Иногда, когда плачет наш ребенок, мы не находим себе места, в попытках ему помочь. Особенно плохо то, что часто мы не знаем причину плача. Их может быть множество – голод, боль, злость, страх, но как отличить одно от другого? Казалось бы, мы живем уже несколько миллионов лет, и могли бы научиться за это время различать и передавать это знание.
И вот картина: молодые родители, не понимающие, почему плачет дитя, и новорождённый, с единственным способом сообщить о своих негативных эмоциях.
Испанские психологи решили изучить это вопрос, взяв в качестве материала плач 20 детей возрастом от 3 месяцев до полутора лет; плач, причиной которого совершенно точно были три фактора: боль, злость и страх. Они хотели понять, есть ли отличия, и могут ли взрослые правильно их распознавать. Оказалось, что вообще-то взрослые весьма плохо разбираются в разных видах плача. Однако, кое-что все же умеют: не в силах сознательно определить причину, взрослые реагируют более эмоционально и энергично, когда ребенок плачет из-за боли. На уровне интуиции взрослые понимают, что это – самый опасный вариант, угроза для здоровья и жизни.
Психологи обнаружили, что можно научиться отличать один плач от другого и разницу надо искать в движениях глаз и динамике плача:
При злости — глаза почти прикрыты веками, и смотрят в никуда или на фиксированную точку. Рот либо полуоткрыт, либо открыт широко, и интенсивность плача растет. Ребенок двигает руками и ногами больше чем при других причинах плача.
При страхе – глаза открыты почти постоянно. Периодически ребёнок пронизывает взглядом стоящих рядом и старается откинуть голову назад. Плач развивается быстро и кажется взрывным на пике.
При боли – глава постоянно закрыты, и в редкие моменты когда открываются, на несколько мгновений, направлены в даль. Мускулы напрядены в районе глаз, а лоб нахмурен. Плач начинается внезапно сразу с максимальной интенсивностью.
Choliz, M., Fernandez-Abascal, E. G., & Martinez-Sanchez, F. (2012). Infant crying: pattern of weeping, recognition of emotion and affective reactions in observers. Spanish Journal of Psychology, 15(3), 978-988.