Tag Archives: обработка информации

Спойлеры – это хорошо

Спойлер! Джизус умрет в конце Библии!Спойлер  — то или тот, кто заранее сообщает о том, что должно было оставаться неизвестным, и тем самым портит удовольствие от чтения, просмотра спортивного матча (ABBYY Lingvo, 2008).

Вышел новый фильм, и, судя по всему, стоит сходить в кинотеатр и посмотреть его. А ваш друг его уже посмотрел и, чтобы вас позлить, начинает вам рассказывать сюжет фильма. Вы либо затыкаете уши, либо поете “ля-ля-ля”. Это же ужасно, согласитесь! Новое экспериментальное исследование показало, что, возможно, мы неправы (Leavitt & Christenfeld, 2011).

Вопреки устоявшимся представлениям, спойлер улучшает наслаждение процессом – чтения, просмотра футбольного матча, кинофильма и пр. Даже мистические истории и детективы, которые всегда держат нас в напряжении и готовят сюрприз, особенно в конце, не только не портятся спойлером – например, тем, что мы прочитаем последние страницы или посмотрим конец фильма, но и становятся лучше!

Психологи провели три эксперимента, в которых использовали 12 коротких историй Агаты Кристи, Антона Чехова, Джона Апдайка, Роальда Даля и Рэймонда Карвера. Истории были поделены на три группы: с неожиданным ироничным поворотом сюжета, с загадкой и где все серьезно. Каждая история была представлена в трех вариантах: 1) как есть, 2) со вступительным параграфом-спойлером, рассказывающим, чем закончится история, и 3) с параграфом-спойлером, вставленным в историю.

Каждую версию истории прогнали через 30 человек, которые прежде не читали данное произведение. И вот что выяснилось:

Людям больше всего понравились истории с ироничным неожиданным поворотом, “подпорченные” спойлером в начале. И также касается историй-загадок, например, детективов. То есть узнать в самом начале истории, кто настоящий убийца, оказывается, даже увеличивает наслаждение от истории. Серьезные истории понравились участникам меньше всего, но даже и они только выигрывали от спойлера в начале.

Интересно, что параграф со спойлером, вставленный в историю, не улучшил восприятие и наслаждение историей. Это все напоминает правило хорошей презентации: сначала скажите, о чем вы будете рассказывать, расскажите, что хотели, и, в заключение, скажите, о чем вы только что рассказывали.

Но почему так происходит? И хотя исследователи не ставили себе целью ответить на этот вопрос, он, похоже, заключается в том, что значимость сюжета преувеличена. С точки зрения когнитивной психологии, мне близка версия о том, что “подпорченная” спойлером история легче читается (обрабатывается мозгом с меньшими затратами энергии), а наш мозг любит предсказуемость мира вокруг нас, и легкость понимания происходящего. Ему это нравится больше, в жизни и так слишком много неопределенностей.

Кроме того, хорошая история обладает другими свойствами, и об этом много и подробно писали, и наши современники, например, Стивен Кинг, и Умберто Эко. Хорошая история держит нас, но не загадкой, что там впереди, а умением писателя поверить ему, погрузить нас в его мир и жить в этом мире, до слов “Конец”. Хорошая история – та, которую можно смотреть, читать или слушать, сколько угодно раз, и каждый раз испытывать наслаждение. Посмотрите на ребенка – он смотрит свой любимый мультфильм, про который он знает все, с радостью и удовольствием.

Авторы исследования говорят, что, возможно, наши представления о сюрпризах и загадках в других областях также ошибочны. Может быть, подарки надо дарить, заранее договорившись с человеком, что будет за подарок, или упаковывать его в прозрачную обертку. Может быть, неожиданные сюрпризы на работе, дома и где угодно еще, лучше организовывать, предварительно сообщив о нем? Понятно, что называться неожиданным и сюрпризом это перестанет, но радости и удовольствия будет больше.

Буду следить за этими психологами, потому что они продолжают работать над вопросом, что делает истории хорошими.

Leavitt, J. D., & Christenfeld, N. J. S. (2011). Story spoilers don’t spoil stories. Psychological Science, 22(9), 1152-1154.


Полезное поле зрения (UFOV – Usable Field of Vision).

Полезное поле зрения Полезное поле зоения — это пространство, из которого человек может извлечь зрительную информацию в результате быстрого взгляда без поворота глаз или головы. Пределы этого пространства могут быть ограничены плохим зрением, трудностями в распределении внимания и замедленной обработкой информации.

В результате травм, ухудшения зрения, здоровья в целом, и старения, периферическое и полезное поле зрения снижается.
Выше представлена таблица, показывающая корреляцию, и, возможно, причинно-следственную связь, между снижением поля и количеством автомобильных аварий.

Однако, тренировки, нацеленные на расширение поля зрения, могут обратить снижение поля зрения от 41% до 17%. После тренировок, тесты показали, что при скорости 90 км/час дистанция полной остановки автомобиля была снижена на 7-8 метров, а число опасных маневров снижено на 50%.

Тесты, проведенные с людьми, прошедшими тренировку на расширение поля зрения, после 18 месяцев, показали, что участники сохранили до 90% навыков вождения и остановки, а также 50% объема уменьшения опасных маневров. Более важно, наверное, это то, что такие тренировки привели к уменьшению количества людей, оставивших вождение из-за ухудшения когнитивных способностей, и увеличили количество дней вождения тех водителей, которые прошли тренировки по расширению поля зрения (Ball & Owssley, 2000). Как результат, это качественно улучшило и продлило жизнь этих людей, потому что они продолжали активно общаться с друзьями и родственниками, сохранили самостоятельность и независимость, что, разумеется, важнее самого вождения.

Ball, K., & Owsley, C. (2000). Increasing mobility and reducing accidents of older drivers. In K.W. Schaie, M. Pietrucha (Eds.) Mobility and Transportation in the Elderly. New York: Springer, pp. 213-250.