Отвращение – это эмоциональная и физиологическая реакция организма для защиты физического и психического “статус-кво” – оно говорит о возможной опасности отравления и мотивирует не касаться, не есть, и отойти подальше от объекта такой угрозы. Психологическая чистота также подвластна отравлению какими-то посторонними, вредными идеями. Во всяком случае, именно это решили проверить психологи Университета Иллинойса в Урбана-Шампань (University of Illinois at Urbana-Champaign). Они (Ritter & Preston, 2011) использовали экспериментальную парадигму повторяющихся проб-тестов: участники эксперимента пробовали напиток до и после теста. А тестами были тексты оппозиционных мировоззрений. Так, в первом эксперименте, людям, считающим себя христианами, давали переписать от руки либо текст предисловия из словаря, либо суру из Корана, либо параграф из книги Бог как иллюзия (The God Delusion) известного атеиста Ричарда Докинса (Richard Dawkins). Ну, представьте, вы — православный, а вас просят переписать такой отрывок:
Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: гордящийся своей ревностью ревнивец; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик (Dawkins, 2006, стр. 31, перевод Натальи Смелковой).
Итак, каждый участник эксперимента, сидя в небольшой комнате, за столом, перед монитором, получили задание выполнять, все, что будет им сказано на дисплее. Рядом с ним стояли два стакана лимонного напитка (1 часть лимонного сиропа на 19 частей воды) и листок для оценки, насколько он отвратителен по шкале от 1 (нисколько не отвратителен) до 7 (ужасно отвратителен), а также оценку горечи-сладости и вообще, настроения в данный момент. Стаканы содержали одну и ту же жидкость по составу, но сказано было, что они разные, промаркированные А и Б. Для начала, участники пробовали и оценивали напиток из стакана А. Затем им говорилось, что для очистки вкуса необходимо немного времени, и, для того, чтобы его занять, им предлагалось вручную переписать текст с экрана монитора – то, о чем я говорил выше. После этого они пробовали “другой” напиток, в стакане Б, и оценивали его.
Как вы уже догадываетесь, второй напиток (тот же самый) оценивался как более отвратительный, у христиан, переписывающих суру или отрывок из Докинса, по сравнению с теми, кто переписывал предисловие к словарю. Причем, для христиан и Докинс и Коран были одинаковы!
Интересно и показательно, что другие характеристики напитка, такие как горечь, сладость, кислость и вкусность, никак не изменялись.
В другом эксперименте было показано, что отвращение не растет, если участники общаются с другими, которые тоже переписывали. Иными словами, им было противно не от встреч с теми, кому было противно.
В третьем эксперименте, перед тем как пробовать второй напиток, участникам было предложено под благовидным предлогом помыть руки. Я уже писал о пользе и чуде мыться рук здесь и здесь . И второй напиток оказывался таким же, как и первый!
Теперь понятно, почему профессор Преображенский предостерегал от чтения советских газет во время еды? Наша еда реально станет хуже, по ощущениям, если мы будем смотреть при этом по телевизору на политиков, чиновников и попов.
Ritter, R. S., & Preston, J. L. (2011). Gross gods and icky atheism: disgust responses to rejected religious beliefs. [doi: 10.1016/j.jesp.2011.05.006]. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript.