Tag Archives: курс по развитию воображения

Лебедь черный — новый белый

Продолжение. Первая часть, вторая часть

Вместо того чтобы пытаться предсказать непредсказуемое, что непрактично, как показал опыт, нужно изменить саму стратегию подготовки. Цель — не угадать событие, а построить такую систему (личную, финансовую, рабочую), которая, в идеале, будет устойчива к любым потрясениям и сможет извлекать выгоду из позитивных неожиданностей.

Поскольку метафору “черного лебедя” популяризовал Нассим Талеб, посмотрим, что думает он. Он считает, что надо перейти от хрупкости (когда система ломается от шока) к устойчивости (когда система выдерживает шок) и, в идеале, к антихрупкости (когда система становится сильнее после шока).

Практические шаги по Талебу: что делать с этим знанием?

Вот несколько ключевых принципов, которые можно применить в разных сферах жизни:

  1. Создавайте «подушку безопасности» и избыточность, а не сверхоптимизацию.
  • В финансах: Не вкладывайте все деньги в один, пусть и самый «надежный», актив. Имейте денежный запас на случай потери работы или неожиданных трат. Сверхоптимизированный бюджет без свободных средств — хрупок.
  • В бизнесе: Системы поставок «точно в срок» (just-in-time) очень эффективны, но крайне хрупки, что показал COVID-19. Наличие небольшого запаса или нескольких поставщиков — это не «неэффективность», а плата за устойчивость.
  • В жизни: Не планируйте свой день по минутам без единого свободного окна. Любая мелочь может разрушить весь ваш план.
  1. Используйте «стратегию штанги» (Barbell Strategy).

Это ключевая идея Талеба. Вместо того чтобы вкладываться в активы «среднего риска», разделите свои ресурсы на две крайности:

  • ~90% ресурсов вы вкладываете во что-то максимально надежное и консервативное (депозиты, государственные облигации). Эта часть защищена от негативных «черных лебедей».
  • ~10% ресурсов вы вкладываете в высокорискованные, но с потенциально огромной отдачей проекты (венчурные инвестиции, новый стартап, получение экспериментального навыка). Эта часть открывает вас для позитивных «черных лебедей».

Таким образом, вы минимизируете потери от плохих событий и максимизируете потенциальную выгоду от хороших.

Концепция хрупкости-антихрупкости может казаться красивой, но слишком удобной для объяснения случившегося. Несмотря на огромного черного лебедя в виде COVID-19, ни одно государство не сломалось, ни одна система государств не разрушилась окончательно, а напряжение было не больше, чем при последствиях предсказуемых событий. Поэтому если все системы оказались не особенно хрупкими, то смысл называть что-то “хрупким”? Напротив, несмотря на нелепые решения и глупости, которые совершали множество высокопоставленных чиновников, люди быстро адаптировались, и к пандемии, и к новым порядкам.

Как кажется мне, лучший урок из этого — увеличивать свою личную способность к адаптации. Поэтому: 

  1. Развивайте интеллектуальную скромность и не доверяйте слепо экспертам.

Помните, что прогнозы экспертов, особенно в сложных системах (экономика, геополитика), часто ошибочны. Относитесь к любым прогнозам будущего со здоровым скептицизмом. Принимайте решения на основе фактов и логики, но всегда держите в уме, что ваши знания (и знания других) ограничены.

  1. Постоянно учитесь и диверсифицируйте свои навыки.

В мире, где целые профессии могут устареть из-за одного технологического «черного лебедя» (как появление ИИ для некоторых сфер), самая надежная инвестиция — это способность быстро учиться новому. Не будьте специалистом только в одной очень узкой области. 

Кажется, что черных лебедей мы станем видеть все чаще, чем раньше. Но это не повод для страха и паранойи. Это призыв к действию: перестать быть наивным оптимизатором и стать прагматичным стратегом, который строит свою жизнь, карьеру и финансы так, чтобы не просто пережить шторм, а выйти из него еще более сильным.


Кино: как воображение оживает на экране


Кино — одна из самых сложных форм нереальности, которые изобрели люди
. Наш мозг оказался неожиданно восприимчив к тому, чтобы быть легко втянутым в нереальные миры, хотя кино существует всего-то чуть более 100 лет. Когда мы смотрим фильм, мы погружаемся в другую реальность, становясь другими людьми или существами, и переживаем события физически, хотя на самом деле сидим неподвижно перед экраном.

Наш мозг — машина для создания повествований. Он не просто пассивно воспринимает сенсорные данные, а конструирует реальность не только из ощущений, но и из историй. Эта «нейронная технология» позволяет нам ориентироваться в реальном мире, но также делает нас удивительно восприимчивыми к тому, чтобы быть втянутыми в нереальный мир.

Когда мы смотрим фильм, наш мозг не просто наблюдает; он симулирует, отражает и сопереживает. Области мозга, отвечающие за зрение, движение, память, предсказание и даже боль, активируются, как если бы события происходили на самом деле. Мы «отключаем недоверие» потому что мозг сразу начинает делать то, для чего он предназначен: осмыслять мир через ощущения и историю, и, неважно, если этот мир полностью выдуман.

Чтобы проделывать такую работу, мозг строит «модели событий» — ментальные представления текущей ситуации. Он их создает, и постоянно обновляет, в зависимости от изменения ситуации. Эти модели позволяют нам отслеживать персонажей, их местоположение, мотивы и сюжетную линию, даже когда камера резко меняет ракурс или время и пространство искажаются (например, при монтажных склейках). Наша способность быстро переключать и обновлять внутренние модели помогает мозгу легко воспринимать эти «скачки». 

Фильмы позволяют нам «практиковаться быть человеком». Они обостряют нашу эмпатию, дают пространство для «репетиции» эмоций, позволяют исследовать жизни, которые мы никогда не проживем, и принимать решения, с которыми никогда не столкнемся. Все это происходит в безопасной, ограниченной симуляции истории, что является прямым аналогом того, как работает наше воображение, позволяя нам мысленно исследовать различные сценарии.

Технологии не стоят на месте и нас ожидают грандиозные изменения: 

  • Полное погружение и активное участие: Граница между фильмами и играми будет стираться. Мы увидим иммерсивные 360-градусные дисплеи и получим контроль над происходящим на экране. Это приведет к еще более глубокому ощущению присутствия и вовлеченности, так как мозг, который и так постоянно пытается «контролировать» ситуацию даже при пассивном просмотре, получит реальную возможность влиять на нее.
  • Возможное исчезновение «общей литературы». Если каждый зритель сможет влиять на сюжет, то каждый будет переживать свою уникальную версию истории. Это может привести к потере «общей литературы» — единых сюжетов, которые все знают и могут обсуждать, как сейчас происходит с популярными фильмами сегодня. Но, скорее всего, возникнут новые формы «общего опыта», основанные на общих навыках или типах ситуаций. Скорее всего, несмотря на персонализацию сюжетов, будут создаваться единые точки,  с тем, чтобы не растерять до конца эту общность.
  • Размывание границ между вымыслом и памятью: Подобно тому, как сейчас люди могут ошибочно вспоминать моменты из фильмов как свои собственные воспоминания, будущие, еще более иммерсивные и интерактивные истории могут еще сильнее размыть эту грань. Фильмы уже сейчас «перестраивают наши когнитивные привычки», и эта способность будет только усиливаться, влияя на наше понимание мира и даже на нашу идентичность. Такой феномен как “имплантация ложных воспоминаний” получит более красивое название и станет обыденностью: когнитивной машиной времени, чтобы создавать необходимое прошлое для улучшения настоящего. 

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Мозг-конструктор: Как наш разум перестраивается, чтобы управлять любым телом

адаптация и воображение
В 1960-х годах канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд сделал революционное открытие, вставляя тонкие электроды в мозг пациентов во время операций. Он обнаружил, что мозг содержит
«карты тела» – соматосенсорную кору, отвечающую за ощущения от тела, и моторную кору, управляющую движениями.

Эти карты удивительны: соседние участки тела представлены соседними участками мозга. Но самое поразительное – эти карты не являются генетически предопределенными. Вместо этого они формируются и изменяются под влиянием опыта тела в мире. Например, если человек теряет руку в результате несчастного случая, области мозга, которые раньше контролировали эту руку, переключаются и начинают управлять соседними мышцами руки, такими как бицепс и трицепс, всего за несколько недель. Нейроны «переназначаются», чтобы управлять доступным «оборудованием».

«Моторное лепетание»: Как мозг учится управлять чем угодно

Этот принцип адаптации открывает двери для перестройки наших телесных планов. Мы видим это повсюду: в случае с Мэттом Штуцманом, который родился без рук, но стал лучшим в мире лучником, используя ноги и шею. Или с собакой Фэйт, родившейся без передних лап, которая научилась ходить на двух задних ногах, как человек. Эти примеры показывают, что мозг не «запрограммирован» на управление конкретным типом тела; он адаптируется, чтобы двигаться и взаимодействовать с миром с тем «оборудованием», которое у него есть.

Мы это делаем так же, как младенцы учатся говорить – через «моторное лепетание». Младенцы экспериментируют со своими конечностями: кусают пальцы на ногах, хлопают себя по лбу, трогают волосы. Они учатся, как их двигательные команды соотносятся с сенсорной обратной связью. Таким же образом мы учимся ездить на велосипеде – наш мозг адаптируется к новой, расширенной схеме тела, регулируя движения в ответ на обратную связь из мира, такую как «ты падаешь» или «ты врезаешься в мусорный бак».

Воображение как мостик к новым возможностям

Ключевым аспектом этой адаптации является роль воображения. В случаях с пациентами с синдромом «запертого человека» или параличом, исследователи смогли использовать мозговые сигналы для управления внешними устройствами.

  • Джонни Рэй, пациент с синдромом «запертого человека», мог управлять компьютерным курсором, просто воображая движение.
  • Мэтт Нейгел, парализованный бывший футболист, смог контролировать свет, открывать электронную почту и играть в видеоигры, благодаря электродам, имплантированным в его моторную кору. Он представлял движение своих мышц, что вызывало активность в его моторной коре, и исследователи могли «считывать» это намерение.
  • Женщина по имени Джен Шерман, парализованная из-за заболевания, получила контроль над протезной рукой, просто воображая движения. Ее мозг учился управлять новой конечностью так же, как он бы учился управлять велосипедом с обратным рулем или серфбордом.

Даже обезьяны, которым имплантировали электроды, могли управлять роботизированной рукой, чтобы взять зефир, используя только воображение, без какого-либо физического движения своих собственных рук. 

Будущее: Теле-конечности и виртуальные тела

Способность мозга интегрировать новые конечности не ограничивается восстановлением утраченных функций. Уже в 2008 году обезьяна с двумя нормальными руками использовала свои мысли для управления третьей, металлической рукой. Это напоминает Доктора Осьминога из Человека-паука, который мог управлять своими роботизированными щупальцами, выполняя при этом другие задачи своими обычными руками. То, что когда-то было чистой научной фантастикой, теперь становится реальностью.

Новые тела можно исследовать не только с помощью дорогих роботов, но и в виртуальной реальности (VR). В виртуальном пространстве можно мгновенно и недорого внести массовые изменения в свой телесный план. Представьте, что вы смотрите в VR-зеркало и видите себя с огромной рукой размером со строительный кран, или становитесь восьминогим лобстером, или даже мухой с крыльями. В течение нескольких минут «моторного лепетания» перед VR-зеркалом, мозг убеждается, что вы действительно обитаете в новом теле.

Это понятие, известное как «гомункулярная гибкость» (homuncular flexibility), описывает поразительную эластичность представления мозга о собственном теле. Исследователи показали, что люди могут научиться точно управлять третьей рукой в VR всего за три минуты. Нет никаких пределов физическим данным или телесным планам, которые можно исследовать.

Суть самости: Что мозг может контролировать, становится частью «Я»

Этот процесс ведет к глубокому пониманию нашего «Я»: то, что тело может контролировать, становится самим собой. Это основано на предсказуемости: если сигналы из моего мозга вызывают предсказуемое событие во внешнем мире, это становится частью меня.

Если мы создадим роботизированные крылья и научимся управлять ими своим воображением, как своими руками, мы сможем летать над городом. Наше потомство не будет ограничено границами своих тел, а сможет распространиться по всей вселенной, управляя тем, что находится под их контролем.

Мы вступаем в эру, когда наши виртуальные идентичности не будут ограничены телами, которые мы унаследовали в результате долгого эволюционного пути. Вместо этого мы можем ускорить эволюцию от эонов до часов, исследуя тела, которые Мать-природа и представить себе не могла, делая виртуальные аватары реальными для нашего мозга.


Воображение и разрыв эмпатии

ментальная симуляция, воображение

Многие думают о воображении как мечтании о чем-то несбыточном, как что-то относящееся к  художественному творчеству или детским фантазиям. Но воображение — фундаментальная когнитивная способность, критически важная для прогнозирования, планирования и адаптации к меняющимся условиям. В основе лежит ментальная симуляция – способность мозга создавать внутренние представления событий, действий и состояний, которые могут не происходить в данный момент. Ментальная симуляция —  активный процесс, способный влиять на наши предпочтения и поведение.

Разрыв эмпатии и телесные состояния

Наши предпочтения и поведение в значительной степени определяются текущими внутренними телесными ощущениями, такими как голод, жажда, холод, боль или сексуальное возбуждение. У нас происходит недооценка того, как эти состояния влияют на наши будущие решения. Это явление известно как «разрыв эмпатии».

Например, человек, находящийся в комфортной и сытой обстановке, может недооценивать, насколько сильно голод повлияет на его выбор еды или размер порции. Аналогично, планируя поездку в холодный климат, находясь в тепле, трудно в полной мере осознать потребность в теплой одежде. Исследования показывают, что даже при наличии предыдущего опыта сильных телесных состояний, таких как боль, люди демонстрируют удивительно низкую способность ярко вспомнить это состояние или предсказать, как оно повлияет на кого-либо (включая их самих), когда они не испытывают его в данный момент.

Этот когнитивный разрыв приводит к субоптимальным суждениям и решениям, поскольку текущее телесное состояние искажает нашу способность адекватно прогнозировать будущие предпочтения. Предупреждения о влиянии телесных состояний или простое воспоминание о них, как правило, не помогают преодолеть этот разрыв. Но, как показывают исследования, целенаправленная ментальная симуляция может служить заменой реальному опыту.

Ментальная симуляция как замещение опыта

Ментальная симуляция – это не просто воспоминание о прошлом или предсказание будущего, это «подражательное представление» реальности. Воображая событие в деталях, можно вызвать те же последствия, что и при реальном переживании, хотя и в меньшей степени. Этот феномен, известный как «симуляция как замещение» (simulation-as-substitution), наблюдается в различных областях:

  • Физическая практика: Ментальная репетиция может заменить физическую практику игры на музыкальных инструментах или выполнения сложных хирургических операций.
  • Привыкание: Симуляция многократного потребления пищи приводит к привыканию к этой пище, подобно реальному потреблению.
  • Физиологические эффекты: Воображение паука или болезненного опыта может увеличить активацию симпатической нервной системы. Симуляция укуса лимона может вызвать слюноотделение.

Это работает, потому что ментальная симуляция задействует те же нейронные сети, которые активируются при реальном опыте. Это позволяет создавать правдоподобные альтернативные реальности, воображая конкретные и специфические события.

Прервем теорию практическим упражнением:

Упражнение 1: Симуляция телесных состояний для лучшего планирования

Цель: Преодоление «разрыва эмпатии» и улучшение прогнозирования собственных предпочтений и поведения в различных висцеральных состояниях.

Инструкция: 

  1. Выбор состояния: Выберите телесное состояние, которое вы не испытываете в данный момент, но которое может повлиять на ваше будущее решение. Примеры: жажда перед длительной прогулкой, зуд (от комариных укусов) перед походом в лес. 

Примеры телесных состояний:

  • Жажда: Ощущение потребности в воде.
  • Тошнота: Неприятное чувство в желудке, часто предшествующее рвоте.
  • Усталость/Утомление: Ощущение снижения энергии и потребности в отдыхе.
  • Сонливость: Сильное желание спать.
  • Сексуальное возбуждение: сильное, захватившее все внимание желание секса
  • Боль (общая, разлитая): Например, головная боль, мышечная боль, боль в животе.
  • Зуд: Неприятное ощущение, вызывающее желание почесаться.
  • Головокружение: Ощущение неустойчивости, вращения.
  • Одышка/Удушье: Ощущение нехватки воздуха.
  • Ощущение наполненности/распирания: Например, в мочевом пузыре или кишечнике, вызывающее потребность в опорожнении.
  • Чувство жжения/изжога: Ощущение жжения в пищеводе.
  • Озноб: Ощущение холода и дрожи, часто связанное с лихорадкой.
  • Приливы жара: Внезапное ощущение тепла, часто сопровождающееся покраснением кожи, потоотделением.
  • Чувство дискомфорта в желудке: Неопределенное неприятное ощущение, не обязательно тошнота.
  • Мышечные судороги: Непроизвольное сокращение мышц, вызывающее боль.
  • Ощущение покалывания/онемения: Например, в конечностях.
  • Сердцебиение/тахикардия: Субъективное ощущение учащенного или сильного биения сердца.
  • Чувство давления (например, в голове, груди): Ощущение сдавливания.
  • Чувство жжения в мышцах после нагрузки: Вызванное накоплением метаболитов.
  1. Детализация сценария: Представьте себя в ситуации, когда вы испытываете это состояние. Используйте все сенсорные каналы:
    Зрение: Что вы видите? (например, пустой холодильник, темное небо, снег за окном).
    Слух: Что вы слышите? (например, урчание в животе, стук зубов, скрип снега под ногами).
    Осязание: Что вы чувствуете? (например, слабость в теле, дрожь, холодный ветер на коже).
    Обоняние/Вкус: Какие запахи или вкусы присутствуют? (например, запах еды, которой нет, ощущение сухости во рту).
    Эмоции: Какие эмоции вы испытываете? (например, раздражение от голода, дискомфорт от холода). 
  2. Принятие решения: В этом симулированном состоянии примите решение или спланируйте действие. Например, если вы симулируете сильный голод перед походом в магазин, представьте, как вы будете выбирать продукты, и какие именно продукты вы купите. Если вы симулируете холод, представьте, какую именно одежду вы наденете и сколько слоев. 
  3. Анализ: Сравните это решение с тем, которое вы приняли бы в нейтральном состоянии. Отметьте различия и сделайте выводы о влиянии висцерального состояния.

Пример: Планирование ужина после долгого рабочего дня. Вместо того чтобы решать, что приготовить, будучи сытым, симулируйте сильный голод и усталость. Представьте, как вы приходите домой, чувствуете опустошение и желание съесть что-то быстрое и калорийное. У вас возникнут простые и здоровые варианты готовки или заказа еды, чтобы избежать импульсивных и менее здоровых решений.

Эта тема взята из курса по тренировке воображения, и в курсе она раскрывается дальше и предлагается больше упражнений. Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Подбросим дровишек в печь. Поленце № 3: Пять стадий горя, которые не помогут

пять стадий принятия горя
Концепция «пяти стадий принятия горя» — отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие — укоренилась в культуре настолько прочно, что кажется незыблемой истиной. Мы видим это в фильмах, в популярных статьях и в профессиональных консультациях, и пытаемся примерить на себя или близких, столкнувшись с потерей. Но что если эта схема — не более чем красивая история, имеющая мало отношения к реальному опыту скорби и способная принести больше вреда, чем пользы?

Модель была создана не для тех, кто горюет

Это самый важный и часто упускаемый факт. Психиатр Элизабет Кюблер-Росс разработала свою модель в 1969 году на основе бесед с неизлечимо больными пациентами, которые готовились к собственной смерти. Это были стадии, через которые проходил человек, осмысляя свой скорый уход из жизни.

Модель никогда не предназначалась для описания горя людей, которые потеряли близкого. Ее перенос на скорбящих — это фундаментальное искажение первоначальной идеи, которое произошло уже в массовой культуре без участия самой Кюблер-Росс. Люди взяли инструмент, созданный для одной ситуации, и стали применять его к совершенно другой, удивляясь, почему он не работает.

Отсутствие научных доказательств

За более чем 50 лет существования модели не появилось никаких убедительных научных данных, подтверждающих, что люди действительно проходят через эти пять стадий, и уж тем более — в указанном порядке.

Крупнейшие современные исследования горя, к примеру, работы профессора Колумбийского университета Джорджа Бонанно, показывают совершенно иную картину. Горе — не линейный процесс и не лестница, по которой нужно пройти. Большинство людей демонстрируют поразительную психологическую устойчивость. Их переживания больше похожи на хаотичные волны или «американские горки», где могут одновременно присутствовать и печаль, и принятие, и даже моменты радости. Нет никаких обязательных «станций», на которых нужно отметиться.

Потенциальный вред: «Ты горюешь неправильно»

Но главная опасность модели Кюблер-Росс — это ее предписывающий характер. Она создает неявное ожидание того, как «правильно» нужно горевать. Когда реальный опыт человека не совпадает с этой схемой, он может начать испытывать дополнительную тревогу и чувство вины.

  • «Почему я не чувствую гнева? Со мной что-то не так?»
  • «Я уже чувствую принятие, не слишком ли это быстро? Может, я недостаточно любил этого человека?»
  • «Я уже прошел стадию депрессии, почему она вернулась снова?»

Такие вопросы — прямой результат попытки втиснуть живой, сложный и уникальный опыт в прокрустово ложе вымышленной схемы. Вместо того чтобы дать себе право на любые чувства, человек начинает сверяться с «инструкцией», чувствуя себя еще более запутавшимся, одиноким и непонятым.

Какова реальность горя?

Современная наука описывает горе как крайне индивидуальный, динамичный и нелинейный процесс. Вместо стадий психологи говорят о:

  • Осцилляции (колебаниях): Человек постоянно переключается между переживаниями, сфокусированными на потере (боль, тоска), и задачами, ориентированными на восстановление и жизнь в новой реальности (решение бытовых проблем, поиск новых смыслов, выстраивание социальных связей).
  • Многообразии траекторий: Не существует единственно верного пути. Кто-то переживает острое горе месяцами, кто-то быстро восстанавливается, кто-то находит утешение в действии, кто-то — в уединении. И все эти проявления — совершенно нормальные реакции.

Модель Кюблер-Росс сыграла важную историческую роль: она помогла начать открытый разговор о смерти и умирании. Но как инструмент для понимания и проживания горя она не просто бесполезна — она вредна. Горе — это не болезнь со стадиями, которые нужно пройти, чтобы выздороветь. Это уникальный и личный путь адаптации к новой реальности, в которой нет места строгим правилам и вымышленным картам. Лучшая помощь, которую мы можем оказать себе или другому скорбящему человеку, — это отказаться от мифов и дать право на любые чувства, какими бы «неправильными» они ни казались.

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining