Tag Archives: погода

Любовная сила солнца

Знакомство на улицеНеутомимый профессор Николя Геген, эксперименты которого так часто описываются в этом блоге, недавно провел исследование, которое, как оказалось, еще никто до него не делал, несмотря на простоту и очевидность. Прекрасный пример того, что еще есть столько неизведанного, и простор для фантазии безграничен!

Психологические исследования показывают, что погода влияет на наше поведение.

Так, например, мы знаем, что:

  • Солнечная погода улучшает настроение;
  • В солнечные дни люди более склонны помогать другим (Cunningham, 1979);
  • Солнечные дни увеличивают доходность рынка акций (Hirshleifer & Shumway, 2003);
  • Результаты собеседования в небольшой степени зависят от погоды (Хороший ли сегодня денек для собеседования?);
  • Погода влияет на размер чаевых, хотя это продолжает оспариваться некоторыми исследователями (Чаевые и погода).

Суть исследования, про которое мы говорим сегодня: Пять 20-ти летних парней подходили к девушкам познакомиться и взять номер телефона. Парни были тщательно отобраны в результате оценки физической привлекательности, получив в среднем от 7,7 до 8 баллов по 10-ти бальной шкале. Действие происходило в двух небольших французских городках на побережье Атлантического океана, в мае и начале июня, с 9 утра до часу дня, при температуре от 18 до 22 градусов. Время года было выбрано специально, чтобы исключить туристов, которые, как показывает практика, более конформны ко всяким предложениям на улицах.

Итак, каждый из парней подходил к случайной девушке на улице возрастом от 18 до 25 лет, улыбался и говорил следующее:

“Привет! Меня зовут Антуан. Я просто хотел сказать, что вы очень красивы. Мне надо после обеда на работу, и хотел бы узнать, вы мне номер своего телефона дадите? Я бы позвонил вам позже, и мы могли бы сходить куда-нибудь, выпить кофе?”

После этого он замолкал, улыбался, смотря ей в глаза, и ждал 10 секунд. Если девушка соглашалась, парень записывал ее номер. Если не соглашалась – он говорил: “Ну что ж, без проблем”. В любом случае, он благодарил и уходил.

Всего было остановлено 500 девушек. К половине из них подходили в солнечный день, к другой половине – в пасмурный.

После окончания сбора данных экспериментаторы опросили парней, догадывались ли они в чем суть эксперимента, и никто из них не дал правильного ответа. Тем девушкам, которые дали свой номер, позже позвонили и объяснили суть эксперимента.

Процент девушек, согласившихся дать номер телефона, в зависимости от погоды: Процент девушек, согласившихся дать номер телефона, в зависимости от погоды

Cunningham, M. R. (1979). Weather, mood, and helping behavior: Quasi experiments with the sunshine Samaritan. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1947–1956.

Guéguen, N. (2013). Weather and courtship behavior: A quasi-experiment with the flirty sunshine. [doi: 10.1080/15534510.2012.752401]. Social Influence, 1-8.

Hirshleifer, D., & Shumway, T. (2003). Good day sunshine: Stock returns and the weather. Journal of Finance, 58, 1009–1032.


Чаевые и погода

ЧаевыеВ психологической литературе можно найти доказательства, что приятная погода увеличивает количество чаевых в ресторанах и кафе. Однако для двух экономистов (Flynn & Greenberg, 2011) это казалось не столь убедительным. Они выяснили, что исследования были довольно небольшими по размерам, и лишь одно из них использовало реальные данные погоды. Экономисты решили сделать исследование более солидным – в течение двух лет они копили данные актуальных продаж популярного ресторана и данные погоды. Оказалось, что никаких статистически значимых отношений между этими двумя фактами нет. Из этого следует, что чаевые – не просоциальное явление, которое может меняться так же, как и настроение человека, в зависимости от погоды, а, вероятнее всего, исключительно институциональная норма поведения.

Flynn, S. M., & Greenberg, A. E. (2011). Does weather actually affect tipping? An empirical analysis of time-series data. Journal of Applied Social Psychology, Article first published online: 26 September 2011. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2011.00813.x.