В книге Гигерензера (2007) приводится такой пассаж, история, которую он предлагает оценить с моральной точки зрения:
Анна и Александр – брат и сестра. Они отучились год в университете и сейчас, на летних каникулах, путешествуют по Европе. Однажды, оказавшись в романтическом местечке, они решили заняться сексом и использовали как противозачаточные таблетки, так и презервативы, чтобы быть точно уверенными, что Анна не забеременеет. Им это понравилось, но они решили никогда так больше не делать. Они хранят это в секрете, что делает их ещё более близкими.
Что вы об этом думаете? Это нормально, что они занялись сексом?
У многих (но не у всех) это вызывает моментальное чувство отвращения, неправильности и/или неприязни. Иногда эти чувства даже переносятся на автора такого сообщения (не надо!). Но почему? Египетская династия Птолемеев считала это нормальным, да и многие европейские династии прошли через это, продолжая править народом и установкой моральных ценностей.
Мы чувствуем неправильность, хотя не можем объяснить ни себе, ни другим, почему; и особенно, почему до сих пор? Сегодня такая пара могла бы совершено нормально функционировать в обществе, не опасаясь генетического возмездия в детях. Вероятно, моральная интуиция, как и любая другая интуиция, в логике не нуждается и оперирует эвристиками, сложившимися в культурном опыте. Это любопытно – я телесно ощущаю неприятие такой идеи, но откуда это неприятие взялось? Потому что мне в детстве сказали так не делать? Ну, может быть, один раз. Мне в детстве много чего говорили не делать, гораздо чаще и настойчивее, и это не всегда работало.
Интересно было понять природу такого отвращения и неприятия, чтобы впоследствии инсталлировать такие ощущения для полезных дел: чиновникам – для отвращения к взяткам и воровству, курильщикам и алкоголикам – к курению и водке, и прочее.
Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings: the intelligence of the unconscious. New York: Viking. Стр.190.
На фото – сцена из сериала Подпольная империя (Boardwalk Empire).