Tag Archives: модификация поведения

Вести с полей. Комната

После долгих размышлений, разговоров и приготовлений, запускаю новый проект, Комнату. Идея и желание сделать ее появилась уже много лет назад, но путь был извилистый. Я писал об этом проекте в общем (ссылки — в конце статьи), и, естественно, все это время пробовал, ошибался и учился на ошибках.

Итак, это будет комната для экспериментальных процедур с психологическими методами оздоровления и омоложения. 27 методов и факторов (на данный момент) будут контролируемо влиять на состояние человека, с тем чтобы активировать или усилить процессы оздоровления.

Идея основывается на способностях нашего организма к самовосстановлению. Эти способности работают постоянно, они многообразны и мощны, и, по сути, они — неотъемлемая характеристика человека. Мы просто пытаемся немножко хакнуть и оттюнинговать эту способность.

Примеров того, что это возможно, довольно много:

  • Один из самых ярких – плацебо.
  • Манипуляции с восприятием времени, которые могут изменять уровень целого рода гормонов и функций.
  • Определенные словесные и тактильные манипуляции (например, в Вести с полей. Место силы)
  • Структурированное и целенаправленное воображение

комната, вид сверху

В Комнате (на фото выше – как пример) будет использована разнообразная сенсорная депривация, несколько видов прайминга, модификация когнитивных предпочтений и много чего другого. Только психологические методы — никаких таблеток, генной инженерии или радиации.

Мозгу будет настойчиво предлагаться заняться оздоровлением и омоложением, иногда — в лоб, иногда украдкой, иногда — путем беззастенчивых манипуляций и обмана. За каждым методом стоят научные исследования, десятки или сотни часов экспериментов. Например, мы знаем, что через какое-то время помещения в комнату у человека, как правило, начинается скука. Мы ее культивируем, а затем начинаем воздействовать одним из методов — теперь мозг, голодный до стимуляции, будет более восприимчив. Новые методы — на подходе. Так, уже планируется и апгрейд, с использованием виртуальной реальности.

Часть идей, которые будут применяться в Комнате, были получены в ходе структурированных размышлений о будущем, в соответствии с упражнениями курса Дизайн личного будущего, за что ему спасибо. Например, стало понятно, что в среднесрочном будущем часть задач по здоровью будет решаться манипуляцией поведения, потому что мы все равно еще не будем представлять всей картины. Мы не знаем, как химически или с помощью редактирования на уровне генов повлиять, скажем, на грелин, гормон, связанный с аппетитом (и не только с ним), повлиять так, чтобы это не привело к каскаду непредвиденных последствий. Мы просто не понимаем все про его роль в многочисленных процессах. А вот психологическими методами мы можем безопасно вертеть им так, что будем достигать и своей цели, и не создавать побочных эффектов.

Комната – это необходимость, потому что оказалось, что методы воздействия, применяемые в течение обычного дня повседневной жизни,  просто не преодолевают порог активации. Слишком много всего отвлекает, это всё равно что пытаться ремонтировать машину на полном ходу. В комнате мы максимально ограничиваем посторонние факторы и не оставляем другого выбора, кроме нужного.

Я проводил несколько раз эксперименты с сенсорной депривацией, и пробовал пользоваться эффектами, которые она порождает, для развития способностей. Каждый, кто пробовал, знает, как сложно организовать сам процесс, когда практически невозможно устранить звуки, и с ограничением света тоже все сложно, не говоря уже о других, более интересных вариантах. Даже випассану надо «проходить» в специальных местах, а она — лишь бледная тень того, что можно делать.

Так что даже краткое и не самое плотное по событиям посещение Комнаты создает буквально незабываемый позитивный опыт самопознания, не говоря уже о другой пользе. Можно смело утверждать, что после посещения комнаты у человека улучшатся показатели здоровья. Настолько, что нет в мире лекарства, которое за столь короткое время могло бы привести в норму анализы крови по критическим биомаркерам. В принципе, готов поставить на это, и меня устроит любой исход: если я окажусь прав, — отлично, а если нет — значит станет понятно, что надо допиливать.

Сейчас буду доводить презентациию до ума и начну изыскивать средства Необходимо около 1,3 млн рублей для конструкции, закупки аппаратуры и софта, и проч. Есть исчезающая вероятность, что это будет в России.

Было бы также интересно какое-то взаимодействие (кооперация, сотрудничество и проч.) с теми, кому это интересно.

Что писал ранее об этом же проекте:

Кому нужна молодость от 11 сентября 2012 года.
С Новым молодым годом от 31 декабря 2013 года.
Искусство не замечать главное от 15 января 2014 года.
Вести с полей. Что делать в новом году от 21 декабря 2016 года.


Food Game: обновление

Приложение Food Game

Вышло обновление приложения Food Game. Теперь играть еще легче, а эффект — еще сильнее. Серьезно, пообещайте себе 2 минуты (Две минуты) в день играть в любую из игр, и мы гарантируем, что в течение месяца вы съедите заметно больше полезной еды и хотя бы несколько раз уверенно откажетесь от вредной. И немного похудеете, если это актуально.

Скачивайте и пользуйтесь.


Где живут эмоции и мастерство

бутербродНедавно делал ай-трекинговое исследование и решил попробовать новый дизайн, при котором главная задача участника — следить за перемещениями креcтиков и ноликов и не обращать внимания на возникающие на периферии картинки. Направление слежения — по вертикальной оси на одинаковом расстоянии от картинок.
На самом деле, как бы четко не выполнялись эти инструкции, движения глаз отклоняются к той или иной картинке, и целый ряд исследований выяснил, что такие отклонения идут к наиболее эмоциональной картинке. Тестировались как рекламные материалы, так и различные фотографии.

Что любопытно, но эффект, который можно видеть ниже, в такой сильной мере возник только у рекламных макетов. Макеты я сделал искаженными, потому как коммерческие интересы и все такое, но можно сказать, что на макете В были изображены товары, с различными слоганами и информацией о скидке, а на макете А дополнительно были использованы человеческие руки. Причем находились эти руки в левом поле макета А, и когда руки оказываются дальше от линии слежения, девиация резко возрастает.

сравнение макетовТаким образом, можно сказать, что макет с руками вызывает больше эмоциональной реакции на подсознательном уровне. Это означает, что он, с большей вероятностью, будет привлекать внимание и запоминаться, а также, возможно, побуждать к совершению действий, к которым реклама призывает.

Все это происходит в течение первых 500 миллисекунд просмотра, вернее, даже от 300 до 500 миллисекунд. Этот период – весьма интересный. Те, кто в курсе теорий о свободе воли и экспериментах Бенджамина Либе (Libet), о которых я постарался рассказать (Расставание с иллюзиями), знают, что именно в этот промежуток, от 300 до 500 мс, происходят любопытные вещи, которые еще не зарегистрированы нашим сознанием. Фактически же, мы живем в прошлом, отставая от реальных процессов вокруг нас на эти 300-500 мс.

график результатов тренировокНедавно я разработал приложение по модификации поведения, и, в частности, импульсивного, и последний месяц активно его тестирую. Недавно, через восемь часов чистого времени тренировок, скорость реакции на определенные стимулы приблизилась к 500 миллисекундам. Это ожидаемый и позитивный результат, на который я надеялся – в самом начале эта же реакция была в районе 600 мс. И вот вчера (уже через 10 часов тренировок) я впервые ушел за 500 мс, достигнув 498 мс. Теперь буду стараться там и держаться, и ждать проявления других феноменов.

500 мс и меньше — это время, когда наше сознание еще не включается в процесс принятия решения, в полной мере. Это ощущается: самые эффективные результаты достигаются, когда находишься в некоем диссоциативном состоянии. Так, я чаще ловлю себя на том, что заканчиваю сессию тренировки, задумавшись о чем-то, и совершенно не помню, как я нажимал сотни раз разные клавиши клавиатуры. Это знакомая многим вещь: садишься в машину, задумался о чем-то, и ты уже дома, и ничего не помнишь о том, как ехал.

Так и здесь: потратив часы, я увидел, просто «кожей почувствовал», насколько сильно во мне (и, конечно не только во мне) сидит импульсивное рефлекторное поведение, и как самоконтроль падает за пару минут, и сразу же начинаешь делать ошибки. А вот уже около 500 мс ошибок становится меньше, и нагрузки на самоконтроль нет. Всё от того, что самоконтроль не требуется – процесс обслуживается большей частью подсознательно. Это свидетельство мастерства в этом весьма специфичном навыке. И это вторжение в эмоциональную сферу, способности в какой-то мере ими управлять. Так, одна из задач приложения – сделать это по отношению к еде, и снизить эмоциональную привязанность и импульсивность к определенной, скажем так, «плохой» еде. Для этого я, например, временно отказался от всяких ограничений в еде, чтобы понаблюдать эффект, и сбросил за месяц как минимум 1,5 кг (разумеется, с учетом колебаний веса, который я замеряю уже давно) не меняя ничего в питании (хотя это мне так кажется, что не меняя). Не бог весть какая цифра, но любопытно, куда это все пойдет дальше.

Я упоминал вскользь об этом эксперименте ранее, про то, как нездоровая пища может «притворяться» здоровой.
Вот, например, очень легко отказаться от бутерброда, на фото в начале статьи.
Но вот эти ниже – посмотрите, как они банально маскируются под «хорошие»:

бургер и майонез
Особенно меня удивил майонез – он часто меня «подлавливает», хотя я его почти не употребляю, ну, только в гостях, когда попадается. Понятно, почему ему это удается, сознательно, но подсознание пока не понимает, в чем подвох.

Путь к мастерству, увы, не лежит в считанных минутах тренировок чему бы то ни было. Когда мы тренируем себя, мы даем нашему мозгу сигналы о том, что эта деятельность важна, и мы хотим достичь в этом успехов. Только тогда он воспримет это серьезно и будет помогать нашим сознательным целям. У мозга невероятно огромное количество задач, действительно важных, в основном, связанных с выживанием. Когда мы сознательно пытаемся увлечь его какой-то задачей, ценность которой мозгу не столь очевидна, ему это надо искусно «продать». Пара человек параллельно со мной участвует в тестировании, но уделяют этому слишком мало времени и еще меньше мотивации. В итоге, как показывает месяц тестирования – зря теряют время, получая не результаты, а только раздражение. А занятия чем-то по 15 минут или по часу в неделю – это не тот случай, когда мозг станет считать то, что мы делаем, чем-то важным.