагалось оценить вкус, текстуру, запах, сладость, время на рынке и факт, что он нравится другим. Как и в предыдущих экспериментах, вкус шоколада чудесным образом изменялся, если шоколад имел историю с 1937 года.

Таким образом, многие вещи вокруг нас приобретают более значимый характер, если существуют достаточно долго. Кажется, что все, что проходит проверку временем, должно обладать чем-то хорошим. Доходит даже до абсурда: в предыдущих исследованиях было показано, что даже пытки, если они описываются как долговременная практика, приобретают вполне легитимный характер и становятся отчасти приемлемыми (Crandall et al., 2009).

Разумеется, как и всякая эвристика, и эта не работает всегда и со всеми объектами. Мы не склонны считать старость – красивой и привлекательной, нам надоедает видеть всегда одно и то же, и мы зачастую против нелепых правил в общественной жизни, если они уже морально и технически устарели. Однако, как было показано, эта эвристика, тем не менее, работает во многих случаях, и не всегда правильно (как в случае с пытками), и для того, чтобы изменить наше отношение, требуется понимание процессов, стоящих за нашими суждениями, и более искусные методы для изменений таких отношений.

Crandall, C., Eidelman, S., Skitka, L., & Morgan, G. (2009). Status quo framing increases support for torture. Social Influence, 4(1), 1-10.

Eidelman, S., Pattershall, J., & Crandall, C. S. (2010). Longer is better. Journal of Experimental Social Psychology, 46(6), 993-998.

Фото картины — gatochy.