Tag Archives: курс по развитию воображения

Воображение и разрыв эмпатии

ментальная симуляция, воображение

Многие думают о воображении как мечтании о чем-то несбыточном, как что-то относящееся к  художественному творчеству или детским фантазиям. Но воображение — фундаментальная когнитивная способность, критически важная для прогнозирования, планирования и адаптации к меняющимся условиям. В основе лежит ментальная симуляция – способность мозга создавать внутренние представления событий, действий и состояний, которые могут не происходить в данный момент. Ментальная симуляция —  активный процесс, способный влиять на наши предпочтения и поведение.

Разрыв эмпатии и телесные состояния

Наши предпочтения и поведение в значительной степени определяются текущими внутренними телесными ощущениями, такими как голод, жажда, холод, боль или сексуальное возбуждение. У нас происходит недооценка того, как эти состояния влияют на наши будущие решения. Это явление известно как «разрыв эмпатии».

Например, человек, находящийся в комфортной и сытой обстановке, может недооценивать, насколько сильно голод повлияет на его выбор еды или размер порции. Аналогично, планируя поездку в холодный климат, находясь в тепле, трудно в полной мере осознать потребность в теплой одежде. Исследования показывают, что даже при наличии предыдущего опыта сильных телесных состояний, таких как боль, люди демонстрируют удивительно низкую способность ярко вспомнить это состояние или предсказать, как оно повлияет на кого-либо (включая их самих), когда они не испытывают его в данный момент.

Этот когнитивный разрыв приводит к субоптимальным суждениям и решениям, поскольку текущее телесное состояние искажает нашу способность адекватно прогнозировать будущие предпочтения. Предупреждения о влиянии телесных состояний или простое воспоминание о них, как правило, не помогают преодолеть этот разрыв. Но, как показывают исследования, целенаправленная ментальная симуляция может служить заменой реальному опыту.

Ментальная симуляция как замещение опыта

Ментальная симуляция – это не просто воспоминание о прошлом или предсказание будущего, это «подражательное представление» реальности. Воображая событие в деталях, можно вызвать те же последствия, что и при реальном переживании, хотя и в меньшей степени. Этот феномен, известный как «симуляция как замещение» (simulation-as-substitution), наблюдается в различных областях:

  • Физическая практика: Ментальная репетиция может заменить физическую практику игры на музыкальных инструментах или выполнения сложных хирургических операций.
  • Привыкание: Симуляция многократного потребления пищи приводит к привыканию к этой пище, подобно реальному потреблению.
  • Физиологические эффекты: Воображение паука или болезненного опыта может увеличить активацию симпатической нервной системы. Симуляция укуса лимона может вызвать слюноотделение.

Это работает, потому что ментальная симуляция задействует те же нейронные сети, которые активируются при реальном опыте. Это позволяет создавать правдоподобные альтернативные реальности, воображая конкретные и специфические события.

Прервем теорию практическим упражнением:

Упражнение 1: Симуляция телесных состояний для лучшего планирования

Цель: Преодоление «разрыва эмпатии» и улучшение прогнозирования собственных предпочтений и поведения в различных висцеральных состояниях.

Инструкция: 

  1. Выбор состояния: Выберите телесное состояние, которое вы не испытываете в данный момент, но которое может повлиять на ваше будущее решение. Примеры: жажда перед длительной прогулкой, зуд (от комариных укусов) перед походом в лес. 

Примеры телесных состояний:

  • Жажда: Ощущение потребности в воде.
  • Тошнота: Неприятное чувство в желудке, часто предшествующее рвоте.
  • Усталость/Утомление: Ощущение снижения энергии и потребности в отдыхе.
  • Сонливость: Сильное желание спать.
  • Сексуальное возбуждение: сильное, захватившее все внимание желание секса
  • Боль (общая, разлитая): Например, головная боль, мышечная боль, боль в животе.
  • Зуд: Неприятное ощущение, вызывающее желание почесаться.
  • Головокружение: Ощущение неустойчивости, вращения.
  • Одышка/Удушье: Ощущение нехватки воздуха.
  • Ощущение наполненности/распирания: Например, в мочевом пузыре или кишечнике, вызывающее потребность в опорожнении.
  • Чувство жжения/изжога: Ощущение жжения в пищеводе.
  • Озноб: Ощущение холода и дрожи, часто связанное с лихорадкой.
  • Приливы жара: Внезапное ощущение тепла, часто сопровождающееся покраснением кожи, потоотделением.
  • Чувство дискомфорта в желудке: Неопределенное неприятное ощущение, не обязательно тошнота.
  • Мышечные судороги: Непроизвольное сокращение мышц, вызывающее боль.
  • Ощущение покалывания/онемения: Например, в конечностях.
  • Сердцебиение/тахикардия: Субъективное ощущение учащенного или сильного биения сердца.
  • Чувство давления (например, в голове, груди): Ощущение сдавливания.
  • Чувство жжения в мышцах после нагрузки: Вызванное накоплением метаболитов.
  1. Детализация сценария: Представьте себя в ситуации, когда вы испытываете это состояние. Используйте все сенсорные каналы:
    Зрение: Что вы видите? (например, пустой холодильник, темное небо, снег за окном).
    Слух: Что вы слышите? (например, урчание в животе, стук зубов, скрип снега под ногами).
    Осязание: Что вы чувствуете? (например, слабость в теле, дрожь, холодный ветер на коже).
    Обоняние/Вкус: Какие запахи или вкусы присутствуют? (например, запах еды, которой нет, ощущение сухости во рту).
    Эмоции: Какие эмоции вы испытываете? (например, раздражение от голода, дискомфорт от холода). 
  2. Принятие решения: В этом симулированном состоянии примите решение или спланируйте действие. Например, если вы симулируете сильный голод перед походом в магазин, представьте, как вы будете выбирать продукты, и какие именно продукты вы купите. Если вы симулируете холод, представьте, какую именно одежду вы наденете и сколько слоев. 
  3. Анализ: Сравните это решение с тем, которое вы приняли бы в нейтральном состоянии. Отметьте различия и сделайте выводы о влиянии висцерального состояния.

Пример: Планирование ужина после долгого рабочего дня. Вместо того чтобы решать, что приготовить, будучи сытым, симулируйте сильный голод и усталость. Представьте, как вы приходите домой, чувствуете опустошение и желание съесть что-то быстрое и калорийное. У вас возникнут простые и здоровые варианты готовки или заказа еды, чтобы избежать импульсивных и менее здоровых решений.

Эта тема взята из курса по тренировке воображения, и в курсе она раскрывается дальше и предлагается больше упражнений. Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Подбросим дровишек в печь. Поленце № 3: Пять стадий горя, которые не помогут

пять стадий принятия горя
Концепция «пяти стадий принятия горя» — отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие — укоренилась в культуре настолько прочно, что кажется незыблемой истиной. Мы видим это в фильмах, в популярных статьях и в профессиональных консультациях, и пытаемся примерить на себя или близких, столкнувшись с потерей. Но что если эта схема — не более чем красивая история, имеющая мало отношения к реальному опыту скорби и способная принести больше вреда, чем пользы?

Модель была создана не для тех, кто горюет

Это самый важный и часто упускаемый факт. Психиатр Элизабет Кюблер-Росс разработала свою модель в 1969 году на основе бесед с неизлечимо больными пациентами, которые готовились к собственной смерти. Это были стадии, через которые проходил человек, осмысляя свой скорый уход из жизни.

Модель никогда не предназначалась для описания горя людей, которые потеряли близкого. Ее перенос на скорбящих — это фундаментальное искажение первоначальной идеи, которое произошло уже в массовой культуре без участия самой Кюблер-Росс. Люди взяли инструмент, созданный для одной ситуации, и стали применять его к совершенно другой, удивляясь, почему он не работает.

Отсутствие научных доказательств

За более чем 50 лет существования модели не появилось никаких убедительных научных данных, подтверждающих, что люди действительно проходят через эти пять стадий, и уж тем более — в указанном порядке.

Крупнейшие современные исследования горя, к примеру, работы профессора Колумбийского университета Джорджа Бонанно, показывают совершенно иную картину. Горе — не линейный процесс и не лестница, по которой нужно пройти. Большинство людей демонстрируют поразительную психологическую устойчивость. Их переживания больше похожи на хаотичные волны или «американские горки», где могут одновременно присутствовать и печаль, и принятие, и даже моменты радости. Нет никаких обязательных «станций», на которых нужно отметиться.

Потенциальный вред: «Ты горюешь неправильно»

Но главная опасность модели Кюблер-Росс — это ее предписывающий характер. Она создает неявное ожидание того, как «правильно» нужно горевать. Когда реальный опыт человека не совпадает с этой схемой, он может начать испытывать дополнительную тревогу и чувство вины.

  • «Почему я не чувствую гнева? Со мной что-то не так?»
  • «Я уже чувствую принятие, не слишком ли это быстро? Может, я недостаточно любил этого человека?»
  • «Я уже прошел стадию депрессии, почему она вернулась снова?»

Такие вопросы — прямой результат попытки втиснуть живой, сложный и уникальный опыт в прокрустово ложе вымышленной схемы. Вместо того чтобы дать себе право на любые чувства, человек начинает сверяться с «инструкцией», чувствуя себя еще более запутавшимся, одиноким и непонятым.

Какова реальность горя?

Современная наука описывает горе как крайне индивидуальный, динамичный и нелинейный процесс. Вместо стадий психологи говорят о:

  • Осцилляции (колебаниях): Человек постоянно переключается между переживаниями, сфокусированными на потере (боль, тоска), и задачами, ориентированными на восстановление и жизнь в новой реальности (решение бытовых проблем, поиск новых смыслов, выстраивание социальных связей).
  • Многообразии траекторий: Не существует единственно верного пути. Кто-то переживает острое горе месяцами, кто-то быстро восстанавливается, кто-то находит утешение в действии, кто-то — в уединении. И все эти проявления — совершенно нормальные реакции.

Модель Кюблер-Росс сыграла важную историческую роль: она помогла начать открытый разговор о смерти и умирании. Но как инструмент для понимания и проживания горя она не просто бесполезна — она вредна. Горе — это не болезнь со стадиями, которые нужно пройти, чтобы выздороветь. Это уникальный и личный путь адаптации к новой реальности, в которой нет места строгим правилам и вымышленным картам. Лучшая помощь, которую мы можем оказать себе или другому скорбящему человеку, — это отказаться от мифов и дать право на любые чувства, какими бы «неправильными» они ни казались.

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining