Tag Archives: нейромаркетинг

Диагностика шизофрении с помощью ай-трекинга и развитие способностей

Роналдо с ай-трекеромИзвестно уже более ста лет, что у людей с психиатрическими заболеваниями присутствуют аномалии движений глаз, но до последнего времени никто не думал, что эти аномалии можно замерять и использовать как метод диагностики. Я писал ранее о том, как ай-трекинг оказывается отличным методом для ранней диагностики аутизма, и болезни Альцгеймера. Недавнее исследование британских, немецких и американских ученых (Benson et al., 2012) позволило создать модель, которая может диагностировать шизофрению, с помощью простых тестов на ай-трекере с поразительной точностью в 98,3%!

Всего три простых теста, и за пять минут можно увидеть аномалии движений глаз. В первом тесте надо следить глазами за движением объекта по заданной траектории. У людей с шизофренией наблюдается отставание от движущегося объекта и последующая корректировка с помощью саккад, баллистических движений глаз. Тест на свободный просмотр — показ на фиксированное время, и человек сам выбирает, на что и как смотреть. У нормальных людей паттерны просмотра схожи. Именно поэтому результаты ай-трекинга используются в рекламе и маркетинге – мы довольно предсказуемы в том, как мы смотрим на визуальные объекты. У людей с шизофренией паттерны отличаются от «нормы». Третий тест – фиксация, требует от человека смотреть на неподвижную точку. Довольно легкий тест, но у людей с шизофренией возникают с этим проблемы.

Сравните:

Ай-трекинговые тесты, выполненные контрольной группой и группой больных шизофрениейЯ за свою, даже не очень долгую практику проведения ай-трекинговых исследований, видел примеры аномальных движений глаз, но не думал, что они могут быть такими предсказательными и диагностическими.

Работы продолжаются – если сейчас понятно, как диагностировать шизофрению, то исследователи надеются построить модели для дифференциации других психиатрических расстройств, которым свойственны свои, уникальные аномалии движений глаз.

Судя по этому исследованию, есть все основания начинать вводить такую методику в клиническую практику. Типичное неврологическое исследование занимает много времени, дорого стоит и требует высококвалифицированного специалиста. Этот же метод дешев, быстр и может быть проведен техником, а результаты могут обрабатываться компьютерной программой. Специалист может вмешиваться в процесс, когда возникает высокая вероятность диагноза.

Мне более интересна идея обратной инженерии – создание упражнений для движений глаз, которое может потенциально предупреждать или даже лечить психиатрические заболевания. Эти аномалии не стоит рассматривать исключительно как следствия заболевания, а, скорее, как один из его компонентов.

Есть примеры, когда аномальные движения глаз повышают человеческие способности. У Микаэля Шумахера были обнаружены определенные паттерны движений глаз, которые, хотя бы отчасти, позволяли ему быть лучшим на треке: он по-иному смотрел на повороты трассы. Недавний фильм про Роналдо показал его отличающиеся паттерны движений глаз. Это можно определять, анализировать и создавать на их основе упражнения.

Benson, P. J., Beedie, S. A., Shephard, E., Giegling, I., Rujescu, D., & St. Clair, D. (2012). Simple viewing tests can detect eye movement abnormalities that distinguish schizophrenia cases from controls with exceptional accuracy. [doi: 10.1016/j.biopsych.2012.04.019]. Biological Psychiatry, 72(9), 716-724.


Лаборатория мозга, 6 октября, Сколково

сколковоОчень интересное мероприятие, 6 октября, в субботу. Демонстрация передовых технологий в области нейроисследования, нейромаркетинга и др. Там сможете попробовать себя на детекторе лжи, пройти психолингвистическое исследование, поучаствовать в ай-трекинговом исследовании, позаниматься нейрофидбаком (нейронной обратной связью) и многое другое. Пройдет в Московской школе управления Сколково. Ссылка на мероприятие в фейсбуке. Бесплатно. Картинка кликабельна, смотрите подробности.
Я там буду тоже кое-что демонстрировать :)


Редакция Истории Жизни. Бесплатный вебинар, 9 августа, четверг

Редакция истории жизни9 августа 2012 года, четверг.
Начало:
в 20:00 по московскому времени. Длительность: 1,5 часа.

Жизнь – это история. История, которая происходит с нами каждый день, каждое мгновение. У этой истории есть прочитанные главы, есть то, что происходит прямо здесь и сейчас, и есть еще ненаписанные страницы.
Это наша история, и мы не простые герои, и мы можем ее редактировать. Возможно, мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить свое отношение к нему. У нас есть все возможности менять то, что происходит с нами в настоящий момент. И мы можем написать свою будущую жизнь, написать ее так, как мы хотели бы ее прожить.

Программа вебинара:
История создания метода.
Суть метода. Случаи из практики.
Применение при травматических переживаниях.
Применение для дизайна будущего.
Немного о счастье и как его достичь.
Кроме этого:
Как говорят мужчины и женщины,
Язык любви и счастливой семьи,
Как определять ложь,
Язык социального статуса.

Вебинар прошел. Всем участникам спасибо!


Быстрота принятия решения

Выбор закусокМы принимаем сотни решений каждый день, и практически все эти решения принимаются очень быстро. Но что значит быстро? Вот исследователи и поставили себе целью узнать, какова же скорость принятия некоторых простых решений. Во вчерашней статье  мы видели, что это время было довольно значительным. На этот раз исследователи (Milosavljevic, Koch, & Rangel, 2011) решили изменить дизайн эксперимента.

Так же, как и в предыдущем эксперименте, студенты сначала ставили рейтинг закускам, а далее дизайн несколько изменился. Он представлен на картинке ниже: сначала фиксация на 800 миллисекунд на крестик, расположенный в центре, затем чистый экран на 200 миллисекунд, и после — выбор из двух закусок, всего лишь на 20 миллисекунд. Пара закусок выбиралась случайно из набора из 50 уникальных видов, и разница в рейтинге не могла составлять 0, то есть никогда не показывались одинаково оцененные объекты.

Дизайн слайдшоу для эксперимента по принятию решенияПосле показа закусок, экран сменялся на две серые точки, и студент должен был как можно быстрее выбрать левую или правую, обозначая свой выбор закуски с предыдущего слайда. Но делать это, не нажимая клавишу на клавиатуре, а сделав движение глазами, если необходимо, и зафиксировав взгляд на соответствующей точке. Движения глаз и фиксации так же, как и в предыдущем эксперименте (Krajbich, Armel, & Rangel, 2010), регистрировал ай-тракер (eye-tracker). И когда он «отлавливал» взгляд в одной из точек, выбор прекращался, и начиналась новая серия.

И вот какие результаты были получены:

1) Участники эксперимента выбирали лучший вариант правильно (закуску с более высоким рейтингом, назначенным ими же самими) в 73,3% случаях (65,2% в сложном выборе и 84,6% в легком выборе).

2) Для сложного выбора средняя скорость принятия решения оставила 411 мс, а для легкого – 386 мс. Минимальное время реакции, рассчитываемое по особым формулам, составило 313 миллисекунд.

Экспериментаторы еще провели несколько экспериментов, меняя чуть-чуть дизайн. Так, в одном из них, они просили нажимать одну из клавиш, соответствующую выбору. Это привело к незначительно большей точности выбора, но увеличило время принятия решения до 632 миллисекунд. В другом их просили подумать о выборе, прежде чем перевести глаза на соответствующую выбору точку.

Основные выводы исследования: мы принимаем решения очень быстро. Усилия подумать увеличивают время принятия решения, лишь незначительно поднимая аккуратность выбора. Мы тратим много время на моторные движения, как глаз, так и рук (чтобы обозначить свой выбор).

Я писал о некоторых аспектах выбора (Когда последний раз вы видели пантеру? ). Там счет шел на секунды, но вполне вероятно, сделай они аналогичный дизайн, могли бы получить гораздо меньшее время. Человек способен отличить сцену, где изображены люди или животные, от просто пейзажа за 140-160 миллисекунд (Kirchner & Thorpe, 2006), может различить эмоцию страха на лице человека за менее чем 350 миллисекунд (Bannerman et al., 2009).

Обратите внимание: в 73,3% случаях люди выбирали правильный результат за столь короткое время. В эксперименте, описанном вчера, правильность результата составила 78%, но при двух или трех секундном решении. Вполне вероятно, что достигнутый потолок аккуратности при 600 миллисекундах показателен в том плане, что дальнейшее увеличение времени не будет приносить значительно большей аккуратности. Иными словами, решение принятое очень быстро – вполне приемлемо.

Bannerman, R. L., Milders, M., de Gelder, B., & Sahraie, A. (2009). Orienting to threat: Faster localization of fearful facial expressions and body postures revealed by saccadic eye movements. Proceedings of the Royal Society B, 276 (1662), 1635–1641.

Krajbich, I., Armel, C., & Rangel, A. (2010). Visual fixations and the computation and comparison of value in goal-directed choice. Nature Neuroscience, 13, 1292–1298.

Kirchner, H., & Thorpe, S. J. (2006). Ultra-rapid object detection with saccadic eye movements: Visual processing speed revisited. Vision Research, 46, 1762–1776.

Milosavljevic, M., Koch, C., & Rangel, A. (2011). Consumers can make choices in as little as a third of a second. Judgment and Decision Making, 6(6), 520–530.


Как мы выбираем спутника жизни, джанк-фуд или что угодно

Выбор между двумя мужчинамиЛюбопытное исследование по принятию решений, опубликованное в Nature Neuroscience в прошлом году. Читаю я одну статью по нейромаркетингу, а там ссылка на исследование, что голодные люди выбирают еду за такое-то время. Дай-ка, думаю, быстро гляну, что там было за исследование, а у журнала Nature очень своеобразный подход к формату статей, и зачастую очень сложно продраться – многие секции выносят отдельно как дополнительный материал, начинаешь читать и понимаешь, что ничего не понимаешь, чего-то не хватает. Так вот, пришлось изучать ее внимательно, убедившись, кстати, в том, что цитируемые результаты были, мягко говоря, очень упрощены.

Исследователи (Krajbich, Armel, & Rangel, 2010) отобрали 39 студентов, которые не имели ничего против чипсов, шоколадных батончиков и прочего, что принято сейчас называть джанк-фудом, и не были на диете. Кроме 20 долларов за участие, им обещали дать и один вид закуски, который они выберут. Их попросили не есть за три часа до начала эксперимента. Сначала их посадили перед монитором, где им показывались 70 видов различных закусок. И по шкале от -10 до 10 предлагалось оценить, хотелось бы им это съесть после эксперимента. Вопрос практичный – студенты видели в комнате ящики со всеми этими чипсами, печенюшками и шоколадками.

Затем экспериментаторы подготовили ситуации выбора, индивидуально для каждого участника, выбросив из набора все закуски, получившие негативные оценки. Теперь дизайн был таков, как на рисунке ниже: сначала экран с фиксацией на 2 секунды, затем выбор из двух закусок (причем разница между оценками закусок не превышала 5 баллов) – на время, пока студент не примет решение, а затем, после решения, выбранный объект еще подсвечивался рамкой на 1 секунду. Во время ситуаций выбора движения и фиксации глаз студента регистрировались ай-тракером (eye-tracker).

Дизайн выбора между двумя закускамиКогда человек стоит перед выбором из нескольких вариантов, он смотрит на них несколько раз, переводя глаза с одного объекта на другой, делая сравнение. Но как именно происходит такое сравнение, и каким законам оно подчиняется – это и решили выяснить ученые. Они построили и позаимствовали несколько моделей, которые бы предсказывали движения и фиксации глаз, а реальные данные показали бы точность таких моделей. С другой стороны, модель могла бы обнаруживать такие феномены, которые упускаются из вида при анализе эмпирических данных. И самое главное – модель может помочь нам понять, как наш мозг принимает решения.

Модель предполагает некую переменную — относительную ценность решения (RDV — relative decision value), которая присваивается каждому объекту в ситуации сравнения. Длительность фиксации на каждом объекте меняет величину относительной ценности решения. Скормив моделям эмпирические данные, ученые создали довольно успешно предсказывающую модели, каждая хорошая по-своему. Некоторые данные, которая обнаружили модели и реальные факты таковы:

Скорость принятия решения в зависимости от сложности выбора1) Реальный выбор закуски голодным студентом занимал около 1,7 секунд при легком выборе (когда разница в рейтинге была существенная) и около 2,7 секунд при сложном выборе. На графике слева видна зависимость скорости принятия решений от сложности выбора.

2) Лучший выбор (то есть, объективно тот, который получил более высокий рейтинг самим студентом) происходил в 78% случаях.

3) Есть определенная вероятность (около 74%) того, что при сравнении двух объектов, первая фиксация глаза происходит на объекте слева.

4) Есть предрасположенность выбора левого объекта, именно из-за высокой вероятности первой фиксации на левый объект.

5) Вероятность, что первая фиксация взгляда падает на лучший выбор, равна около 50%, иначе говоря, то, что мы видим сначала – не обязательно лучший выбор и не обязательно то, что мы выбираем.

6) Самые длительные по времени – серединные фиксации, то есть, все, что происходят после первой и последней фиксацией взгляда.

7) Люди обычно выбирают объект, на который они посмотрели последним, за исключением случаев, когда он значительно хуже, по рейтингу, чем другой.

8) Мы, с высокой вероятностью, выберем объект, на который смотрели больше времени, в сумме длительности фиксаций.

9) Чем дольше мы смотрели на один объект, тем дольше нам придется смотреть на другой объект, чтобы мы его выбрали. То есть нам надо преодолеть величину относительной ценности решения, уже набранной первым объектом.

10) Объект, имеющий какие-то привлекательные для глаза характеристики, вероятнее всего, приведет к увеличению фиксации взгляда и последующему его выбору, хотя может быть объективно менее ценен, чем другой объект.

11) Систематические предрасположенности культурного характера – например, чтение слева направо, сверху вниз, могут потенциально приводить к искажению нормативного принятия решения. Иными словами, объекты в верхнем левом поле представляется нами как более ценные, хотя могут таковыми и не являться.

Меня поразила точность моделей, которые, хотя и не предсказали всего, тем не менее, были эффективны во многом. Уже сейчас нашим поведением пытаются манипулировать похожие модели, и кому интересно, может полюбопытствовать о работе, скажем, Zinga Games, компании с огромным штатом первоклассных математиков, которая соблазняет нас тратить время и деньги, играя в ее приложения в Facebook-е.

И вот даже я попытался манипулировать теми, кто прочитал статью в надежде найти советы по выбору спутника жизни. Но, в самом деле, становится понятно, как можно построить исследование с человеком, который реально стоит перед выбором. Как постараться максимально избежать ошибок и искажений в принятии решения, позволяющий человеку, в самом деле, произвести довольно точный выбор даже в таком непростом деле, всего минут за 5.

Krajbich, I., Armel, C., & Rangel, A. (2010). Visual fixations and the computation and comparison of value in goal-directed choice. Nature Neuroscience, 13, 1292–1298.


Немного новостей нейромаркетинга

Дизайн бутылка гель-душа Axe компании UnileverКомпания, занимающаяся нейромаркетинговыми исследованиями, AdSam, находящаяся в Гейнсвилле, штат Флорида, объявила о получении патента США на метод идентификации специфических регионов, используя  функциональный магнитный томограф (fMRI), позволяющий измерять «притягательность» какого-то объекта для человека и «вовлеченность» в процесс взаимодействия с таким объектом. Эти регионы включают в себя височные и фронтальные извилины (News Brief, 2012). Очевидно, что преследует это коммерческие и репутационные интересы компании, потому что утверждать, что они открыли место в мозге и метод наблюдения за ним, где рождаются «вовлеченность» и «притягательность», конечно, нельзя.

Неплохая статья в Wall Street Journal (Glazer, 2012). Опять же, говорится о том, что нейромаркетинг – не какой-то модный тренд в маркетинге, а коммерческая необходимость. Фокусные группы не могут дать надежной информации, из-за пропасти между тем, что люди говорят, они собираются делать и тем, что они на самом деле делают. В статье – немного о дизайне упаковки гель-душа Axe компании Unilever. На картинке слева – вверху оригинальный дизайн. По результатам исследований, с помощью ай-тракига (eye-tracking), компания остановила свой выбор на нижнем варианте. Сразу после запуска, один ритейлер рапортовал о росте продаж.

News Brief (2012). Neuro researcher gets patent for imaging ‘appeal’, ‘engagement’ in brain. Media Daily News, 7 July 2012. Ссылка.

Glazer, E. (2012).The eyes have it: Marketers now track shoppers’ retinas. The Wall Street Journal, July 12, 2012. Ссылка.


Блогу — 2 года

mindware.ru/blog - 2 годаЗа это время я написал почти 400 статей и заметок, обрел интересные знакомства. От меня блог требовал читать научные статьи по любопытным темам, которые хоть и не принадлежат к числу моих главных интересов, тем не менее, обогащают мои представления о поведении человека. Надеюсь, что это интересно и кому-то еще.

В блоге буду больше рассказывать о собственных исследованиях, особенно, с применением ай-трекинга (eye-tracking), и вовсе не обязательно в области нейромаркетинга. В перспективе есть желание привлечь еще авторов, и программистов, (наверное на Java, насколько хватает моих познаний), для того чтобы создавать онлайн эксперименты, в которых могли бы принимать участие все желающие.  Есть много любопытных тем.