Метро предоставляет уникальную возможность наблюдать за людьми из разных социальных групп, в самых разных и повторяемых ситуациях, как в спокойные часы, так и в часы пик. Не случайно психологи любят проводить там эксперименты.
Так, было неоднократно подтверждено, что чем длиннее путешествие, тем выше стресс. Его еще больше увеличивает наполненность вагона, и переход с одной ветки на другую. Поэтому если есть возможность избежать пересадки, следует этим воспользоваться, для своего же здоровья.
Ученые изучали, как мы манипулируем своим пространством, весьма ограниченном в таких условиях: оказалось, что когда мы случайно касаемся других людей, чаще всего (и более приемлемо) это происходит между людьми одного пола, и одной расы.
Недавнее исследование в парижском метро обнаружило, что это весьма романтическое место: сиденья ближе к двери предлагают высокую вероятность нового романтического знакомства! Стоит заметить все же, что исследование провел департамент метро, заинтересованный в увеличении пассажиров.
Многие слышали про эксперимент, проведенный в 2007 году: всемирно известный скрипач Джош Белл встал в переходе метро Вашингтона. Экспериментаторы хотели понять, как мы ценим красоту вокруг нас, и отмечали, кто из пассажиров остановится и станет слушать. Джош играл на скрипке ценой в 3,5 миллиона долларов, а на его концерт в Бостоне только что были проданы все билеты по 100 долларов. В метро в тот день он заработал почти 32 доллара! Ну, а что они хотели – мы пользуемся метро, чтобы пересекать пространства, а не слушать музыку.
Ученые из Университета в Карлстаде в Швеции попросили 106 добровольцев, обычно пользующихся автомобилем, попробовать поездить на общественном транспорте в течение месяца. Их соблазнили бесплатным проездным. Перед испытанием их спросили, насколько они будут удовлетворены таким опытом. Люди ошиблись – через месяц их оценка безопасности, времени в пути, чистоты, удобства и ощущений в целом было выше, чем они предсказывали. Любопытно, что оценка росла со временем – чем больше они пользовались общественным транспортом, тем больше им это нравилось.
Одно из самых известных исследований в метро провел Стэнли Мильграм (на фото слева), тот самый автор классического и знаменитого эксперимента по подчинению авторитету власти. Идея пришла ему после разговора со своей матерью, которая пожаловалась, что ей никто не уступил место в вагоне метро. «А что если просто попросить человека уступить свое место?», подумал он, и поручил провести пилотное исследование одному своему студенту, затем другому, но они все бросали, не доводя эксперимент до конца, оправдываясь тем, что это невероятно тяжело. Мильграм решил взяться за дело сам, собрал студентов, и рассказал, как он это видит: нужно будет подходить к сидящему пассажиру и говорить: «Извините, вы не могли бы уступить мне место»? Студенты не выказывали энтузиазма и пытались отшучиваться: «Спросить такое в Нью-Йоркском метро? Вы хотите нашей смерти?»
Мильграм, которому в то время было 39 лет, убедил их своим примером, что ничего страшного в этом нет. Он выбрал себе цель, подошел и обнаружил, что тело его не слушается – он просто не мог произвести ни слова. Спрашивать такое означало нарушить неписанные, но жесткие правила поведения незнакомых людей в местах большого скопления — не просить их о чем-либо. Он смог справиться с собой, и, к своему удивлению, без возражений, получил место. Он сел, и ему хотелось провалиться под землю. Было чувство, что он совершил что-то недостойное. Эксперимент стал проводиться, и результаты не заставили себя ждать: 68% людей уступали место или подвигались! Молодые и пожилые, мужчины и женщины уступали свои места в полном вагоне молодому студенту или студентке!
Студенты чувствовали себя также, как Мильграм – их охватывало оцепенение, тошнота и ломался голос. Фактически, они все перенесли настоящую психологическую травму, и, в подтверждении этого говорит факт, что когда их, уже профессоров и заслуженных ученых спрашивали об этом, воспоминания были так живы, а ощущение так явственно, как будто это было вчера. Один студент высказал предположение, что возможно, когда он с трудом произносил эти слова, он выглядел настолько неважно, что люди уступали ему место. Однако, причина все же не в этом. В другом условии студент протягивал записку с такими же словами, и результат – 50% уступали место или подвигались. В еще одном из условий студенты говорили несколько другую фразу, держа в руках книжку: «Извините, могли бы вы уступить мне место? Я не могу читать книжку стоя». В ответ на это только 38% уступили место. Луше всего работала просьба без объяснения причин.
В 2004 году этот же эксперимент повторили два репортера газеты Нью-Йорк Таймс. Он, конечно, не был строго научным, но результаты оказались такими же интересными – 13 из 15 человек уступили место. Как заметил один из журналистов, «кажется, Нью-Йорк стал еще более дружелюбным местом». Так, один парень сидел со своей девушкой, но в ответ на просьбу встал, ошарашенный, и сказал, что такого ему еще в жизни не приходилось слышать!
Если вы думаете, что Нью-Йорк нам не указ, то вам тем более будет интересно узнать, что российские психологи из Государственного академический университет гуманитарных наук в Москве Александр Воронов, и Татьяна Аль-Батал повторили эксперимент в мае 2010 года. Студенты (средний возраст 20 лет) на всех ветках метро, в вагонах подходили к сидящему человеку и говорили: «Извините, пожалуйста, вы не уступите мне место»? Результат — 72%.
До начала эксперимента ученые опросили группу людей оценить, сколько людей уступит место. Если просит молодая девушка – думали, что будет 50%, а оказалось 81%. Если просит места молодой человек, думали, что 10%, в реальности же – 58%.
В Москве джентльменов ничуть не меньше чем в Нью-Йорке – места женщинам любого возраста уступают охотнее, чем мужчинам. Люди, уступающие места были разные и никаких отличий – ни в возрасте, ни в половой принадлежности, не было выявлено в обоих городах.
Пара интересных фактов: к вечеру процент уступающих место падает, а чем дольше человек живет в Москве, тем менее охотно он уступает место.
Ссылки:
Статья про эксперимент в Московском метро.
Статья в Русском Репортере об этом эксперименте.
Статья в New York Times про Нью-Йоркское метро.
Статья про психологию в метро в Slate.
Evans, Gary W.; Wener, Richard E. (2006). Rail commuting duration and passenger stress. Health Psychology, Vol 25(3), 408-412.
Maines, D. (1977). Tactile relationships in the subway as affected by racial, sexual, and crowded seating situations. Environmental psychology and nonverbal behavior, 2(2), 100-108. doi: 10.1007/bf01145826.
Pedersen, T., Friman, M., & Kristensson, P. E. R. (2011). Affective Forecasting: Predicting and Experiencing Satisfaction With Public Transportation1. Journal of Applied Social Psychology, 41(8), 1926-1946.