Tag Archives: мужественность

Иллюзия агрессивности

герои комиксовЛица у нас всех разные, и, соответственно, пропорции тоже. Лица, где соотношение ширины к высоте превышает некий порог, кажутся нам угрожающими. Чем выше такое соотношение, тем менее мы склонны доверять такому человеку, чувствуем агрессивность и физическую опасность, от него исходящую.

И это не просто восприятие: так, исследование намибийского племени !Kung San показало, что мужчины с широкими лицами реально более склонны к физическому насилию (Christiansen & Winkler, 1992). Другое исследование обнаружило, что такие мужчины меньше других погибают в смертельных столкновениях с другими (Stirrat, Stulp, & Pollet, 2012)! Эволюционно, иметь агрессивное лицо адаптивно — зачем вступать в бой, тратить ресурсы и рисковать жизнью, если один твой вид снимает многие вопросы у потенциального оппонента?

В серии экспериментов ученые (Hehman, Leitner, & Gaertner, 2013) попытались за счет наклона головы изменять это соотношение и проверять изменения восприятия. Лица, наклоненные вперед или назад, воспринимаются нами как более угрожающие. Наклон увеличивает соотношение ширины к высоте лица (facial width-to-height ratio (fWHR). Фактически, это иллюзия восприятия, ведь ни ширина, ни высота лица от этого физически не меняются, но, как и всякая иллюзия, это работает.

Изменение наклона головы меняет восприятие намерений человекаСоздав серию фотографий, как, например, показано выше, и показывая их участникам эксперимента в случайном порядке, с просьбой оценить угрозу, ученые выяснили следующее:

  • Мы самопроизвольно наклоняем голову вперед или назад, пытаясь выглядеть более угрожающими, в соответствующих ситуациях.

  • Действительно, наклон головы увеличивает восприятие лица как более угрожающего.

  • Люди с широким лицом, наклоняя его вниз, достигают максимального эффекта.

  • Люди с узким лицом наклоняют его больше, чем люди с широким, с тем чтобы увеличить соотношение ширины с высотой.

  • Наклон головы вперед работает для этого эффекта чуть лучше, чем наклон назад, для мужчин.

  • Женщины, отклоняя голову назад, достигают большего эффекта, чем при наклоне вперед, и чем мужчины вообще. Это объясняется тем, что это делает их лицо более мужественным и, значит, более угрожающим, по контрасту с обычным положением головы и присущей этому женственностью.

Hehman, E., Leitner, J. B., & Gaertner, S. L. (2013). Enhancing static facial features increases intimidation. Journal of Experimental Social Psychology, 49(4), 747-754. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.02.015.

Christiansen, K., & Winkler, E. M. (1992). Hormonal, anthropometrical, and behavioral correlates of physical aggression in !Kung San men in Namibia. Aggressive Behavior, 18, 271–280.

Stirrat, M., Stulp, G., & Pollet, T. V. (2012). Male facial width is associated with death by contact violence: Narrow-faced males are more likely to die from contact violence. Evolution and Human Behavior, 33, 551–556.


Партийность на лице

Мишель Бакман (Michele.Bachmann)Исследователи из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (Carpinella & Johnson, 2012) взяли фотографии каждого конгрессмена США (111-го созыва). Всего было 434 человека, из них 74 женщины. У республиканской партии оказалось 17 женщин, а у демократов – 57.

Используя программу FaceGen Modeller, которая оценивает характеристики лица на основе большой базы данных, ученые оценили мужественность и женственность каждого лица. Затем эти данные сравнили с партийной принадлежностью. Самой сильной находкой явилось то, что женщины Республиканской партии более женственны.

Типичность мужских и женских черт в зависимости от политической принадлежностиДругой эксперимент показал, что люди могут по лицу человека определять его партийную принадлежность, с вероятностью выше случайности аккуратности, особенно женщин, конгрессменов от Республиканской партии.

Ну и как такое можно объяснить?! Однако объяснение у авторов есть – демократическая партия США ассоциируется с социально-либеральной политикой, направленной на уравнивание прав полов. Республиканцы – консерваторы и поддерживают традиционные роли мужчин и женщин. Вероятно, определенная политика притягивает соответствующих ей внешне людей.

Carpinella, C. M., & Johnson, K. L. (2012). Appearance-based politics: Sex-typed facial cues communicate political party affiliation. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.009]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 10 September 2012.


Ах вот почему некоторые люди ходят в спортзал! :)

человек в костюме отжимаетсяГруппа американских ученых, исследующих расизм, проверяла одну из гипотез о том, что мужчины, испытывающие расизм по отношению к себе, могут воспринимать это как угрозу своей мужественности (Goff, Di Leone, & Kahn, 2012).

И оказалось, что те, кто испытывает расовую дискриминацию, более чувствительны к угрозам их мужественности и более вовлечены в соблюдение мужских норм поведения. И это может выражаться даже в повышенном внимании к своему телу – так, в эксперименте, черные, не осознавая этого, делали тем больше отжиманий, чем сильнее воспринимали предполагаемую угрозу их мужественности. Исследование также показало, что высокий социальный статус человека или группы, к которой он принадлежит, снимает необходимость такого доказывания.

Goff, P. A., Di Leone, B. A. L., & Kahn, K. B. (2012). Racism leads to pushups: How racial discrimination threatens subordinate men’s masculinity. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.03.015]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 1 April 2012.

Photo by  Diego Cervo/Blend