Мы привыкли считать себя единым целым, но есть модели, которые полагают наш разум как «команду соперников», состоящую из множества конфликтующих «побуждений», «личностей» или «нейронных сетей»? Например, одна часть хочет секса с определенным человеком, немедленно, а другая часть пытается это остановить, прогнозируя неприятные последствия. Взаимодействие между этими внутренними «голосами» определяет наши действия и восприятие мира. Но как же нам управлять этим внутренним «аргументированным коллективом»? В этом нам может помочь наш часто недооцениваемый инструмент – воображение.
Наш мозг большую часть времени не сфокусирован на непосредственной реальности. Вместо этого он постоянно «симулирует возможные будущие сценарии» и «вспоминает о прошлом». Эта способность к ментальному конструированию и есть суть воображения.
Воображение позволяет нам не просто смотреть на других людей, но и «смотреть на воображаемое будущее себя». Мы можем «построить модель себя в будущем, идеальное ‘я'», которое удовлетворяет наибольшее количество индивидуальных и общих ограничений, и затем принимать решения, ориентируясь на этот образ. Это «идеальное ‘я'» не обязательно является текущей реальностью, но служит мощным ориентиром.
Внутренние конфликты между нашими побуждениями (например, желание съесть торт против стремления к здоровому питанию) происходят постоянно. Задача развития и «созревания» (матурации) заключается в том, чтобы научиться координировать эти сети, заставляя их «работать вместе лучше».
Воображение играет ключевую роль в этом процессе. Оно позволяет нам:
- Справляться с конфликтами и «снижать энтропию»: Когда мы сталкиваемся с множеством возможностей или неопределенностью (высокая энтропия), наш мозг стремится «сэкономить энергию», находя четкий путь и цель. Воображаемые идеалы и истории помогают «ограничивать энтропию», предоставляя «цель и надежду».
- Использовать внешние примеры для внутренней навигации: Истории, литература и религиозные деятели предоставляют «внешний образец для подражания». Они создают идеалы, которые мы можем «зеркально отражать». Например, когда мы сталкиваемся с внутренним конфликтом, мы можем спросить себя: «Как бы на моем месте поступил Иисус?» или «Как поступил бы Незнайка?». Это помогает нам «направлять наши решения».
- Развивать и интегрировать наши «я»: Воображение позволяет нам «жить в чужой шкуре», переживая мир с другой «структурой приоритетов». Это помогает нам «управлять конфликтом в наших головах» и созревать, направляя наши побуждения к более высоким, социально и ориентированным на будущее целям.
Воображение — это именно тот ментальный процесс, который позволяет нам управлять нашим»спорящим коллективом» и направлять его к «оптимальным результатам». Создавая и ориентируясь на «идеальные версии себя», будь то через личные размышления или через «религиозные или литературные образцы», мы активно формируем свое будущее и разрешаем внутренние конфликты.
Модель конфликтующих частей — всего лишь модель. В реальности все сложнее, но модель позволяет как-то решать проблемы, и поэтому она находит своих сторонников. Одним из сторонников этой модели является известный психолог Джордан Петерсон. Понимание того, как воображение формирует наше «идеальное я» и управляет внутренними конфликтами, позволяет разработать более эффективные терапевтические и коучинговые методики. Эти подходы будут целенаправленно тренировать людей в создании и использовании воображаемых будущих версий себя, героев или метафорических «богов», чтобы разрешать внутренние дилеммы, улучшать саморегуляцию и достигать личностного роста.
Эта модель также может использоваться в образовании, используя: силу историй, литературы и архетипов для формирования ценностей и развития личности. Вместо простого заучивания фактов, учебные программы могут фокусироваться на том, как «погружение в персонажа» и изучение «иерархий приоритетов» в нарративах помогает детям и взрослым интегрировать свои внутренние побуждения, справляться с моральными и жизненными вызовами, и осознанно строить свое будущее.
И, конечно, разработанная модель может использоваться в создании искусственных систем, которые способны не только имитировать, но и, возможно, развивать свои собственные формы «воображения» и «идеалов». Это может означать появление более адаптивных и «мудрых» ИИ, способных к саморегуляции и разрешению внутренних конфликтов, или же разработку диагностических инструментов, которые будут более точно моделировать внутренние состояния человека, предсказывая поведение и предлагая индивидуальные стратегии развития.
Воображение — фундаментальный механизм, позволяющий нам управлять сложностью нашего внутреннего мира, разрешать конфликты и формировать того, кем мы хотим стать. Развивая его, мы учимся быть лучшими «капитанами» для нашей «команды соперников».
Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining