Tag Archives: отвлечение

Отвлечение от задачи улучшает качество решения

отвлечение в офисеИсследование, проведенное учеными Университета Карнеги Меллон (Creswell, Bursley, & Satpute, 2013), обнаружило, что когда мы делаем сложный выбор или принимаем решения, регионы мозга, занятые этой работой, продолжают быть активными, даже когда мы отвлекаемся на другие дела. Это уже не первое исследование, подтверждающий знакомую нам всем совет отвлечься на время от решения трудного выбора, о том, что «утро вечера мудренее» или «с этим надо переспать».

В эксперименте участникам предложили выбрать лучшую автомашину из нескольких, указывая многочисленные и различные характеристики каждой, и одна из машин была объективно лучшим выбором. Первая группа должна была принять решение сразу, вторая – тщательно подумать в течение двух минут, а третью группу отвлекали довольно сложной задачей на память, на это же время.

отвлечение вниманияОтвлечение, даже на несколько минут, производило лучшее по качеству решение. Раньше ученые уже обнаруживали позитивный эффект при отвлечении от трудного выбора, но предполагали, что мозг может отдыхать от задачи, а затем возвращаться к ней, с новыми силами, но этот эксперимент показал, что он продолжает заниматься решением, даже когда занят другими делами.

Сканирование мозга с помощью томографа сначала показало у всех участников эксперимента активацию регионов, связанных с принятием решений. Но даже когда третья группа решала отвлекающую задачу, эти регионы продолжали быть активными. Остается непонятным, почему сознательное размышление о выборе уступает по качеству подсознательным процессам. Также неясно, насколько долго можно и нужно отвлекаться для улучшения качества решения, ну, а пока наука с этим разбирается, пользуйтесь краткими передышками – ваш мозг будет продолжать думать.

Creswell, J. D., Bursley, J. K., & Satpute, A. B. (2013). Neural Reactivation Links Unconscious Thought to Decision Making Performance. Social Cognitive and Affective Neuroscience.


Кафе приходит в дом

кафеИнтересный твист — в июне прошлого года я писал в статье Работа в кафе может быть креативной об исследовании, которое показало, что в кафе часто бывает шум как раз необходимой громкости, который помогает креативности.

The New York Times 21 июня опубликовала статью (O’Connor, 2013) как раз об этом исследовании и о сайте Coffitivity, который создан для звукового вполощения атмосферы кафе. Создатели планирут разработать приложения для мобильных устройств и добавить больше треков для разных стран: сайт уже пользуется успехом, но австралийцев разражает американский акцент, а они хотят слышать свой :).

CoffitivityМожно поставить музыку, как рекомендует сайт, чуть громче шума кафе, и так, чтобы быть в районе 70 dB, как рекомендует исследование, и позволить своей креативности развернуться!

O’Connor, A. (2013). How the Hum of a Coffee Shop Can Boost Creativity. The New York Times, 21 June 2013.


Работа в кафе может быть креативной

измеритель шума, для андроидаВ серии 5 экспериментов группа ученых из Канады и США показала, что умеренной громкости шум способствует креативности (Ravi, Zhu, & Cheema, 2012).

Любой нежелательный звук – это шум. Он отвлекает и затрудняет концентрацию на текущей задаче. Это отвлечение зависит от уровня шума – чем он выше, тем сильнее отвлечение. Ученые записали различные шума – в кафетерии, отдаленный шум стройки, движения в слоне машины в городе, и представляли их участникам экспериментов  на уровне 85 dB, 70 dB и 50 dB. В то время как те должны были решать задачи, требующие креативного мышления. Например, Remote Associates Test , тест на отдаленные ассоциации: человеку дают три-четыре слова, и он должен назвать слово, которое их объединяет. Скажем: пиво, телевизор, гол или стекло, футляр, зрение. В другом эксперименте участников просили придумать спальный матрас с новыми характеристиками или вообще нового типа. И вот что выяснилось:

Уровень в 85 dB, эквивалентный шуму машин на оживленной трассе оказался губителен для креативности. Такой шум производит слишком много отвлечения и вмешательства в мыслительные процессы, когда течение мыслей постоянно прерывается, не завершаясь.

Уровень в 50 dB – шум спокойного офиса, оказался также не особенно плодотворен для творчества.

А вот 70 dB – оказалось то, что надо. Такой шум производит достаточно отвлечения, и прерываний в мышлении. Этого оказывается достаточно, чтобы сбиваться с мыслей и начинать мыслить, вероятно, более абстрактно, и значит, креативно.

Сейчас можно скачать и поставить себе на телефон измеритель шума, и проверить, подходит ли то место, где вы пытаетесь творить, и надо ли уменьшить или увеличить шум.  Удачного творчества!

Ravi, M., Zhu, R., & Cheema, A. (2012). Is noise always bad? Exploring the effects of ambient noise on creative cognition. Journal of Consumer Research, 39, December 2012.

Фото отсюда.