Группе ученых, в ходе исследования, продлившегося без малого пять лет, похоже, удалось совершить настоящий переворот в области психологии. Исследование началось как разработка методов убеждения населения для широкомасштабного применения на уровне стран, в борьбе против ожирения, курения, криминального поведения и уклонения от налогов.
Тема – более чем актуальная: существующие методы приносят лишь ничтожные изменения, а затраты государств на эти социальные проблемы исчисляются миллиардами долларов. Вполне логично выделить какую-то сумму – ведь каждый доллар, потраченный на снижение проблемы хотя бы на 0,1%, принесет стократную экономию.
Одно из направлений было психолингвистическим: каким образом подобрать слова и фразы так, чтобы сообщение, передаваемое респонденту, воспринималось наиболее эффективно, и меняло поведение в необходимую сторону.
Именно на этом направлении исследователи сделали прорыв. На сегодня известно, впрочем, немного, и сейчас вы поймете, почему. Ученым удалось вычислить, что максимальная длина фразы составляет 11 слов, в английском языке, считая артикли и предлоги. Так, например, предложение в 10 слов показывало среднюю вероятность изменения поведения на 67%, а в 12 и более – лишь 57%. А длина в 11 слов – на 96%! Разумеется, дело не только в длине предложения, но и в последовательности слов, выборе слов и множестве других факторов. Про слова в статье (Anderson et al., 2014) написано лишь несколько фактов: что, для максимальной эффективности, начинаться они должны с гласных букв, и состоять из шести-семи букв. Но здесь начинается самое интересное – в журнале опубликованы лишь абстракт и один из методов исследования, со ссылками на другие статьи в печати.
Фактически, говорится о том, что создана формула убеждения человека в исполнении поведения, необходимому разработчику предложения! Не знаю, как вы, а я бы с удовольствием хотел бы узнать, что именно нужно говорить в таких случаях! Но, очевидно, не только я: статья, хоть пока и присутствует на сайте журнала, сомневаюсь, что продержится еще пару дней. Другие статьи, на которые она ссылается, я найти не смог, а искать такой материал я умею. Не хотелось бы впадать в конспирологические теории, но, похоже, этим открытием хотят воспользоваться те, кто и так нас имеет. Им, того что уже есть, очевидно, недостаточно. Один из авторов статьи, и он даже этого не скрывает, – по совместительству заместитель директора программы R-Evolution, исследовательского проекта DARPA, который, между прочим, спокойно висел на сайте агентства последние три года, а сегодня вы не найдете там и следа. Задачи проекта, какое совпадение, были новейшие методы когнитивной психологии при ведении психологической войны.
У меня сегодня появилась зацепка: один мой коллега представил меня на закрытом форуме экспериментальных психологов, где сейчас идет активное обсуждение этого открытия и возможностей его спасения. К счастью, один из авторов параллельного исследования в этой же теме (которое цитирует эта статья), оказался давним участником форума, и что он говорит, вообще похоже на детектив. Я пока не знаю, чему верить. Он первым делом рассказал про их работу, а они занимались артиклями. Звучит потрясающе, хотя мне пока далеко не все понятно. Впрочем, не хватает других элементов, но сегодня к вечеру ожидаются еще материалы.
А пока на форуме – самые причудливые фантастические сценарии о том, каким образом ученые из исследовательской группы, которые поняли, как создавать убийственно убедительные предложения, договариваются или борются с агентами спецслужб, которые тоже это знают. Мы узнаем об этом из прессы, или, если это им не надо, наоборот, не узнаем.
А я не помню, когда в последний раз я был так возбужден – кажется, скоро, мир, к которому мы привыкли, станет совсем другим.
Anderson, P., Ronalds, I., Levine, T., Holland, E., Fairchild, I., & Reemtsma, S. T. (2014). Model of persuasion: Length of words and sentences predicting probability of behavioral changes. Journal of Experimental Social Psychology, n/a. doi:10.1016/j.jesp.2014.03.904.